<<< ΛΛΛ >>>
Иная близится пора,
Уж ветер смерти сердце студит,
Но нам священный град Петра
Невольным памятником будет.
Символика смерти замыкает и тему памяти. Памяти о времени, когда
-ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград,
и пронзительные строки из ахматовских «Черепков» звучат перекличкой не только с «Реквиемом», но и с мандельштамовским « Я вернулся в мой город-»:
И вовсе я не пророчица,
Жизнь светла, как горный ручей,
А просто мне петь хочется
Под звон тюремных ключей.
Поэтический строй «Реквиема» определяет, помимо всех прочих полифонических смыслов, доминанту судьбы самого Петербурга. От Посвящения и Вступления - через путь К смерти и Распятию и до Эпилога , как «погребального дня» , завершающегося пророчеством Памятника-Памяти - этот путь Петербург проходит каждой минутой своего существования. Время сжимается в мгновенье и становится вечностью. Судьба города - как мгновение на этой стреле времени. Полет «тюремного голубя» в конце поэмы - как жест прощания, покаяния, прощения-
Символика смерти замыкает и тему памяти. Только здесь, на этой земле, могла родиться трагедия смыслов ахматовского «Реквиема», в котором музыка стиха вырастает из оков еще одной смертогенной точки города, вмещающей в свое бесконечное пространство и страшную тюрьму, и гладь невских вод:
<<< ΛΛΛ >>>
Проблема исповеди начинается с поиска адекватного языка Уваров М. Непокаянный Петербург литературоведа 13 вавилон Характерен Уваров М. Непокаянный Петербург литературоведа 6 времени Уваров М. Непокаянный Петербург литературоведа 13 истории
|