Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Другим выдающимся представителем Просвещения является Гектор Сент-Джон де Кревкер, "Письма американского фермера" которого (1782 г.) позволили европейцам получить наглядное представление о том, какие широкие возможности для мирного развития, накопления богатства и гордости за свою страну открывает Америка. Кревкер не был ни американцем, ни фермером, но именно он, этот французский аристократ, воздал хвалу колониям за трудолюбие, терпимость и растущее процветание. В своих 12 письмах он охарактеризовал Америку как рай для сельских хозяев, и его представление об этой стране стало источником вдохновения для Томаса Джефферсона, Ральфа Уолдо Эмерсона и многих других литераторов. Это произведение придает творческую силу и писателям наших дней.

Кревкер стал первым европейцем, обратившим серьезное внимание на Америку и раскрывшим характер нового американца. Именно ему принадлежит первенство в создании обобщающего образа этой страны -"гигантского тигля", в котором перемешались многие национальности. В одном из получивших широкую известность отрывков из 12 писем Кревкер задается вопросом:

"Так кто же он американец, этот новый человек? Он представляет собой европейца или потомка европейца; отсюда столь необычное смешение национальностей, которого вы не найдете ни в одной другой стране. Я бы мог указать вам на семью, где дед был англичанином, имевшим жену голландского происхождения и сына, женившегося на француженке, которая родила ему четырех ныне здравствующих сыновей, взявших в жены женщин различных национальностей... Здесь представители разных народов смешались в новый род человеческий, чей труд и потомство когда-нибудь изменят мир".


Томас Пейн (1737-1809 гг.)

Энтузиазм литературы периода борьбы за независимость нашел свое отражение в памфлетах, являвшихся самой популярной формой политической литературы того времени. В этот период было опубликовано более 2000 памфлетов. Они приводили в восхищение патриотов и представляли собой угрозу лоялистам; памфлеты служили своего рода драматическими произведениями, поскольку их часто публично зачитывали для того, чтобы наэлектризовать аудиторию. Американские солдаты читали их вслух в лагерях; сторонники английского владычества на глазах у всех разводили из них костры.
Сто тысяч экземпляров памфлета Томаса Пейна "Здравый смысл" были распроданы в первые три месяца после его публикации. Он и теперь приводит в волнение читателей. "Дело Америки во многом является делом всего человечества", писал Пейн, выражая идею американской исключительности, которая до сих пор пользуется большой популярностью в США. Она заключается в том, что, поскольку Америка представляет собой эксперимент в области демократии, страну, теоретически открытую всем иммигрантам, в определенном, основополагающем смысле судьба Америки предвосхищает судьбу всего человечества.

В демократическом обществе политическая публицистика должна быть ясной. Только в этом случае она сможет привлечь к себе внимание избирателей. Для того, чтобы иметь хорошо информированных избирателей, многие из отцов-основателей выступали за введение всеобщего образования. Одним из проявлений активной, хотя и не отличавшейся особой утонченностью, литературной жизни стал рост газетного дела. В период борьбы за независимость в Америке читалось больше газет, чем в какой-либо другой стране мира. Наличие иммиграции также диктовало им простоту стиля. Ясность имела очень большое значение для новоприбывших, у которых английский мог быть вторым языком. Проект Декларации независимости, написанный Томасом Джефферсоном, ясен и логичен. Однако работавший при нем комитет внес в этот документ изменения, сделавшие его еще проще. "Записки федералиста", написан-ные в поддержку Конституции, также представляют собой понятные, логически построенные доводы, пригодные для обсуждения в демократическом обществе.


К сожалению, "литературные" произведения не были столь простыми и прямолинейными, как политическая публицистика. В своем поэтическом творчестве большинство образованных авторов скатывалось в болото изысканного неоклассицизма. В частности, плохую службу им сослужил эпос. Патриоты американской литературы были уверены в том, что великую борьбу за независимость в Северной Америке можно выразить только в эпической поэме, представлявшей собой пространное, написанное напыщенным слогом, преувеличенно эмоциональное произведение, в котором воспеваются подвиги того или иного легендарного героя.

Многие писатели пытались подтвердить свою уверенность на практике, но ни одному из них не удалось сделать этого. В качестве примера можно привести Тимоти Дуайта (1752-1817 гг.), который входил в литературную группу, известную под названием "Хартфордские остроумцы". Дуайт, впоследствии ставший президентом Иельского университета, построил свою эпическую поэму "Завоевание Ханаана" (1785 г.) на библейском описании борьбы Иисуса Навина за право ступить на землю обетованную. Дуайт прибегнул к аллегории и изобразил командующего американской армией и будущего президента США генерала Вашингтона в образе Иисуса Навина, а форму рифмованного двустишия взял из переводов произведений Гомера, сделанных Александром Поупом. Эпическая поэма Дуайта была столь же скучна, сколь претенциозна. Английские критики разнесли ее в пух и прах; она не произвела впечатления даже на друзей Дуайта, таких как Джон Трамбул (1750-1831 гг.). В мелодраматических сценах сражений противники так рьяно метали громы и молнии, что Трамбул предложил поставить в поэме громоотводы.

Неудивительно поэтому, что сатирическая поэзия пользовалась гораздо большей популярностью, чем серьезные стихи. Иерокомический жанр побуждал американских поэтов петь своим голосом и не затягивал их в трясину претенциозных и предсказуемых патриотических чувств и безликих условных поэтических эпитетов, заимствованных через английских стихотворцев у греческого поэта Гомера и римского поэта Вергилия.

В литературных произведениях в иерокомическом стиле, таких как полный здорового юмора "Мак Фингал" (1776-1782 гг.) Джона Трамбула, стилизованные чувства и избитая фразеология становятся объектом умелой сатиры, а также высмеивается само высокопарное красноречие Революции. В своей сатирической поэме, построенной по образцу "Гудибраса" английского поэта Сэмуэла Батлера, Трамбул издевается над тори Маком Фингалом. Сатира в ней часто носит отточенный характер. Примером может служить замечание о заключенных в тюрьму преступниках, которых ждет виселица:

Когда на казнь тебя ведут, Хвалить
не станешь правый суд.
(Пер. В. Немодрука)

За пятидесятилетний период поэма "Мак Фингал" выдержала более 30 изданий и была по достоинству оценена как в Англии, так и в Америке. Сатира нравилась революционно настроенной аудитории еще и потому, что затрагивала различные аспекты жизни общества и критиковала его недостатки, а политические темы и социальные проблемы составляли в то время злобу дня. В "Контрасте" Ройала Тайлера (1757-1826 гг.), первой американской комедии, поставленной на сцене (1787 г.), с юмором противопоставляются друг другу офицер американской армии полковник Мэнли и подражающий английской моде Димпл. Совершенно естественно, что автор высмеивает последнего. В лице персонажа по имени Джонатан в этой пьесе впервые выведен образ янки.

Другое сатирическое произведение, роман "Современное рыцарство", печатавшийся по частям Хью Генри Брэкенриджем с 1792 по 1815 г., представляет собой незабываемую язвительную пародию на крайности того времени. Прототипом огромного плутовского романа Брэкенриджа (1748-1816 гг.), шотландского иммигранта, детство которого прошло в американском "фронти-ре", послужил "Дон Кихот"; в "Современном рыцарстве" рассказывается о злоключениях капитана Фарраго и его бестолкового и неотесанного, но по-человечески привлекательного слуги Тига О'Ригана.


Филип Френо (1752-1832 гг.)

Одному из поэтов, Филипу Френо, удалось воплотить в своем творчестве новый подъем европейского романтизма и при этом уйти от подражательности и расплывчатой универсальности "Хартфордских остроумцев". Причину его успехов и неудач следует искать в его страстной приверженности духу демократии, которая сочеталась в нем с несгибаемой волей.
В произведениях "Хартфордских остроумцев", каждый из которых несомненно был патриотом, отразилась общая консервативность просвещенных классов в области культуры. Френо выступил против этого пережитка старого мышления тори, выражая недовольство "писаниями аристократической, склонной к абстрактному теоретизированию группы в Хартфорде, направленными на защиту монархии и сословных различий". Несмотря на то, что Френо получил прекрасное образование и знал классиков не хуже любого из "Хартфордских остроумцев", он отстаивал дело свободы и демократии.

Будучи выходцем из семьи гугенотов (французских протестантов-радикалов), Френо в период борьбы за независимость в Северной Америке сражался в рядах милиционной армии. В 1780 г. он попал в плен и некоторое время провел на двух английских кораблях, служивших плавучими тюрьмами. Там Френо был близок к смерти. Однако семье поэта удалось добиться его освобождения. В своей поэме "Британский тюремный корабль" Френо резко обличает зверства англичан, которые хотели "мир кровью запятнать". Эта поэма и другие революционные произведения поэта, включая "Источники Юто", "Американская свобода", "Литанияполитикам", "Полночный совет", "Монолог Георга III", снискали ему славу "певца Американской революции".

На различных этапах своей деятельности Френо редактировал ряд газет и журналов. При этом он никогда не изменял великому делу борьбы за демократию. Когда в 1791 г. Томас Джефферсон помог ему основать боевую, антифедералистскую газету "Нэшнл газетт", Френо стал первым сильным, активно участвующим в общественных компаниях редактором в Америке и предшественником Уильяма Каллена Брайента, Уильяма Ллойда Гаррисона и Генри Луиса Менкена.
Поэт и редактор Френо отстаивал свои демократические идеалы. Его популярные поэмы, печатавшиеся в газетах, предназначенных для рядового читателя, посвящены различным аспектам американской жизни. В "О пользе табака" описывается табачная фабрика, построенная на американской земле, которую автор считает одним из оплотов экономики Юга, а в "Кувшине рома" воздается хвала спиртному напитку с Вест-Индских островов, ставшему одним из основных товаров в нарождающейся американской торговле и ведущей статьей экспорта Нового Света. Героями "Кормчего Гаттераса" и поэм, посвященных врачам-шарлатанам и напыщенным евангелистам, являются рядовые американцы.

Творчество Френо отличается естественной, разговорной манерой повествования, соответствующей истинной демократии. Однако он владел и высоким, утонченным стилем, характерным для лирики неоклассицистов, которым пользовался в таких часто включаемых в антологию американской литературы произведениях, как наполненная благоуханием родной земли "Дикая жимолость" (1786 г.). Только в эпоху "американского Ренессанса", начавшуюся в двадцатых годах XIX столетия, американской поэзии удалось превзойти высочайший художественный уровень, достигнутый Френо сорока годами раньше.
В эти ранние годы была заложена дополнительная основа последующих достижений в области литературы. Подъем национального духа послужил издателям источником вдохновения для выпуска в свет трудов, воздающих должное всему американскому и в других, самых разных областях. Ной Уэбстер (1758-1843 гг.) составил "Американский словарь английского языка", а также школьную хрестоматию и сборник упражнений по правописанию. С момента своего первого издания его "Орфографический словарь" разошелся тиражом свыше 100 миллионов экземпляров. Исправленные и дополненные словари Уэбстера и в наше время являются образцом этого вида справочной литературы. Еще одним крупным шагом на пути развития подобной литературы явилось издание "Американской географии" Джедидия Морзе, способствовавшей росту знаний об огромной и растущей американской стране. Несмотря на то, что не все написанное колонистами и исследователями можно отнести к литературному творчеству, некоторые из их трудов являются самыми интересными материалами этого периода. В качестве примера можно привести дневники Мериветера Льюиса (1774-1809 гг.) и Зебулона Пайка (1779-1813 гг.), которые вели записи во время экспедиций по территории Луизианы, обширного района Североамериканского континента, который Томас Джефферсон в 1803 г. купил у Наполеона.


Темой первых значительных прозаиков, получивших в наши дни широкое признание (Чарльз Брокден Браун, Вашингтон Ирвинг и Джеймс Фенимор Купер), стала жизнь Америки, ее исторические перспективы, происходящие в ней великие перемены и тоска по ее уходящему прошлому. Эти писатели работали в различных жанрах художественной прозы, создавали ее новые формы и находили ранее не известные способы зарабатывать на жизнь литературным трудом. Они возбудили интерес к американской литературе, которая получила признание в США и за рубежом.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   


В этом произведении показывается вся глубина расовой проблемы

В литературе
Американское просвещениеполитиЧеский памфлет

сайт копирайтеров Евгений