Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

летописных известий, над чем работали и монахи Выдубицкого монастыря.
В окрестностях Киева находились и другие монастыри, разбросанные на обширном пространстве от Выдубицкого до Кириллова монастыря, к северу от Подола.
Из киевских пригородов наибольшее значение имел Вышгород, стоявший выше Киева, на правом берегу Днепра. Название «Вышгород» - чисто славянское и притом довольно распространённое: «вышгород» - это акрополь, верхний замок, кремль, детинец. Вышгород под Киевом известен с древнейшего времени и упоминается уже Константином Багрянородным в X столетии. В летописи о нём впервые говорится как о городе княгини Ольги («град Вользин») 1). Значение княжеского города остаётся за Вышгородом и в позднейшее время. Владимир Святославич до крещения держал в нём один из своих дворов, позже в Вышгород обращается за поддержкой Святополк Окаянный. Постоянное участие вышгородцев в крупных политических событиях вызвало даже попытку все летописные известия о Вышгороде отнести к «вышгороду» (детинцу) в самом Киеве 2). Но это явная ошибка, так как летопись говорит о Вышгороде, как об особом городе.
Город был хорошо защищён и служил убежищем для киевских князей. По образцу Вышгорода подобные же княжеские замки основаны были владимирскими и смоленскими князьями (Боголюбово и Смядынь). Смоленское сказание так и называет Смядынь «вторым Вышгородом».
Летопись в известиях начала XI в. упоминает вышгородских «болярцев». К ним обратился Святополк Окаянный с просьбой поддержать его на киевском столе. На основании этого А. Н. Насонов сделал такое ответственное заключение: вышгородская знать «ведёт себя как знать «Русской земли», принимая участие в решениях вопросов, касающихся всей «Русской земли» или Киева. Вместе со Святополком вышгородские «болярци» пытаются решить судьбу Киевского стола, охраняя едино-
_________
1) Лаврент. лет., стр. 58.
2) См. В. П. Ляскоронский, Киевский Вышгород в удельно-вечевое время (ЖМНП, 1913, апрель - декабрь).

-294-

властие «Русской земли»» 1). Так в замыслы Святополка вкладывается вдруг понятие времени централизованного государства - «единовластие», вовсе не свойственного времени феодальной раздробленности, когда и такие, казалось бы, «единовластцы», как Владимир Святославич и Ярослав Мудрый, делили Русскую землю между своими сыновьями. Сама летопись называет вышгородскую знать, которой А. Н. Насонов придаёт такое высокое значение, уменьшительным именем «боярцы», «болярцы», а сказание о Борисе и Глебе по списку XII в. - просто «вышегородскими мужами».
Известия о Вышгороде решительно опровергают представление Насонова о Вышгороде X в., как о центре, подобном «крупнейшим центрам тогдашней России» (небрежность Насонова в терминологии, в частности, сказалась и в том, что Древнюю Русь он отожествляет с Россией).
В источниках Вышгород представляется как значительный ремесленный центр. Здесь живут «древодели» - строители деревянных зданий, «градники», или «огородники», - строители укреплений. Сказания говорят о вышгородских древоделях и градниках (огородниках), как о прочно сложившихся, устойчивых кругах населения. Старейшина древоделей и старейшины градников Миронег и Ждан известны по сказаниям XI-XII столетий. Может быть, из них и состояли те «боярцы», которые поддерживали Святополка Окаянного.
В событиях X-XII вв. Вышгород играл весьма своеобразную роль города с особым режимом, основанным на большой зависимости населения от киевского князя. Былое значение города подчёркивается необыкновенными размерами Вышгородского городища - около 3 км в окружности. Внутри городища найдена была гробница из плит красного шифера, связанных железными скобами. В гробу лежал скелет, на пальце которого был перстень 2). Вышгород имел хорошие укрепления. Его окружали стены с заборолами. О них картинно упоминается в сказании об открытии мощей Бориса и Глеба: «И было
_________
1) А. Н. Насонов, «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства, стр. 54.
2) В. Б. Антонович, Археологическая карта Киевской губернии, М. 1895, стр. 17-18.

-295-

-296-297-

многое множество (людей) как пчел, по всему городу, и по стенам и по заборолам».
В городе кипела оживлённая жизнь. Сказания о Борисе и Глебе говорят о пирах старейшины «огородников» Ждана (христианское имя Никола), о хоромах, где устраивали пир, о снующих взад и вперёд слугах, как бы не замечающих голодного нищего у порога. Во время перенесения мощей Бориса и Глеба собирается множество людей. Для того чтобы расчистить путь среди толпы, князья приказывают «метати людям» дорогие ткани, меха, деньги. Рядом с картинами пиров и всенародных сборищ те же сказания рисуют Вышгород как место заключения людей, провинившихся или оклеветанных перед князьями, оказавшихся на долгое время «в забытьи» князьями. Заключённые сидят в глубоком погребе, под замком, в железных оковах. На ночь лестницу, по которой спускаются в погреб, вынимают, и наступает полная тьма. Так рисуется нам феодальная тюрьма XI- XII вв. со всеми её ужасами - «тьмою, холодом и забвением» 1)
Открытие в Вышгороде мощей Бориса и Глеба ещё более возвысило значение этого города, куда стали направляться многочисленные паломничества. Это не только создавало из Вышгорода религиозный центр, но и притягивало к нему литературные силы. По крайней мере о некоторых записях, относящихся к чудесам Бориса и Глеба, можно сказать утвердительно, что они были написаны в Вышгороде. Таково, например, обращение к Вышгороду в одном памятнике XI в., где Борис и Глеб прославляются как защитники Руси: «Стенам твоим, Вышгород, я устроил стражу на все дни и ночи. Не уснёт она и не задремлет, охраняя и утверждая отчину свою Русскую землю от супостатов и от усобной войны» 2).
Характер княжеского замка в значительной мере имел Белгород. Название этого города чисто славянское и очень распространено в славянских землях, где имеется несколько Белгородов, из которых самый известный Белград в Сербии. Древнерусский Белгород был любимым замком Владимира, который в 991 г. «заложил
_________
1) Д. И. Абрамович, Жития Бориса и Глеба, стр. 52-66 и пр.
2) Там же, стр. 118.

-298-

град Белгород и собрал в него от иных городов, и много людей свел в него, потому что любил град сей» 1). Из этого известия вытекает, что Белгород был основан в 991 г., но летописец называет этот город раньше, говоря, что в нём Владимир держал до крещения 300 наложниц. Возможно, речь идёт о новом замке, построенном в Белгороде. Впрочем, слова о наложницах в Белгороде не имеют характера решительного свидетельства о существовании этого города до 991 г., если припомнить, что они взяты из жития Владимира, где немало легендарных подробностей.
Своё значение передового замка на подступах к Киеву Белгород оправдал уже во время набега печенегов в 997 г., длительную осаду которых он успешно выдержал.
Киевские князья, видимо, всячески способствовали процветанию Белгорода, где находился их замок. Этим можно объяснить существование особой белгородской епископии. В начале XII в. значение Белгорода как ближайшего города близ Киева подчёркивается тем, что в нём Владимир Мономах посадил своего старшего сына Мстислава с явным намерением передать ему Киев 2). Юрий Долгорукий, заняв Киев в 1149 г., также окружил Киев кольцом городов, где сидели подручные князья. В Белгороде существовали Детинец и острог; следовательно, первоначальный княжеский замок в XII столетии уже разросся и был окружён предградьем.
В конце прошлого столетия село Белгородка вместе с прилегающим к нему полем было окружено высоким валом, упирающимся двумя концами в реку Ирпень. Длина вала - 2 версты, а очертание его - четырёхугольное. В западном углу городища помещался Детинец, состоявший из двух соприкасающихся между собой четырёхугольников, обведённых валами; в более обширном из них находилась церковь 3). Возможно, это каменная церковь св. Апостолов в Белгороде, о строении которой сообщается в 1197 г. 4) Два замка, помещающиеся внутри вала, быть может, показывают место двух дворов -
_________
1) «Повесть врем, лет», ч. 1, стр. 83.
2) Ипат. лет., стр. 204.
3) В. Б. Антонович, Археологическая карта Киевской губернии, стр. 19-20.
4) Ипат. лет., стр. 473.

-299-

княжеского и епископского. Княжеские погреба («княжа медуша») появляются уже в первом летописном известии о Белгороде. Яркую картину древнего Белгорода дают известные изыскания В. В. Хвойка, основанные на тщательном археологическом изучении памятников прошлого 1).
Укрепления Белгорода были незаурядными для своего времени, но в 1150 г. они чуть не были взяты внезапным нападением. Этому помешал мытник, переметавший мост, по которому можно было проникнуть в город. В это время князь Борис, сын Юрия Долгорукого, «пил в Белгороде на сеньнице с дружиною своею и белгородскими попами». Услышав звуки трубы, возвещавшие о прибытии врагов, Борис бежал из города, а белгородцы «вборзе поместили мост и впустили в город» войско врагов его отца.
В летописных известиях X-XII вв. выступают «белгородцы», горожане, в отличие от княжеской дружины. В полулегендарном рассказе об осаде Белгорода печенегами в 997 г. главная роль принадлежит «людям», «горожанам» во главе с их старейшинами. Судьба города решается на вече. Но в летописных известиях XII в. о Белгороде ясно проступает зависимость города от киевских князей. В ответ на требование открыть городские ворота белгородцы отвечают Юрию Долгорукому: «а Киев их тебе отворил?» 2)Смысл ответа: будешь киевским князем, тогда и мы тебе подчинимся.
Новые раскопки в Белгороде, вероятно, покажут ремесленный характер этого города и связь его ремесла с киевским хозяйством.
В оборонительную сеть укреплений, построенных Владимиром вокруг Киева, входил город Василев. Летописец сообщает об этом городе несколько противоречивые сведения. В рассказе о нападении печенегов в 996 г. говорится о Василеве так, как будто этот город уже существовал. Владимир, будто бы не выдержав печенежского, нападения, скрылся под мостом и в память своего спасения поставил в Василеве церковь Спаса Преображения, так как бой с печенегами произошёл в день Пре-
_________
1) В. В. Хвойка, Древние обитатели Среднего Приднепровья, стр. 76-94.
2) Ипат. лет., стр. 288, 300. См. ещё о битвах под Белгородом р 1159 г. (Ипат. лет., стр. 343-344).

-300-

ображения. Еще ранее летописец говорит, что только несведущие люди рассказывают, будто Владимир крестился в Киеве или в Василеве 1). Условность рассказа о крещении Владимира в 1Корсуне давно уже установлена А. А. Шахматовым. Поэтому упоминание о Василеве как месте крещения Владимира может иметь некоторые основания. Во всяком случае, название Василева легче всего производится от христианского имени Василий, которое получил Владимир при крещении, а принятие христианской веры киевским князем на первых порах могло быть тайным.
Город стоит на берегу Стугны; около соборной церкви имеется городище. На востоке от города лежит «Белокняжеское поле», где имеется более 400 курганов, наибольший из которых известен под названием Туровой могилы 2).
Многие города Киевской земли были типичными опорными крепостями, которые при более благоприятных условиях могли бы получить экономическое развитие. К числу таких городов-замков принадлежали Треполь, Канев, Корсунь, Богуславль, Торческ и Юрьев.
Треполь на Днепре очень часто называется в летописи как сборный пункт для русских войск, сражающихся с половцами. Впервые этот город упоминается в 1093 г. по случаю нападения половцев на Киевскую землю 3). Название Треполь (Триполье) славянское, во всяком случае не требует для своего объяснения привлечения слов из других языков. В первом же известии о Треполе этот город рисуется как окраинный замок на подступах к Киеву. Тотчас за Треполем начинались оборонительные валы. Потерпев поражение от половцев в 1093 г., киевский князь Святополк скрывается в Треполе.. И в дальнейших летописных известиях Треполь упоминается именно как укреплённый пункт, в нём названы даже «Водные ворота». Важно указание летописи на постоянное городское население в Треполе. В 1177 г. князь Мстислав тайно убежал из города, «а трепольцев предал и отворил их город» 4), впустив в него неприятеля.
_________
1) «Повесть врем, лет», ч. 1, стр. 85, 77.
2) В. Б. Антонович, Археологическая карта Киевской губернии, стр. 45.
3) Ипат. лет., стр. 155.
4) Там же, стр. 409.

-301-

Как указывал В. Б. Антонович, у Триполья на Девичьей горе имелось городище 1).
Канев, или Канов, впервые упомянут в 1149 г., происхождение его названия не ясно. Не является ли оно производным от кан или хан и не получил ли город своё название от перевоза через Днепр, который существовал у этого города. В таком случае мы имели бы Канов, т. е. ханский перевоз, откуда получил своё название город. Характер передового пункта, откуда русские князья совершали походы в степь или где они поджидали половцев, ярко выступает в летописных известиях о Каневе, который мог иметь некоторое торговое значение, поскольку купцы «гречники» и «залозники» чувствовали себя в безопасности только по миновании этого пункта 2). Канев наследовал значение Родни, место которой определяют на территории Княжой горы, при впадении Роси в Днепр; высказывались, впрочем, предположения, что Княжая гора и была первоначальным местом, где стоял Канев 3).
Более самостоятельное значение имели такие города, как Юрьев и Торческ, на южной окраине Киевской земли.
Юрьев был известен и под названиями Гурьгев, Гуричев. Впервые он упоминается в 1095 г., но был основан значительно раньше. Город находился на южной окраине. Киевской земли, в районе реки Роси. Своё название он получил по имени своего основателя - Ярослава Мудрого, в крещении Юрия, и принадлежал к числу тех городков, которые этот князь в 1032 г. основал на Роси («Ярослав поча ставити городы по Роси»). Юрьеву придавалось настолько большое значение, что в нём была основана епископия, может быть с миссионерскими целями обращения в христианство соседних кочевников.
Город был сожжён половцами и возобновлён в 1103 г. В это время укрепления его были деревянными («город» был «срублен») 4). Юрьев появляется в известиях XII в.
_________
1) В. Б. Антонович, Археологическая карта Киевской губернии, стр. 24.
2) Ипат. лет., стр. 267, 361.
3) Михайло Грушевський, Iсторiя Украiни-Руси, т. II, У Львовi 1905, стр. 284-286.
4) «Повесть врем, лет», ч. 1, стр. 101 (под 1032 г.), 185.

-302-

очень редко и обычно в связи и нападениями половцев. Местоположение Юрьева точно не известно, предположительно его помещают на старом городище поблизости от Белой Церкви. Основанием для такого предположения служит летописное указание на Рось и его приток Рут, в районе которых находился город 1). Юрьевская епископия ещё существовала в самом конце XII в. В 1197 г. она уже была объединена с белгородской, так как в этом году каменная церковь была освящена митрополитом и юрьевским епископом, тут же названным епископом белгородским и юрьевским 2).
Значительно больше известно о Торческе, впервые упомянутом в 1093 г. под названием «Торческий град». Своё название Торческ получил от «торков» - кочевого народа, осевшего на окраине Киевской земли. Осаждённые в своём городе половцами, торки «крепко сражались из города и убивали много врагов». Только голод принудил торков к сдаче. Половцы сожгли «город» и увели пленных в свои кочевья.
В известиях XII столетия Торческ выступает как центр торков, берендичей, печенегов и прочих племён Поросья (бассейна реки Роси). Одно время Торческ стал даже княжеским стольным городом. Сидевший в нём Михалко Юрьевич присоединил к нему («вохвоти») даже Переяславль 3).
В конце XII столетия в Торческе утвердился князь Ростислав Рюрикович, опиравшийся на помощь соседних «чёрных клобуков», враждовавших с половцами. Летописец называет Торческ его городом («прееха в Торцькый свой с славою и честью великою») 4). Место Торческа надо искать в Поросье, может быть в непосредственной близости к Юрьеву.
Более значительные города Киевской земли размещались только в некотором отдалении от Киева, в земле древлян, которые так долго сопротивлялись напору киевских князей. Исследованию «древлянских городов» посвящена содержательная статья П. Н. Третьякова. «По берегам Тетерева, Ужа, Случи и других рек Древлянской
_________
1) См. В. Б. Антонович, Археологическая карта Киевской губернии, стр. 52.
2) Ипат. лет., стр. 473-474.
3) Там же, стр. 152-157, 354, 365, 389.
4) Там же, стр. 452, 460.

-303-

земли, - пишет он, - до наших дней высятся десятки древних городищ - «градов» древлянских, пока, к сожалению, почти не привлекавших внимания археологов». Среди них П. Н. Третьяков отмечает городища Искоро-стеня, хорошо известного по летописи.
Древлянский город Искоростень известен был в X столетии как столица Древлянской земли. Он стоял в том месте, где река Уж прорезает скалистую гряду. Высокие берега подходят здесь друг к другу, русло реки завалено огромными камнями. «Городища расположены на мысах по обоим берегам реки. Это были небольшие укрепления с валами и рвами». Здесь найдены были обломки глиняной посуды VIII-X вв. 1)
Разрушенный Искоростень запустел, и во второй половине X столетия центром Древлянской земли сделался город Вручий (Овруч). Название города - славянское (глаголы - въручитися, върущатися и пр.). Вручий - один из древнейших русских городов, впервые появляющийся на страницах летописи под 977 г. 2) В это время в нём уже находился замок с городскими воротами и мостом перед ними, перекинутым через овраг; в городе сидел Олег, второй сын Святослава. После этого Вручий надолго исчезает из летописных известий и снова упоминается только в конце XII в., когда он стал столицей Рюрика Ростиславича.
Раньше уже говорилось о шиферном промысле в Овруче и в его окрестностях 3). Немалое значение для развития Овруча могло иметь его местоположение в благоприятной для земледелия части - Древлянской земли, где изредка попадается чернозём и возможны хорошие урожаи. Современный Овруч стоит на высотах, окружённых глубокими и крутыми оврагами. От киевского периода в Овруче сохранились остатки церкви Василия, неизвестно когда построенной. Старое предание приписывало её построение Владимиру Святославичу, но создание её с большей вероятностью можно приписать Рюрику
_________
1) П. Н. Третьяков, Древлянские «грады» («Академику Борису Дмитриевичу Грекову ко дню семидесятилетия», стр. 64-68).
2) «Повесть врем, лет», ч. 1, стр. 53.
3) Г. О. Оссовский, Откуда привозился красный шифер («Труды III Археологического съезда в Киеве», т. II, Киев 1878, стр. 159-164).

-304-

Ростиславичу; во всяком случае, это показатель известного процветания города 1).
Вручий в конце XII в. сделался столицей особого княжества, где сидел, по крайней мере с 1170 г., Рюрик Ростиславич. Княжение его во Вручем было длительным, в последний раз о нём, как о князе, имевшем своей столицей Вручий, упоминается в 1195 г. 2) Возвышение Вручего было явлением временным, связанным с деятельностью этого энергичного и беспокойного князя.
Некоторые города стояли на Припяти, где иногда полагают существование особой Турово-Пинской земли. Само название этой земли свидетельствует об искусственно сложившемся в исторической литературе выделении её в особую область. Единственным объяснением этого является несколько обособленное положение Турова и Пинска от Киева и Полоцка. В определении границ этой земли также нет полного согласия. М. П. Погодин вводит в её состав Мозырь и Городно 3), А. Андрияшев причисляет Мозырь к Киевской земле и т. д. В действительности Турово-Пинская земля как отдельная единица со своей княжеской династией никогда не существовала и является учёной фикцией, что подчёркивается отсутствием в названной земле даже единого центра.
Наиболее крупными городами в бассейне Припяти были Туров и Пинск; последний город впрочем, по своему местоположению, теснее связан с Волынью и будет рассмотрен в числе волынских городов.
Туров, один из древнейших русских городов, стоит недалеко от впадения реки Струмень в Припять, поблизости от того места, где в неё впадает с севера река Случь. Этим, кажется, определяется раннее возвышение Турова среди других русских городов. Верховья Случи близко подступают к верховьям Немана. Таким образом, через Туров шла древняя торговая дорога от Киева к берегам Балтийского моря. Значение дороги подчёрки-
_________
1) А. Братчиков, Материалы для исследования Волынской губернии, вып. 1, Житомир 1868, стр. 16-18; Забелин, Военно-статистическое обозрение Волынской губернии, ч. 1, Киев 1887, стр. 353; П. Н. Батюшков, Волынь, стр. 49, приложение, стр. 79-81.
2) Ипат. лет., стр. 370-372, 442, 452, 456, 465.
3) М. Погодин, Исследования, замечания и лекции о русской истории, т. IV, М. 1850, стр. 211.

-305-

вается существованием на ней других русских городов - Городно и Слуцка.
Название Туров летописец производит от некоего Туры, которого в нашей исторической литературе на основании летописи считают пришедшим из заморья, как и Рогволода. Но текст летописи, в сущности, не даёт для этого оснований, в летописи сказано: «бе бо Рогволод пришел и[з] заморья, имяше власть свою в Полотьске, а Туры Турове, от него же и Туровци прозвашася». Буквальный перевод этого текста следующий: «Ведь Рогволод пришёл из заморья; имел власть свою в Полоцке, а Туры в Турове, от которого и Туровцы прозвались». Иными словами, говорится только о том, что Туры имел власть над Туровым так же, как Рогволод над Полоцком, а не о том, что он пришёл из заморья. Во всяком случае, имя Туры находит себе объяснение в славянском языке, хорошо знавшем дикого быка - тура. Отсюда Буй-тур Всеволод в Слове о полку Игореве, Турова божница в Киеве, Турова могила и т. д. 1)Отметим также существование села Туров в Черниговской земле, известного уже в 1283 г.
Первое упоминание о Турове относится к 980 г. В конце X в. Туров сделался уже стольным городом отдельного княжества. По распределению Владимира Святославича туровский стол достался третьему его сыну, Святополку, следовательно, считался видным княжением. Согласно Ипатьевской летописи, Туров сохранял своё значение в середине XI в., когда в нём до смерти отца княжил Изяслав Ярославич 2). Относительно крупное значение Турова в Х-XII вв. подтверждается основанием особой туровской епископии. Тем не менее летопись не сохранила нам каких-либо подробностей, которые могли бы характеризовать внутреннюю жизнь Турова. В ней мы находим лишь случайные замечания о Турове, сделанные в связи с какими-либо политическими событиями.
В современном своём виде Туровское городище состоит из двух частей: меньшая и древнейшая его часть расположена в виде треугольника при слиянии реки Язды
_________
1) «Повесть врем. лет», ч. 1, стр. 54. О селе Турове см. Лаврент. лет., стр. 457; см. также «Русский исторический сбориик>, кн. 7, Пгр. 1882, стр. 342-347.
2) «Изяславу тогда в Турове князящю» (Ипат. лет., стр. 114).

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Было редким явлением в средневековом русском городе
Древнее значение слова гость удержалось очень долго
В 27 верстах от города
Однако правильное понимание значения этих должностей в древнерусском городе невозможно без летописи городах
Ручьём носила обозначение в плотьниках

сайт копирайтеров Евгений