<<< ΛΛΛ >>>
революционных романтиков и литераторов, связанных с чартистским движением,
ставившим себе задачу сознательного революционного преобразования общества.
Гражданский, обличительный пафос поэзии Байрона и Шелли, народность их
творчества были той базой, на которой вырастала историческая преемственность
между их поэзией и пролетарской поэзией чартистского движения.
Шелли и Байрон стали для английского пролетариата любимейшими поэтами.
"Насколько английскому пролетариату удалось добиться самостоятельного
развития, - писал Энгельс в 1845 г., - доказывает особенно тот факт, что
наиболее замечательные произведения новейшей философии, политической и
поэтической литературы читаются почти исключительно
рабочими. Буржуа - раб данного социального строя и связанных с ним
предрассудков - боится всего, что действительно знаменует собой прогресс, и
усердно открещивается от него; пролетарий же смотрит на
все новое открытыми глазами и изучает его с наслаждением
и успехом" {К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. III, стр. 519-520 (подчеркнуто
мною. - Ю. Г.).}. Говоря о поэтической литературе, Энгельс имел в виду
Байрона и Шелли.
Борясь за идейное, пропагандистское, жизнеутверждающее искусство для
народа, чартистская пресса в качестве примера для творческого подражания
<<< ΛΛΛ >>>
Эти причины Романтическое творчество этих писателей литературоведения История английской литературы. Том II. Выпуск первый 13 широтой
|