Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Разновидности войск

Их названия хорошо знакомы нам по литературе и искусству, однако отличительные особенности тех или иных мы себе представляем плохо.
Лучше других известны ГУСАРЫ. Гусарская романтика до сих пор привлекает нас в книгах, фильмах, спектаклях. Из стихов, песен, рассказов, посвященных русским гусарам, можно составить толстую книгу. Что же представляли собой давно исчезнувшие гусары?
Это были кавалеристы, служившие в особых частях легкой конницы – КАВАЛЕРИИ. Славились они как отчаянные смельчаки, лихие рубаки, верные боевые товарищи и – не в последнюю очередь – как несравненные покорители женских сердец. Вооружены гусары были саблями, карабинами и пистолетами. Особо их выделяла нарядная, яркая форма, скроенная по венгерскому образцу. Козьма Прутков недаром шутил: «Если хочешь быть красивым, поступи в гусары». Их украшали расшитые шнурами мундиры – ДОЛОМАНЫ, на левое плечо была накинута короткая куртка – МЕНТИК, ноги облегали узкие рейтузы – ЧАКЧИРЫ (ЧИКЧИРЫ), около колен слева висела сумка – ТАШКА, голову покрывал КИВЕР – высокая цилиндрическая шапка с султаном. Обуты гусары были в короткие сапожки – БОТИКИ. Шнуры на мундире назывались БРАНДЕНБУРЫ.
В шутливом стихотворении «К Галичу» лицеист Пушкин писал о том, как он якобы готовится в гусары:

Надену узкие рейтузы,
Завью в колечки гордый ус,
Заблещет пара эполетов,
И я – питомец важных Муз —
В числе воюющих корнетов!

Усы, особо закрученные, составляли важную примету гусара. «Черноусым удальцам» юный Пушкин посвятил «философическую оду» под названием «Усы».
Стремительные налеты на неприятеля требовали быстроты и ловкости, поэтому в гусары не брали особо рослых и тяжеловесных. Рослый гусар – понятие немыслимое.
В повести Л. Толстого «Два гусара» показаны представители двух поколений – отец и сын Турбины и различие между ними. О сыне сказано так: «Даже и тени в нем не было тех буйных, страстных и, говоря правду, развратных наклонностей прошлого века».
После гусаров особой популярностью пользовались УЛАНЫ. Первые уланские полки были сформированы в России в 1803 году.
Уланы, как и гусары, были разновидностью легкой кавалерии. Принадлежностью их вооружения служили пики, увенчанные флюгерами – цветными флажками. Помните, в стихотворении Лермонтова «Бородино» стих – «Уланы с пестрыми значками»? Эти «значки» и есть флюгера. Уланы были и во французской армии, о них идет речь в стихе, в русской армии флюгера служили для того, чтобы отличать отдельные уланские полки. «Уланы тронулись, колеблясь флюгерами пик…» – читаем в «Войне и мире».
Традиционной формой улан были синие мундиры. А с 1844 года – особые шапки или каски с квадратным верхом – «УЛАНКИ». Однако из «Войны и мира» узнаем, что в 1812 году были и «оранжевые уланы на рыжих лошадях». Речь идет об оранжевой отделке синих уланских мундиров, на самом деле появившейся только в 1820-х годах. Двухцветность уланской формы отражена в стихотворении Лермонтова «Спор»: «Мчатся пестрые уланы, поднимая пыль».
Герцен в «Былом и думах» вспоминает, как впервые надел на себя мундир и снаряжение уланского юнкера: «Боже мой, как я казался себе хорош в синем куцем мундире с красными выпушками! А этишкеты, а помпон и лядунка» (ЭТИШКЕТ – шнур от верха «уланки» к воротнику, ПОМПОН – шарообразное украшение на головном уборе, ЛЯДУНКА – патронная сумка).
Погиб юный Ленский, грустит Ольга, но вскоре
Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою…
В это же время за Татьяной неудачно ухаживает гусар Пыхтин.
О пребывании в Тамбове уланского полка повествуется в поэме Лермонтова «Тамбовская казначейша». Уланы носили КОЛЕТЫ – короткие мундиры на крючках. О герое «Тамбовской казначейши» сказано: «…надев колет, / Летит штаб-ротмистр на обед».
Лиза в «Двух гусарах» Толстого желает жениха улана, а не гусара: «Нет, я не хочу гусара… Они все отчаянные, говорят».
ДРАГУНЫ были конниками, предназначенными и для пеших боевых действий. Они выделялись касками с ПЛЮМАЖЕМ из конского волоса («Драгуны с конскими хвостами» у Лермонтова). Такой головной убор служил не столько для украшения, сколько защитой от сабельных ударов.
Хотя драгуны относились к кавалерии, чины у них, в отличие от гусаров и уланов, до 1882 года были такими же, как в пехоте. Отсюда «драгунский капитан» (а не ротмистр) в «Княжне Мери» Лермонтова.
КИРАСИРЫ, как и драгуны, относились к тяжелой кавалерии, служили главной ударной силой в атаке. Они были одеты в КИРАСЫ – металлические панцири, защищавшие от холодного и огнестрельного оружия. От ударов саблей их страховала металлическая каска с плюмажем. Обуты кирасиры были в высокие сапоги – БОТФОРТЫ. Верхней одеждой служил белый КОЛЕТ.
В кирасиры брали рослых людей, кони под которыми были сильные, тяжелые. В рассказе Тургенева «Лебедянь» фигурирует «необыкновенно длинный кирасир».
Командиром лейб-эскадрона кирасирского полка служил в молодости герой повести Л. Толстого «Отец Сергий».
К 1813 году кирасирский полк принадлежал к гвардии. В гвардию входили и два других полка тяжелой кавалерии – кавалергардский и конный. Кстати, в переводе КАВАЛЕРГАРДИЯ – то же, что конная гвардия. И кавалергарды, и конногвардейцы носили черные кирасы и высокие каски.
КАВАЛЕРГАРДЫ выделялись красивой парадной формой белого цвета. Приметы кавалергарда рисует Пушкин в лицейском стихотворении «К Наталье»: «Не представь кавалергарда / В каске, с длинным палашом». Анатоль Курагин, пытавшийся похитить Наташу Ростову («Война и мир»), – «красавец-кавалергард».
Вне строя кавалергарды носили более простую форму, тяжелую каску заменяла бескозырка. Кутузов во время Бородинского сражения изображен в «Войне и мире», как и на всех исторических картинах, «в белой кавалергардской, с красным околышем и без козырька фуражке», а не в положенной ему по чину шляпе. Это объяснялось старыми ранениями головы.
КОННОГВАРДЕЙЦЫ, как и кавалергарды, составляли привилегированный полк русской гвардии. Шефами его часто были императоры. В «Войне и мире» на смотре войск около Ольмюца молодой Александр I появляется в конногвардейском мундире, вызывая восторг и восхищение юного Николая Ростова… «Пиковая дама» Пушкина начинается со слов: «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова», – что говорит о знатности дома.
Офицерами в обоих полках служили выходцы из аристократии, обладавшие достаточными средствами, чтобы поддерживать достойный лоск и вести широкий образ жизни.
К концу XIX века различия в боевых функциях и снаряжении гусар, уланов, драгун и кирасиров постепенно стирались. С 1882 по 1909 год армейские кавалерийские полки именовались драгунскими. Особые названия и форма одежды оставались только как дань традиции.
Перейдем к пехоте.
МУШКЕТЕРЫ. Это слово мы связываем обычно с героями романа Дюма, однако мушкетерами в XVIII – начале XIX века (до 1811 года) называлась основная часть русских пехотинцев. Правда, вооружены они были не мушкетами, а кремниевыми ружьями и ТЕСАКАМИ – коротким холодным оружием с острым клинком. За плечами на ремнях был укреплен ранец. Это было обычной амуницией пехотинца. Графиня-бабушка в «Горе от ума», призывая отдать Чацкого в солдаты, с комичным акцентом восклицает: «Тесак ему да ранец. / В салтаты! Шутка ли! переменил закон!»
ГРЕНАДЕРЫ. Первоначально – солдаты, которые забрасывали противника фитильными гранатами – «гренадами», затем мастера штыковых атак. Гренадеры гвардейского Павловского полка носили высокие конусообразные шапки – ГРЕНАДЕРКИ. В гренадерах служили отборные, рослые солдаты – отсюда «гренадерский рост». Однако иногда, например после кампании 1812-1814 годов, в разряд гренадерских за отличия переводились и обычные пехотные и егерские полки. Таким образом, не всегда гренадеры отличались ростом и особыми физическими данными. Были и конные гренадеры.
ЕГЕРЯ. Егерские полки впервые появились в 1797 году, они сыграли большую роль в Отечественной войне 1812 года как вид легкой пехоты. Проворные и быстрые солдаты, егеря действовали впереди основной массы войск в рассыпном строю, отличались меткой стрельбой и маневренностью. В романе «Война и мир» Андрей Болконский командовал егерским полком, действия которого описаны на страницах третьего тома этого романа. В 1812 году егеря носили темно-зеленую форму с желтыми или синими погонами, кивера. После кампании 1812 года появились конные егеря, вошедшие в легкую кавалерию.
ПИОНЕРЫ. Так до 1830-х годов назывались солдаты военно-инженерных войск.

Формы и знаки различия

До середины прошлого века каждая воинская часть имела свою форму, которая при этом часто менялась в мелочах. Форму и ее изменения утверждали сами императоры, нередко они лично вносили в нее нечто новое; для Николая I это было тем, что мы называем сегодня хобби. Разнообразие в мундирах, головных уборах и других деталях военного костюма было столь велико, что разобраться в них может в наше время только весьма узкий круг историков-специалистов. Мы же, вроде грибоедовской Хлестовой, вправе сказать: «Не мастерица я полки-то различать». Помните, что на это ответил Скалозуб? «А форменные есть отлички: / В мундирах выпушки, погончики, петлички».
Расскажем только о самом существенном, о чем часто упоминается в произведениях классической литературы.
ПОГОНЫ на обоих плечах были введены в русской армии в 1801 году, носили их солдаты и унтер-офицеры; ЭПОЛЕТЫ вместо погон – только для офицеров и генералов – появились в 1807 году. Эполеты отличались от погон формой и отделкой – кругом на внешней стороне и шитьем. У штаб-офицеров и генералов от краев эполетного круга свисала бахрома. В 1854-1856 годах погоны стали носить офицеры и генералы, сохранив эполеты для парадной формы.
Некоторые полагают, что коль скоро в Советской, а затем и в Российской армии были возрождены многие прежние военные чины (ныне звания) и погоны, то и знаки различия на них идентичны старым; но это совсем не так. Иногда в фильмах и спектаклях, показывающих царскую Россию, можно видеть капитана, носящего погоны с одним просветом и четырьмя звездочками, полковника – в погонах с двумя просветами и тремя большими звездами. На самом деле до революции капитаны носили погоны с одним просветом и без звездочек, полковники – погоны с двумя просветами и без звездочек; погоны с двумя просветами и тремя звездочками положены были подполковникам. У полных генералов на погонах звезд не было. Генерал-майор носил на погонах и эполетах не одну, а две звезды, генерал-лейтенант – три.
Еще в начале прошлого века офицеры стали носить ФУРАЖКИ. Какая связь с фуражом, то есть кормом для коней? Первоначально фуражки, или фуражные шапки, носили ФУРАЖИРЫ – военнослужащие, ведавшие заготовкой фуража. Потом они показались удобными и для других и были введены для всех офицеров. Унтер-офицеры и солдаты носили БЕСКОЗЫРКИ.
В 1869 году на время занятий солдат гимнастикой им стали выдавать легкие полотняные рубахи. Вскоре пришли к выводу, что такие рубахи во время учений, походов и в бою удобнее тяжелых мундиров. Так укоренились ГИМНАСТЕРКИ, поначалу белые.
В 1860-х годах для армейских офицеров вместо темно-зеленых мундиров на крючках в качестве летней формы ввели белые КИТЕЛИ на пуговицах. В рассказе Чехова «Учитель словесности» описана прогулка на лошадях: «…длинная красивая кавалькада, пестрея белыми офицерскими кителями и черными амазонками, шагом потянулась со двора». А к первой мировой войне вся армия оделась в форму ЗАЩИТНОГО ЦВЕТА – ХАКИ, которая как походная появилась еще в 1907 году.

Реформа 1874 года

Указом от 1874 года рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской повинностью независимо от сословия. От несения службы освобождались только духовенство и учителя. По новому закону в армию призывались молодые люди, достигшие 21 года. Правительство каждый год определяло потребное количество новобранцев, составлялась разверстка по губерниям, уездам и т.д. Жеребьевкой отбиралось нужное число, остальные годные к службе зачислялись в ОПОЛЧЕНИЕ (РАТНИКИ), которое призывалось только в военное время. Срок службы составлял 15 лет: 6 лет в строю, 9 в запасе (с призывом на военные сборы). Лица с образованием служили в строю менее 6 лет.
Возникла категория ВОЛЬНООПРЕДЕЛЯЮЩИХСЯ. Так назывались лица с образованием, добровольно (а не по жребию) поступившие на военную службу, за что имели право служить один год, до сдачи экзамена на младшего офицера. Герой повести Чехова «Моя жизнь» Полознев одно время служил вольноопределяющимся. В повести Куприна «Поединок» на занятиях в ротной школе среди неграмотных и малограмотных солдат мы видим вольноопределяющегося Фокина с университетским значком на груди.

Кадеты, юнкера и кантонисты

Эти термины довольно часто встречаются на страницах русской классической литературы, но понятны не каждому. Поэтому есть необходимость их пояснить.
КАДЕТАМИ (от франц. cadet – младший) назывались воспитанники закрытых учебных заведений, дававших подросткам начальную военную подготовку. Преимущество при поступлении предоставлялось детям офицеров. С 1863 по 1882 год КАДЕТСКИЕ КОРПУСА назывались ВОЕННЫМИ ГИМНАЗИЯМИ. В кадетском корпусе учился старец Зосима в «Братьях Карамазовых» Достоевского; туда отдала его мать, хотевшая, чтобы потом он поступил в гвардию. Воспитывался в кадетском корпусе и пушкинский Дубровский, откуда выпущен был корнетом в гвардию, то есть сразу офицером. Однако при Александре III образование в кадетском корпусе (военной гимназии) было признано недостаточным для производства в офицеры: с 1882 года для этого следовало продолжить образование в ЮНКЕРСКОМ УЧИЛИЩЕ.
Для детей аристократов в Петербурге существовал ПАЖЕСКИЙ КОРПУС – привилегированный кадетский. Его воспитанниками первоначально были мальчики, зачисленные в придворные пажи. Корпус этот закончил Павел Петрович Кирсанов в «Отцах и детях» Тургенева. Воспитанники старшего класса пажеского корпуса, допущенные к участию в придворных церемониях, именовались КАМЕР-ПАЖАМИ.
Свое пребывание в кадетском корпусе описал Куприн в повести «На переломе», обучение в пажеском корпусе – П.А. Кропоткин в «Записках революционера».
ЮНКЕРА встречаются в русской литературе в двух родственных значениях. В первой половине XIX века так назывались молодые дворяне, добровольно вступившие на военную службу, не имея специального образования. Они проходили службу, пользуясь многими льготами, в полках в качестве унтер-офицеров, после чего получали первый офицерский чин – прапорщика или корнета.
Юнкерами поначалу были Грушницкий в «Княжне Мери» Лермонтова, который «носил, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель» (хотя мог бы как юнкер носить тонкую), и Оленин в «Казаках» Л. Толстого.
В 1820-х годах для ускоренной подготовки из дворянских юношей офицеров были созданы ЮНКЕРСКИЕ ШКОЛЫ, воспитанники которых также звались юнкерами. В такой школе учился Лермонтов (полное название – Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров), а из литературных героев – Райский («Обрыв» Гончарова) и герой «Аси» Тургенева Гагин, поступивший оттуда в гвардейский полк. В юнкерскую школу собирался поступить Жорж Печорин в лермонтовской «Княгине Лиговской», но предпочел отправиться сразу в полк.
С юнкерскими школами не следует смешивать ЮНКЕРСКИЕ (с 1910 года – ВОЕННЫЕ) УЧИЛИЩА, открытые в 1864 году, – средние военные заведения, готовившие офицеров. Одно из таких училищ (Александровское в Москве) описал Куприн в автобиографическом романе «Юнкера».
КАНТОНИСТАМИ с 1805 по 1856 год назывались солдатские сыновья, с самого рождения числившиеся за военным ведомством. Они обучались в особой низшей военной школе, откуда выпускались унтер-офицерами, реже – офицерами. Выходцы из кантонистов были близки солдатским массам, зато офицеры-дворяне относились к ним с пренебрежением за происхождение и невысокий уровень образования. Отставной офицер Бодаев в «Лесе» Островского говорит Гурмыжской: «И вам не стыдно, что ваш племянник, дворянин, пишет, как кантонист».

Некоторые забытые слова

АРТИКУЛ в современном языке – обозначение типа изделия. Как же понять строки Некрасова в стихотворении «Орина – мать солдатская»? Больной, замученный службой солдат, вернувшись домой, «артикул ружьем выкидывал. / Так, что весь домишко вздрагивал…» В старину артикул (с ударением на последнем слоге) означал ружейный прием.
ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТ. Генерал, состоящий в свите императора. В «Войне и мире» Л. Толстого выведен генерал-адъютант Александра I Балашев – персона историческая, «одно из ближайших лиц к государю», как сказано в романе.
ЗАУРЯД. Это слово прибавлялось к названию чина (зауряд-прапорщик, зауряд-сотник и т.д.), дабы указать, что человек исполняет обязанности данного чина, не обладая им.
РЕМОНТ, РЕМОНТЕРЫ. Речь идет не о починке и не о техниках-ремонтниках; в старину ремонтом называлось приобретение лошадей для армии, что поручалось офицерам-ремонтерам. Кстати, ремонтером в 1812 году был юный Грибоедов.
СУБАЛТЕРН-ОФИЦЕРЫ – младшие офицеры, подчиненные командиру роты, эскадрона или батареи.
ПЛАЦ. Прибавка, обозначающая «помощник»: плац-адъютант, плац-майор (помощник коменданта) в первой половине XIX века.
ФЛИГЕЛЬ-АДЪЮТАНТ. Такое звание присваивалось офицерам, состоявшим в императорской свите. Флигель-адъютантом был Вронский в «Анне Карениной», об этом звании мечтает юнкер Оленин – герой «Казаков» Л. Толстого. Будущий Отец Сергий у Льва Толстого прервал свою блистательную карьеру, хотя ему прочили флигель-адъютантство.
ФРУНТ. Устарелый вариант слова «фронт», но это не фронт в современном значении, а строй солдат. Софья в «Горе от ума» говорит о Скалозубе:

Куда как мил! И весело мне страх
Выслушивать о фрунте и рядах…

Солдаты перед начальником становились «во фрунт», то есть навытяжку, по стойке «смирно».
Куприн в своих произведениях пишет: «отличные фронтовики были юнкера второй роты»; об офицере – «отличный фронтовик и молодчинище». Между тем никакой войны не было, речь идет о строевых учениях, и сейчас мы применили бы здесь слово «строевик».
Формулы титулования в армии были таким же, как в гражданской службе, соответствуя табели о рангах (см. таблицы на стр. 93 и 121). Но в целом это касалось только нижних чинов, офицеры же обязаны были титуловать только генералов, адмиралов и офицеров – князей и графов (в последнем случае – родовым титулом), к остальным, в том числе старшим, обращаться по чину с добавлением слова «господин». «Господин штабс-капитан», «господин прапорщик» – так обращаются друг к другу Печорин и Максим Максимыч («Бэла» Лермонтова) в официальном разговоре.
После февральской революции, отменившей титулование в армии, всеобщее обращение «господин + название чина» было введено в обязательном порядке. Не только генерал обращался к прапорщику «господин прапорщик», но и прапорщик к генералу «господин генерал», что до того было делом неслыханным.

Награждение орденом в царское время было не только поощрением и признанием заслуг, но и важным, даже необходимым условием продвижения по службе и личного преуспевания. До 1826 года все российские ордена давали право на получение потомственного дворянства, затем эта привилегия ограничилась лишь несколькими высшими орденами.
Всего в дореволюционной России начитывалось восемь названий орденов, но некоторые из них имели три или четыре степени, весьма неравнозначные.
ЗНАКАМИ ОРДЕНОВ служили крест, звезда и орденская лента.
Ордена высшей, то есть первой, степени носились на широкой ленте, надеваемой через плечо, сам же орден в виде креста укреплялся на ленте около бедра. Другой знак того же ордена – ЗВЕЗДА – носился на груди. Таким образом, высшие ордена имели сразу три орденских знака. «Человек со звездой», «господин в лентах» – это звучало очень внушительно.
В русской литературе можно часто встретить слово «КАВАЛЕРИЯ» в значении «орденская лента». Городничий в «Ревизоре», мечтая о генеральской карьере, говорит жене: «А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую?»
Можно было бы ответить вместо Анны Андреевны: «Конечно, голубую; ведь это лента высшего русского ордена – Андрея Первозванного». Однако орден этот выдавался крайне редко, только весьма высокопоставленным особам, а не просто любому генералу.
В просторечии «кавалерия» могла означать и один-единственный наградной знак. Нанявшийся в дворники отставной унтер-офицер Грознов («Правда хорошо, а счастье лучше» Островского) хвастается: «Я всегда хорошее жалованье получал, я кавалерию имею». Речь идет, несомненно, о «солдатском Георгии».
Носители орденов назывались КАВАЛЕРАМИ. При Кутузове («Война и мир» Л. Толстого) «почетный караул молодцов-гвардейцев, большей частью кавалеров». Это значит, что в охране фельдмаршала находились особо отличившиеся воины, удостоенные наград.
Орденский крест высокой степени надевался на узкой ленточке на шею, там, где сейчас располагается узел галстука, крест низшей степени – на груди. Нагрудные знаки на мундире крепились на пуговичных петлицах, позднее – прикалывались, но в обиходе по-прежнему чаще говорилось «крест в петлице». Нагрудные кресты носили на ленточке. Если орден был дан за военные подвиги, то это обстоятельство отмечалось особой складкой на ленточке – БАНТОМ.
В «Горе от ума» Скалозуб хвалится, что в 1813 году он отличился с братом: «…засели мы в траншею: / Ему дан с бантом, мне на шею». Эта информация мало что говорит современному читателю и зрителю. Скалозуб получил орден на шею (скорее всего, Владимира 3-й степени), а брат его – такой же орден 4-й степени, носимый на груди, ленточка которого была отмечена бантом. Лишь один орден Святого Георгия не имел банта, потому что его давали только военным.
Погоня за орденами, как и за чинами, была характерной чертой многих дворян и чиновничества. Грибоедовский Фамусов придает орденам огромное значение. Лиза говорит о нем Софье:

Как все московские, ваш батюшка таков:
Желал бы зятя он с звездами, да с чинами,
А при звездах не все богаты, между нами;
Ну разумеется, к тому б
И деньги, чтоб пожить, чтоб мог давать он балы…

А вот слова самого Фамусова:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..

Известны убийственные строки Державина:

Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами,
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.

Пушкин в стихотворении «Чаадаеву» писал:

Что нужды было мне в торжественном суде
Холопа знатного, невежды при звезде…

В рассказе Чехова «Толстый и тонкий» у давно не видевшихся друзей детства оказывается разное положение: тонкий имеет Станислава (очевидно, 3-й, низшей, степени), а толстый, дослужившийся до генеральского чина, – две звезды, то есть, вероятно, Станислава и Анны первых степеней. Между приятелями как бы разверзается бездна.
Особенность старых орденов: ими награждали в строгой последовательности, от низшего ордена к высшему, и никогда не давали дважды орден одного названия той же степени. Носить можно было только высшую степень ордена, врученные ранее низшие степени его хранились, но не надевались. Высшая степень ордена как бы указывала на то, что предыдущие степени уже получены. Только ордена с мечами, то есть выданные за военные заслуги, и орден Святого Георгия со второй половины XIX века разрешалось носить всех степеней.
Это общая характеристика орденов. Какое отражение каждый из них приобрел в русской литературе?
ОРДЕН СВЯТОГО ГЕОРГИЯ. Учрежденный в 1769 году, он стоит как бы особняком, так как является единственным русским орденом, которым награждали только за военные заслуги.
Знаком этого ордена был белый (эмалевый) крест. Орденская лента состояла из черных и оранжевых полос – такая же, что позднее была введена для советского ордена Славы и медали «За победу над Германией».
Георгием первых двух, то есть старших, степеней награждали весьма редко и только высших военачальников. В «Войне и мире» есть сцена, в которой Александр I после изгнания Наполеона из России, встретившись с Кутузовым в Вильне, весьма неохотно жалует фельдмаршала орденом Георгия 1-й степени. В том же романе, на приеме в Английском клубе в Москве генерал Багратион появляется «с русскими и иностранными орденами и с георгиевской звездой на левой стороне груди», то есть с орденом Георгия 2-й степени.
Всего Георгием 1-й степени было награждено за все время существования ордена 25 человек.
В том же романе «Война и мир» на военном совете в Филях Барклай де Толли сидит «с Георгием на шее» – орденом Георгия 3-й степени.
Знаками этого ордена служили: 1-й степени – крест на черно-желтой ленте шириной в 10 сантиметров, перекинутой через правое плечо, и слева, на груди, – четырехконечная золотая звезда с надписью: «За службу и храбрость»; 2-й степени – большой белый крест на шее и четырехконечная звезда; 3-й степени – малый белый крест на шее; 4-й степени – белый крестик на груди, то есть в петлице.
У старого князя-помещика в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»:

В петлице крестик беленький
(Влас говорит: Георгия
Победоносца крест).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Говорят
Когда германн вошел в гостиную
Ее везли шесть лошадей

сайт копирайтеров Евгений