<<< ΛΛΛ >>>
На значении лучших исторических романов Скотта для современного
широкого английского читателя особо останавливается в своей книге "Старые
верные друзья" (1950) ветеран английской марксистской критики Т. Джексон. Он
подчеркивает также новаторство Скотта-художника, показавшего роль больших
общественных конфликтов в поступательном движении человечества и умевшего
тепло и выразительно рисовать образы простых людей из народа.
Арнольд Кеттль, один из младших представителей марксистского
литературоведения в Англии (посвятивший Скотту особую главу в своем
"Введении в английский роман", 1951), также видит основу жизненности лучших
исторических романов Скотта (в частности - его "Эдинбургской темницы") в
том, с какой силой отразились в них, наперекор торийским предубеждениям
писателя, картины действительных бедствий его народа. Скотту удается, как
доказывает Кеттль, "проникнуть вглубь реальных и жизненных столкновений сил
шотландского общества, поскольку ему удается постичь в своем воображении
действительное положение крестьян шотландских Лоулендов" {Arnold Kettle. An
Introduction to the English Novel, vol. 1. London, 1951, p. 121.}. Такие
романтические образы, как, например, Мег Меррилиз из "Гая Маннеринга",
являются у Скотта, по замечанию Кеттля, символом страданий
экспроприированных бедняков, находящихся во власти крупных землевладельцев в
период "огораживания" и "очистки" земель. "Знакомство Скотта с бедностью не
было академичным, при всем его торизме, хотя оно и имеет часто
нереалистическую окраску" {Там же, стр. 117.}, - замечает Кеттль,
<<< ΛΛΛ >>>
Введении в английский роман Проницательнее смотрел в будущее литературоведения История английской литературы. Том II. Выпуск первый 2 движения
|