Пиши и продавай! |
Но нам дороже золотой колчан В. Брюсов Если письменностью праязыка была слоговая система, где первичные корневые слоги выражались слогом типа СГС (согласная - гласная - согласная), а в строке для иных понятий писались слогами типа СГ (согласная - гласная), то слова, начинающиеся на гласные, будут нетипичными для индоевропейских языков , т. е. либо заимствованные, либо исказившие свое написание в результате исторических процессов. Для русского языка это наблюдение известно давно, а на все индоевропейские распространяется впервые (где это видано, чтобы в славянском языке сохранились правила, пригодные для праязыка или для всех индоевропейских языков, ведь он такой поздний?). «Если мы обратимся к более знакомому нам языку — русскому, то , открыв этимологический словарь на букву А , мы убедимся, что и здесь (как в случае со словами на Ф ) нам встретится подавляющее большинство слов иноязычного происхождения. Оказывается, гласный [ а ] в начале слова был нетипичен для языка наших предков» [О-2]. Приводимые ниже примеры показывают, что позиционный анализ звуков также может оказать существенную помощь при изучении слов из разных языков с целью выйти на праязык. При этом попробуем расширить это правило, известное для буквы « А » в русском языке, не только на все языки, но и на все гласные , как этого требует прослеженное происхождение этого правила из написания слоговых форм, — основного структурного свойства письменности праязыка. Начнем с древнегреческого и с буквы « I ». Первое, что попадается в сети, — это замечательное слово IDEA ( I?EA) [С-10] с тем же русским написанием ИДЕЯ . Это слово замечательно тем, что заимствовано из древнегреческого и содержится во всех романских, славянских и германских языках с тем же значением. В русском языке производные от этого слова дали целый привнесенный из европейских языков букет: ИДЕЙНЫЙ, ИДЕАЛ, ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ, ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЙ, ИДЕОЛОГИЯ, ИДЕАЛИСТ, ИДЕАЛИЗМ, ИДИЛЛИЯ, ИДЕАЛЬНОСТЬ, ИДОЛ, ИДИОТИЗМ, ИДИОМА (При этом неясно, почему идейный, идеал, идеология — это хорошо, а идеализм, идеалист и идол — это плохо). Слово это (идея) замечательно еще и тем, что содержит высший абстрактный смысл, относящийся к сокровенным процедурам мышления, поэтому и заимствование всего спектра значений везде проходило легко и естественно. Но самое замечательное в слове ???? — это то, что его смысл сразу раскрывает весь механизм появления некоторых нехарактерных для индоевропейских языков слов, начинающихся с гласных, в их словарном запасе. Привлечем замечательный словарь Михельсона: « идеал » — от греческого ???? — вид, наружность, образ, от ?????? — ВИДеть . Образец воображаемого совершенства, не существующий в действительности. Итак, опять точное совпадение с русским языком смысла и формы написания этой группы слов, только в древнегреческом слове не дописана начальная буква « В » за счет неправильного прочтения первичного слогового знака. Корень — «ВИД», как и полагается для слоговой системы письма, трехбуквенный, остался неизменным и сохраненным в русском языке. Для перечисленных нами слов получаем: идеология — вид еология, идейный — вид енный, идол — вид ол и т. д.: вид иллия, вид еализм, вид еалист, вид еальный, вид еализировать, особенно красиво звучит — вид еализация. Можно теперь даже не смотреть в словаре перевод, смысл «видимости» ясен из корня, однако ряд интересных слов всё-таки находится: идеографика (видеографика) — искусство изображать письменными знаками целостных понятий , идеография (видеография) — изображение письменными знаками целых понятий, Ида (Вида) — гора близ Трои. Любопытный оттенок приобретает исходное наполнение смысла философского течения «идеализм». Если ранее под термином « иде ализм» понималось учение, отвергающее действительное существование окружающих внешних предметов, окружающего мира, познаваемого нами через ощущения, то теперь становится прозрачной причина — почему так считалось! Мир предметов для нас состоит из их образов — « вид имостей», создаваемых сознанием, поэтому философское течение это и называется — « видеализм », а самих предметов мы не постигаем, имея дело только с нашими модельными представлениями — « вид еями», сущностными видимостями. Поэтому бытующее представление об идеализме, как о теории, имеющей, вместо реального мира, дело с «ощущениями» субъекта, неточно не отражает «древнегреческого» смысла «древнегреческого» термина, поскольку «образ» предмета, «видея», — модельное понятие куда более сложное, чем сенсорное «ощущение», доступное и очень низким ступеням развития сознания. По этому корню — « ВИД », существенный подарок-подтверждение смысла вносит латынь. В Древнем Риме были особые дни — «ИДЫ» ( idus ) — пятнадцатые числа марта, мая, июня и октября и 23-е число прочих месяцев, посвященные Юпитеру дни полнолуния (см. Моммзена). В Риме уже был утрачен смысл слова « Иды », оно воспринималось как этикетка. Теперь воскрешается древний смысл наименования этих дней — « виды ». Дело в том, что, согласно поверию, в эти дни снились вещие сны . Известен в Римской истории факт предсказания Цезарю в Мартовские иды (виды) покушения на него и убийства, увидевшим вещий сон прорицателем. Цезарь не поверил и пошел в Сенат, где его ждали заговорщики, при этом по дороге встретил предсказавшего и шутя спросил — «А ведь мартовские иды уже наступили!», на что тот спокойно ответил — «Да, наступили, но не прошли!». А за день до убийства, в самые иды Цезарь проснулся от рыданий жены — Кальпурнии, находившейся в глубоком сне и издававшей сдавленные крики. Ей привиделось во сне, что она держит на руках тело убитого мужа. Утром она умоляла мужа не ходить в Сенат, а уж если он не верит в ее вещие сны, пусть обратится к другим предсказателям. Он обратился, и жрецы объявили ему о неблагоприятных предзнаменованиях. ( Плутарх ). Поверие о вещих снах в полнолуние осталось и в русских сказках и мифических сказаниях [Д-11, т. III]. Встречается это и в ираноязычных мифах как упоминание, что для точности вещего предсказания нужно дождаться полнолуния. К сожалению, в древнегреческом языке осталось не так уж много слов, со всей очевидностью подчиняющихся полученному правилу, но это говорит лишь о том, что древнеиндоевропейских слов в древнегреческом языке в результате этнических катастроф и вторжений осталось не так много. Но зато каких!! Например, ?????? (эликос) в соответствии со вторым правилом праязыка должно читаться как слово « вел ик ос». Что же оно означает в древнегреческом языке? Великий!! В языкознании полное совпадение — одно из главнейших доказательств. Это слово явно из праязыка, а если это так, - то он жив! Иерей (Верей) — жрец, Иерея (Верея) — жрица, Иерос (Верос) — священный, святой, Иера (Вера) — есть даже такой остров. Всё это от слова праязыка ВЕРА . А помните Иерихон ? Это Верона ! Нет, не итальянская нынешняя (и древняя римская) Верона, а палестинская Верона, т.е. город Веры с ее мифическими «иерихонскими» (веронскими) трубами, рухнувшими стенами, шлюхой Равой, иудейскими шпионами и разрушением города кочевниками-скотоводами. Читатели могут сами посмотреть словарь на И, Ю, Э, Я и еще раз убедиться в первично-слоговом характере построения праязыка. Но одну группу слов древнегреческого языка нужно рассмотреть сейчас и здесь. Речь идет о словах, начинающихся на « ЭКО »: «экология», «экономика», «экологический», «экономия», происходящих от греческого ????? — «экос» — обитать, жить, обиталище, жилище, устраивать, управлять; «эк» — дом (не здание, а местопроживание). В соответствии с тем, что написано выше, читать эти слова нужно так: Согласные теперь четко определяются уже сами по себе |
|
|
|