<<< ΛΛΛ >>>
общественность Англии борется за правильное истолкование этого наследства.
Еще английский критик-коммунист Ральф Фокс в своей книге "Роман и
народ" (1939) указывал, например, на то, как извращают буржуазные
литературоведы значение романов Скотта, и энергично боролся против этих
извращений. "Сейчас, - писал он, - принято сводить Скотта на роль простого
рассказчика умело построенных и невыносимо сентиментальных историй".
Опровергая эту пошлую "концепцию", Фокс смело подчеркивал новаторское
значение деятельности Скотта и извлекал из его опыта уроки для современной
прогрессивной литературы Англии. "Он был, - писал Фокс о Скотте, - в
известном смысле, революционным новатором, ибо он первый четко поставил
вопрос о том, что недостаточно наблюдать человека, что его также следует
рассматривать исторически. Он знал, что у человека, наряду с настоящим,
имеется и прошлое, и его изумительный и плодовитый гений предпринял попытку
синтеза, который XVIII веку не удалось осуществить, в котором роман должен
был объединять в себе как поэзию, так и прозу жизни...". Отнюдь не
идеализируя Скотта, Фокс показывает, что и ему не удалось реализовать этот
синтез поэзии и прозы в области романа. Скотт "потерпел неудачу, но эта была
славная неудача, и причины ее стоит рассмотреть". Эти причины, по мнению
английского критика, заключаются в том, что Скотт оказался слишком
консервативен для того, чтобы усмотреть и воспроизвести те новые героические
силы, которые возникали в его эпоху. "Скотт, первый великий романист новой
индустриальной эры,... убежал от нее в идеализированное и романтизированное
<<< ΛΛΛ >>>
Эти причины литературоведения История английской литературы. Том II. Выпуск первый 1 расцвета Социализм передовые свободы
|