Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

со Струменью, большая примыкает к ней, заполняя расширяющееся пространство между теми же реками. Между меньшим и большим отделениями городища имеется ров в 4,8 м глубины. Такое расположение городища в Турове совпадает с нашими представлениями о городах Киевской Руси. Меньшая и более укреплённая часть Турова соответствует первоначальному Детинцу, позже прибавилась новая и большая территория предгородья 1).
С Туровом связана деятельность крупного писателя XII в. Кирилла Туровского. Краткое житие его упоминает, что он был «рожден и воспитан во граде Турове», постригся в монахи и славен был по всей земле той, «умолением князя и людей града того» был поставлен в епископы Турова. Житие называет Кирилла вторым Златоустом («другий Златоустей нам в Руси паче всем восиа»).
Кирилл принимал участие в церковно-политической борьбе своего времени и написал несколько посланий к Андрею Боголюбскому, обличая ересь епископа Феодорца.
Сочинения Кирилла Туровского до сих пор не изучены. Е. Е. Голубинский и вслед за ним М. Н. Сперанский считали, что слова его «не могли иметь в виду широкие массы Руси, а были рассчитаны на старшую княжескую дружину, придворные круги и духовенство, и то, вероятно, в крупных центрах только». Но этот взгляд на Русь, как на полуграмотную страну, проводимый особенно Голубинским, опровергается самим текстом произведений Кирилла Туровского. В них встречается немало образов, взятых прямо из жизни. В Наказаньи Кирилла, как мы видели выше, книжное дело вменяется в обязанность не только чернецов, но и ремесленников, как раз тех людей, которые избирали Кирилла в епископы; тут же говорится о бедствиях «от человек, ли от князь». В другом слове названы «делатели с надеждою тружающиеся», рало, борозды и пр. В церковном поучении, приписываемом Кириллу, осуждается человек, который соблюдает посты, «а злобу держит и порабощает непо-
_________
1)«Запiскi аддзелу гуманiтарных навук», кн. 11, Менск 1930, стр. 373-374.

-307-

винных». В слове об исходе души говорится о немилосердных господах и самоубийствах рабов и пр. 1)
Сочинения Кирилла Туровского ближайшим образом связаны с жизнью горожан, «людей», давая понятие о степени городской культуры одного из центров Древней Руси.
О городах Переяславской земли наши источники дают лишь скудные сведения. Большинство из них (Баруч, Полкостен, Римов и пр.) упомянуты только в связи с набегами половцев или какими-либо политическими событиями. Объясняется это тем, что переяславские «города» по преимуществу были укреплёнными замками, остатки которых кое-где сохранились до нашего времени 2).
В сущности, в Переяславской земле известен только один большой город. Это столица княжества - Переяславль, ныне Переяслав Хмельницкий.
Переяславль принадлежит к числу древнейших русских городов. Летописец связывает его основание с борьбой против печенегов, когда Ян Усмошвец одолел печенежского богатыря (992 г.), но это явно позднейшее предание. Ведь Переяславль назван уже в летописном пересказе договора Руси с Греками 907 г. и в несомненно подлинном документе - договоре Игоря с Греками 945 г. Предание об основании города в конце X в. относится, возможно, к переносу его на новое место.
Рассуждая о начале Переяславля, В. Ляскоронский отмечает, что «населённые места с названием Переяславль встречаются, кроме России, ещё и в других местах, некогда имевших или даже и теперь имеющих славянское население». Он указывает Великую и Малую Преславу на Дунае и Преславу (Пренцлау) у Щетина в земле западных славян 3).
Расцвет Переяславля происходит в XI в. В это время он занимает среди южнорусских городов третье место по значению и стоит тотчас же после Киева и Чернигова. Поэтому Ярослав Мудрый выделяет Переяславль во вла-
_________
1) «Рукописи гр. А. С. Уварова», т. II, стр. 1-2 (Житие), стр. 70-73 (того же Кирилла Наказанье), стр. 21 (Слово на антипасху), стр. 77-78, 113.
2) По книге Большого чертежа в пределах бывшего Переяславского княжества было много городищ.
3) В. Ляскоронский, История Переяславльской земли, Киев 1897, стр. 156-157.

-308-

дение своего третьего сына, Всеволода. В XII в. переяславский стол утвердился за княжеской линией потомков Всеволода и Владимира Мономаха, но значение Переяславля в это столетие по сравнению с предыдущим временем явно падает. В конце века переяславский князь Владимир Глебович едва отбивал нападения половцев. Таким образом, процветание города было недолговечным.
История Переяславля в некоторой мере представляет загадку. В особенности мало понятны причины, выдвинувшие Переяславль на такое видное место среди русских городов XI в., и его быстрый упадок. Некоторые попытки объяснить возвышение Переяславля и его упадок сделал В. Ляскоронский в своей монографии о Переяславской земле. Он объясняет возникновение и рост Переяславля тем, что этот город был передовым пунктом, складочным местом для идущих в глубину Руси товаров. Однако «не только торговые цели ставили Переяславль на очень видную роль; ещё больше он ценился как удобный стратегический пункт, защищавший собою Русскую землю». В. Ляскоронский отмечает и значение Переяславля для распространения религиозного влияния в соседней степи 1)
Итак, по Ляскоронскому, три причины выдвинули Переяславль в разряд крупных русских городов: торговля, стратегическое положение, церковная политика. Однако при ближайшем рассмотрении все эти три причины мало объясняют рост Переяславля. Прежде всего неясно, что создавало из Переяславля выгодный пункт для торговли. Город стоял в некотором отдалении от Днепра, на реке Трубеже, никогда не имевшей значения большого водного пути. Передовое положение Переяславля на границе Русской земли скорее задерживало его экономический рост, чем ему способствовало, так как город вынужден был непрерывно отбиваться от половецких нападений. Наконец, установление в Переяславле епископии было следствием, а не основанием его экономического и политического значения.
Единственно правильное объяснение процветания Переяславля в X-XI вв. можно видеть в том, что он был центром для большой, прилегающей к нему округи на
_________
1) В. Ляскоронский, История Переяславльской земли, стр. 157-159.

-309-

левом берегу Днепра, где в киевский период нельзя отметить ни одного сколько-нибудь значительного города и в то же время можно насчитать немалое количество городков-крепостей. Может быть, первоначальное место Переяславля надо искать на устье реки Трубежа, где в конце XI в., по предположению Максимовича, находился город Устье, разорённый половцами в 1096 г. Здесь найдены были остатки какого-то здания из кирпичей, характерных для киевских построек. Тогда становится понятным и предание об основании Переяславля как города, поставленного на новом месте. Процветание Переяславля и его последующий упадок, видимо, объясняются сдвигом русского населения с юга на север.
В X-XI вв. Переяславль был одним из значительнейших русских городов, топография которого может быть теперь установлена довольно полно. Место древней крепости указывает Михайловская церковь, построенная над древним основанием. По словам М. А. Максимовича, писавшего в середине прошлого столетия, «эта часть Переяславля смотрит уже пустырём; но в древности тут-то и был город, заложенный и укреплённый князем Владимиром» 1) Застройка города каменными зданиями была произведена в конце XI в. переяславским митрополитом Ефремом. «Этот Ефрем, - пишет летописец, - был скопец, высокий ростом, многие тогда здания воздвиг, докончил церковь святого Михаила, заложил церковь на городских воротах во имя святого мученика Феодора, и затем святого Андрея у церкви у ворот и строение банное каменное, чего не было раньше на Руси. И город заложил каменный от церкви святого мученика Феодора, и украсил город Переяславский зданиями церковными и прочими зданиями» 2).
В этом известии особенно интересно указание на строительство каменного города и каменных городских ворот с надвратной церковью («церковь на воротех городных»). Вероятно, речь идёт о создании особого владычного замка в Переяславле, в том числе и каменной стены с башнями вокруг замка, а не о постройке каменных стен вокруг всего города. Впрочем, этот вопрос может быть разрешён только тщательными археологиче-
_________
1) М. А. Максимович, Собрание сочинений, т. II, стр. 328. - «Повесть врем, лет», ч. 1, стр. 137.

-310-

скими разысканиями. Отметим здесь, что вопрос о переяславской митрополии до сих пор остался нерешённым, так как в списках русских епархий находим в Переяславле обычную епископию. В первой половине XII в. переяславская епископия включала в свой состав не только собственно Переяславскую, но и Смоленскую землю. Существование епископского замка-дворца в Переяславле, несомненно, указывает на большое богатство переяславского епископа.
В том же Переяславле существовал княжеский двор, на котором в 1098 г. была заложена Владимиром Мономахом каменная церковь Богородицы. Это ещё более подтверждает мысль о существовании в городе двух дворов-замков, княжеского и епископского. По своему местоположению двое ворот переяславского города так и назывались: одни - Епископскими, другие - Княжими. Таким образом, в Переяславле мы имеем редкое сочетание церковной и княжеской власти над городом, каждая из которых владела своим замком 1).
Вокруг города с его замками находилось предгородье. Здесь я полагаю местонахождение Кузнечных ворот, которые, по точному смыслу летописи, располагались под горою против луга 2).
Интересный очерк древнего Переяславля сделан украинскими археологами, обобщившими разнообразный и малоизвестный археологический материал. Крепость, или Переяславский детинец, стояла при впадении реки Альты в Трубеж и занимала сравнительно небольшое пространство, площадью всего в 400 кв. м. Валы Детинца, как показали раскопки, имели сложную конструкцию. Это были деревянные срубы, заполненные землёй и с наружной стороны обложенные кирпичом-сырцом. Сверху возвышались деревянные «заборола». В Детинце стоял Михайловский собор, стены которого были украшены фресками и мозаиками, полы вымощены шиферными плитами. Поблизости от собора обнаружены фундаменты какого-то гражданского здания - возможно, это остатки банного строения, назначение которого авторы очерка о
_________
1) Ипат. лет., стр. 146, 179, 214. Летописец говорит о существовании в Переяславле митрополии, о чём имеются и другие указания. Не было ли «новое» основание Переяславля в конце X в. связано с устройством в нём русской митрополии.
2) Лаврент. лет., стр. 317; Ипат. лет., стр. 266.

-311-

Древнем Переяславле, откуда мною взяты эти археологические сведения, напрасно считают неизвестным. Баня прекрасно была известна в Древней Руси как раз под этим названием. Поэтому нет ничего мудрёного в постройке каменной бани митрополитом Ефремом, пришедшим из Византии. Применение дорогого камня для строения бани, обычно деревянной, и вызвало замечание летописца, что этого раньше не было на Руси.
К Детинцу примыкал относительно обширный окольный город, окружённый валами длиною в 3 200 м, значительная часть которых сохранилась до нашего времени. Окольный город, или «острог», был в то же время городским посадом. Глубокий ров ограждал Переяславль с северной стороны. Посад был населён «людьми», ремесленниками и торговцами. О существовании в Переяславле кожевников рассказывает уже летописное предание об основании Переяславля. Одни из ворот города так и назывались Кузнечными, указывая на сосредоточие кузнецов в их районе. Различные находки, сделанные на территории Переяславля в последнее время, говорят о развитии в нём производства украшений и предметов обихода. Остатки жилищ, найденные в Переяславле, дают представление о быте небогатых горожан. «Стены их сооружались на деревянной основе и обмазывались сверху глиной. В углах находились глинобитные печи» 1).
Общие черты значительного города с большим населением выступают в летописных рассказах о Переяславле.
В 1096 г. половцы осадили Переяславль, «а переяславцы затворились в городе». Это были не дружинники, а «граждане», отстаивавшие свой город от половцев. Жизнь в Переяславле была опасной; непрерывно приходилось отбиваться от половцев. «И сидел я в Переяславле 3 года и 3 зимы с дружиною; и многие беды приняли мы от войны и от голода», - вспоминает Владимир Мономах о своём княжении в Переяславле 2).
Некоторое понятие о древнем Переяславле даёт летописный рассказ о войне Юрия Долгорукого с Изяславом Мстиславичем в 1149 г. Изяслав со своими полками
_________
1) «Переяслав-Хмельницкий и его исторические памятники», Киев 1954, стр. 5-23 (раздел о древнем Переяславле написан А. Т. Брайчевской и Ф. Б. Копыловым).
2) Лаврент. лет., стр. 223, 240.

-312-

пришёл к Переяславлю и стал у Трубежа, тогда как Юрий прошёл на заре мимо города и расположился на другой стороне реки «за зверинцем у рощения», следовательно, в лесу, в роще у княжеского охотничьего заповедника - «зверинца». Отслушав обедню в Михайловском соборе, Изяслав покинул город, перешёл Трубеж и, не поднимаясь на гору, остановился на лугу против Кузнечных ворот. При первой же тревоге он передвинул свои полки на поле, где стоял Красный двор. Битва началась утром на восходе солнца. Она была решена изменой переяславцев, перешедших на сторону Юрия. «А наутро Юрий, хваля и славя бога, вошёл в Переяславль и поклонился святому Михаилу» 1).
В приведённом рассказе интересны указания на топографию окрестностей Переяславля, на княжеский зверинец, «Красный» (прекрасный) двор, на поле и луг в ближайших окрестностях города.
Переяславские горожане в известии 1149 г. являются активной силой, решившей княжеское столкновение. Переяславский тысяцкий принимал участие в совещании 1113 г., на котором был составлен устав Владимира Мономаха, сохранившийся в составе Пространной Русской Правды.
_________
1) Ипат. лет., стр. 264-268.

-313-

Обширная Волынская земля занимала окраинное положение на западе Русской земли. Впрочем, границы этой земли, показанные в атласе Замысловского, очень условны и непонятны, если изучать историю Волынской земли отдельно от соседней Галицкой. Собственно Волынь представляла собой богатый обособленный край, сложившийся с отдалённых времён. Своё название Волынская земля получила от древнего города Волынь, местоположение которого указывают в 20 км от современного Владимира Волынского, заменившего собой этот старый племенной центр. Древняя Волынь, или Велынь, принадлежала к числу тех славянских городов, происхождение которых теряется в самых отдалённых веках. Уже Ходаковский, а вслед за ним другие историки указывали, что на месте Волыни теперь сохранился обширный вал с особым городком «Словенским» и множеством могил внутри его 1). Описание Волынского городища даёт В. Б. Антонович: «На полуострове, омываемом извилиною Буга, урочище, называемое Старгород». Здесь находится «городище неправильно круглой формы; от него простирается более низкий вал, окружавший посад, в 3/4 версты от полуострова вал в 1 1/2 версты длиною. По предположению, это, может быть, древний
_________
1) А. М. Андрияшев, Очерк истории Волынской земли до конца XIV столетия, Киев 1887, стр. 58.

-314-

город Волынь» 1). Город Волынь, По ранним известиям, действительно стоял на берегу Буга. Войска Святополка Окаянного и Ярослава Мудрого стояли у Волыни «оба пол рекы Буга», т. е. по обеим сторонам Буга.
Если верить Длугошу, то город Волынь существовал ещё в XI в. Польский историк сообщает об осаде Волыни (Wolyn) польскими войсками, называя её castrum, т. е. крепостью или городом, и рассказывая о сдаче Волыни на условиях уплаты откупа. Впрочем, показания Длугоша опровергаются его же словами, что тремя важнейшими замками Владимирской земли в это время были Волынь, Владимир и Холм (Wolyn, Wlodimir et Chelm), тогда как известно, что Холм был основан в XIII в. 2)
Центр Волынской земли город Владимир расположен при впадении реки Смочи в реку Луг, на правом берегу Луга, среди болот. Город получил своё название по имени строителя - Владимира Святославича, следовательно, возник в конце X или начале XI в., во всяком случае не позднее 1015 г. Первым его князем был Борис Владимирович, получивший эту область при жизни отца 3).
Основание нового города поблизости от древней Волыни, видимо, было связано со стремлением Владимира подорвать власть местных волынских князей или старшин прежнего племенного центра. Выбор места для нового города определялся стратегическим положением. Значение города было обусловлено его близостью к реке Западный Буг, но в отличие от Волыни он стоял не на самом Буге, а в 20 км от него. При впадении Луга в Буг находилось поселение, известное теперь под названием Устилуга (т. е. Устье Луга), где сохранилось городище. Здесь надо искать владимирскую пристань на Западном Буге. Отметим тут же, что выбор места для города очень сходен с тем, какой тот же Владимир Святославич сделал для Переяславля, построенного, как мы видели,
_________
1) В. Б. Антонович, Археологическая карта Волынской губернии («Труды XI Археологического съезда в Киеве», 1899, стр. 65).
2) К. Бестужев-Рюмин, О составе русских летописей до конца XIV в., приложение: «Русские известия Длугоша до 1368 г.», стр. 128-130 (в дальнейшем - Длугош).
3) «Посла и потом отець и на область Владимир, юже ему дасть» (Д. И. Абрамович, Жития Бориса и Глеба, стр. 6).

-315-

в некотором отдалении от Днепра, на небольшой реке Трубеже, при впадении которой в Днепр также находился городок с названием Устье.
Нельзя, впрочем, пройти мимо распространённого в нашей литературе представления об ещё более раннем возникновении Владимира. Это мнение держится на известии древней венгерской хроники нотария короля Белы. В хронике сообщается, что венгры вышли из Киева в сопровождении русских и «прибыли в город Лодомер». Князь Лодомера принял венгров с почётом, дал им в заложники двух своих сыновей и богатые подарки 1). Но название «Лодомер» (Lodomer) - это испорченная венгерская передача русского названия Владимир. Упоминание о Галиции ведёт нас также к позднему времени, когда от города Галича и вся окружающая область получила своё прозвание. Нотарий Белы, писавший во второй половине XIII в. 2), когда венгерские феодалы пытались овладеть Галицкой землёй, старался доказать, что Владимир и Галич якобы давно зависели от Венгрии.
Владимир с самого начала своего существования стал стольным городом особого княжения, хотя волынской династии князей, наподобие черниговской, не устанавливается, может быть и по случайным обстоятельствам. Довольно рано возникает владимирская епископия. Среди епископов Владимира знаем Иосафа и Василия «от Святые горы», монастыря в окрестностях Владимира. Об этом монастыре упоминается в Печерском патерике в рассказе, относящемся ко времени Изяслава Ярославича (1054-1076 гг.) 3).
Черты большого города явственно выступают в письменных свидетельствах о былой истории Владимира. Это был прежде всего хорошо укреплённый город, с деревянной стеною и башнями (вежами). На владимирских стенах во время осады города был убит князь Мстислав Святополкович через «скважину» (бойницу) в досках забора («заборола»), устраиваемого для защиты бойцов,
_________
1) Перевод этого места из хроники нотария Белы см. у Н. М. Карамзина («История государства Российского», СПБ, первое издание, стр. 392, примечание 302).
2) С. Horvath, A. Kardos, A. Endrodi, Histoire de la litterature hongroise, Budapest, Paris.
3) Ипат. лет., стр. 494; «Печерсиий патерик», стр. 32.

-316-

стоявших на стене. Известны названия двух ворот в стенах Владимира - Гридшины и Киевские, расположенные у Луга 1). Название «Гридшины» ведёт своё происхождение от гридей - княжеских дружинников.
А. Андрияшев считает, что Владимир Волынский в своё время отличался необыкновенно обширными размерами. Основываясь на инвентаре церкви в селе Зимно, находящейся в 5 км от города, он включает это село в предместье древнего Владимира, как и село Когильно в 7 км от города. Далее Андрияшев отмечает, что «древнейшая церковь, выстроенная, по преданию, Владимиром Св., находится теперь за версту от города, в дер. Федоровцы, а естественно, что главная церковь в городе должна была находиться в его центре». Но эти выводы представляются в достаточной мере поспешными, так как основаны на позднейших свидетельствах. К тому же сам Андрияшев говорит, что в Зимно находился ранее княжеский загородный дворец и сохранились две древние церкви. Здесь же, на берегу реки Луга, имеется треугольное городище. Всё это признаки существования здесь княжеского или боярского замка 2).
Предания о прежнем величии городов так распространены, что на них нельзя основывать выводы о действительной территории городов в прошлом. Но есть иные, более верные показатели прежнего значения Владимира Волынского. Во Владимире и в его округе сохранились каменные здания, восходящие по своей архитектуре к киевским временам. Величественным памятником архитектуры был Успенский собор, построенный при князе Изяславе Мстиславиче. По Никоновской летописи, в 1160 г. «князь Мстислав Изяславич расписал святую церковь во Владимире Волынском и украсил ее дивно святыми и дорогими иконами и вещами многими чюдными и священными сосудами златыми и серебряными, с жемчугом и с каменьем дорогим» 3). Предание и называет собор Мстиславским. Этот собор по ширине был равен церкви св. Софии в Киеве, а по длине превосходил
_________
1) Ипат. лет., стр. 178, 334.
2) А. М. Андрияшев, Очерк истории Волынской земли до конца XIV столетия, стр. 55-57; В. Б. Антонович, Археологическая карта Волынской губернии, стр. 63.
3) ПСРЛ, т. IX, стр. 229.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Вольности новгородцев казались в его время давним их приобретением
Выросший в новгороде
Характерные для новгородской действительности xiii в
Так как соборные храмы древних городов нередко получали наименование в честь спаса преображения
Имеющие дело с замечательными произведениями древнерусского ремесла

сайт копирайтеров Евгений