Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Великий художник Леонардо да Винчи (1452—1519) занимался одновременно механикой и биологией, мечтал о том, чтобы создать летательный аппарат.

Знаменитый врач и естествоиспытатель Парацельс (1493—1541), внимательно изучая химические свойства материи, высказал догадку, что все процессы в организме суть химические процессы и на этом основании впервые создал учение о лекарствах как средствах вмешательства и помощи человеческому организму в его борьбе с болезнями. Он, правда, ещё сохранял веру в лженауку алхимию и разные средневековые предрассудки, но в то же время он сделал много полезных открытий, изучая непосредственно природу. {9}

Испанский врач Михаил Сервет (1511—1553) впервые открыл, что кровь у человека и животного движется по кровеносным сосудам, и это открытие, которое сочеталось у Сервета с другими смелыми мыслями, отрицавшими нелепости религии, послужили основанием для осуждения его как еретика и его сожжения в Женеве по приказу женевского реформатора Кальвина.

На основе наблюдений над природой развиваются и теоретические знания. Лука Пачьоли (1445—1514) написал большое сочинение по арифметике и геометрии, математик Джеронимо Кардано (1501—1576) развивал дальше алгебру. Большие открытия были сделаны в области астрономии. Польский учёный Коперник (1473—1543) установил, что не Солнце вращается вокруг Земли, а, наоборот, Земля вращается вокруг Солнца. Его последователь Иоганн Кеплер (1571—1630) впервые дал точно математическое выражение законов движения планет вокруг Солнца. Другой последователь Коперника, механик и астроном Галилео Галилей (1564—1642) изобрёл телескоп и с его помощью установил, что на Луне есть горы, у Юпитера есть спутники, подобные нашей Луне, что Млечный путь представляет собою колоссальное скопление звёзд. Эти открытия произвели огромное впечатление на современников, но в то же время вызвали и ярость мракобесов. Католическая церковь, покровительница суеверий, невежества и темноты, заставила Галилея отречься от теории Коперника (в 1616 г .).

Природа зачаровала человека. Новый человек любовался красотой природы, крепким телом и упругими мышцами юноши, изяществом женского лица, улыбкой ребёнка. Всё это новые художники хотели передать так, как они это видели.

Такое отношение к изображаемым предметам мы называем реализмом в искусстве, и в этом отношении новое искусство резко отличалось от искусства раннего и среднего средневековья. Прежние художники в соответствии с господством богословия во всём средневековом мировоззрении интересовались почти исключительно религиозными сюжетами и служили прежде всего {10} церкви. Архитекторы строили храмы, живопись и скульптура служили изображению святых или событий библейской и евангельской истории. Художник при этом мало заботился о правильном изображении предмета. Его интересовала по преимуществу идея изображения: восхваление подвига святого или мученика, стремление представить величие бога

или безмерное милосердие богоматери — одним словом, нечто такое, чего он не мог наблюдать в действительности. В угоду своей идее художник поэтому часто искажал действительность, пренебрегая правилами перспективы и анатомии, старался подчеркнуть «неземное», божественное выражение лица соответствующими жестами, и это {11} приводило его нередко к тому, что он неправильно изображал человеческое тело.

Совсем по-иному творили художники Возрождения. Архитекторы Возрождения строили не только храмы, но и просторные светлые жилища, да и самый храм они строили так, чтобы в нём было больше воздуха и света, в то время как в готических соборах средневековья, — высоких и с узкими, едва пропускавшими солнечный свет окнами, — всегда царил полумрак.

Знаменитый итальянский художник Рафаэль (1483—1520), так же как и средневековые художники, любил изображать богоматерь с младенцем, но с его картин на нас глядят просто красивые женщины, в которых нет уже ничего «небесного». Его изображения перестали быть иконами и превратились в картины. Создавая на евангельский сюжет свою знаменитую «Тайную вечерю», гениальный художник и учёный Леонардо да Винчи делал многочисленные зарисовки живых людей, своих современников. Он долго, говорят, не мог найти подходящего человека, с которого он мог бы нарисовать Иуду Предателя, покамест не обрёл его в настоятеле одного монастыря. Атлетические фигуры героев библии (Моисей, Давид), изваянные великим скульптором и художником Возрождения Микеланджело Буонарроти (1475—1564), отразили могучий закалённый в жизненных несчастьях дух самого художника. Люди этого времени были людьми большой предприимчивости и большого характера, любили хвастать тем, что своим богатством и положением они обязаны не титулам или происхождению, а собственным усилиям, Им нравилось поэтому, чтобы их изображали на картинах. Портрет сделался распространённым жанром искусства. Все великие художники XV и XVI вв. (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Велaскес и др.) были великолепными портретистами.

В своих сочинениях — в стихах и прозе — новые писатели и поэты изображали радость и страдание человека. Они старались показать, что человек обладает неисчерпаемыми силами духа, что он, как существо разумное, имеет возможность безгранично постигать тайны природы и своего собственного существования. Они {12} первые поставили человека в центре своего внимания и изучения. Стали интересоваться всем, что нужно и важно человеку. В противоположность старому церковному взгляду на человека как на существо греховное и поэтому существо, которое смиренно должно непрестанно молить у бога прощения, новые люди заявляли, что нет греха в том, что человек пользуется всеми радостями жизни и наслаждается её

дарами. Вместо бога, вокруг которого сосредоточивало интерес средневековье и кем занималась «наука наук» средневековья — богословие, новые люди поставили человека, стали интересоваться человеческими, а не божественными делами. Они стали называть себя гуманистами от латинского слова humanus — гуманус, что значит «человеческий». Они искали в прошлом образцов для своего искусства, науки, философии и нашли их в великом искусстве и науке древних, особенно греков.

Людям этого времени казалось, что они возродили замечательную культуру древней Греции, и своё время поэтому они называли Возрождением. Гуманисты были тонкими знатоками латинского и греческого языков, но писали они не только на этих языках. Будучи в большинстве случаев выходцами из среды горожан, они хорошо знали народные говоры, и своими сочинениями, написанными на народных языках, положили начало новой литературе, доступной для всех; не так было раньше, когда учёные писали только по-латыни и читать их сочинения могли только учёные. Создавая литературу на народных языках, гуманисты сослужили великую службу буржуа-предпринимателям и новому хозяйству. Язык — важнейшее средство общения людей друг с другом. Говорящие на одном языке люди сознают свою близость, причисляют себя к одному и тому же народу, а когда страна начинает жить, как одно хозяйство, когда люди одной страны постоянно обмениваются продуктами своего труда и для такого обмена начинают пользоваться одним и тем же языком, — тогда люди этой страны становятся единой нацией и стремятся создать единое национальное государство.

Люди Возрождения интересовались всем окружающим миром. {13} Среди них было много писателей, поэтов, художников , скульпторов, архитекторов, учёных, изобретателей. Это

были смелые, предприимчивые люди, они много путешествовали, знали много языков, старались всё узнать. Но таковы были только лучшие люди этого времени. Не нужно забывать, что наряду с великими писателями и художниками, учёными и изобретателями — а их было не так уж много — продолжали существовать феодалы-эксплуататоры и прибавились к ним капиталисты-эксплуататоры. А таких было множество. И как ни содействовали новые люди — буржуа-капиталисты — оживлению торговли и промышленности и настоящей, основанной на опыте науке и великому реалистическому искусству и литературе, сами они были жадны и коварны, разоряли людей, жестоко эксплуатировали бедняков.

Только в нашей стране и в странах, в которых устанавливается социалистическое общество, человек может стать действительно хорошим. Только в обществе, в котором нет частной собственности на станки и машины, на фабрики и заводы и всё это принадлежит всем, всему обществу и всему государству трудящихся, — только в нашем социалистическом обществе у человека нет оснований быть корыстолюбивым. Только при таком строе нельзя жить паразитом за счёт других, нельзя обогащаться, оставляя множество людей в бедности. Не то было в XV и в XVI вв. Именно в это время рождалось капиталистическое хозяйство и то буржуазное общество, в котором буржуа-предприниматели жили за счёт труда неимущих бедняков. Наряду с грабителями феодалами оказывался грабитель купец и мануфактурист. Положение народных масс становилось часто, особенно вначале, ещё хуже, чем раньше. Правда, рабочий был свободен, тогда как крестьянин был крепостным феодала, но у крепостного был клочок земли и своё хозяйство, тогда как рабочий не имел ничего, кроме своих рук, и принуждён был наниматься за нищенскую плату, чтобы не умереть с голоду. Предприниматели и купцы были обычно люди корыстные и жестокие, люди, которые норовили получить от рабочего побольше работы, заплатить ему {14} возможно меньше. В ожесточенной конкурентной борьбе друг с другом они не гнушались никакими средствами, чтобы унизить и разорить своего противника и конкурента. Предприниматель заботился только о наживе и о накоплении больших капиталов. Чем бессовестнее чем более жестоко обращался со своими рабочими предприниматель, чем он был более жаден и корыстолюбив, тем более прочным становилось его предприятие, тем в большей безопасности находилось его дело от происков его конкурентов.

В нашем социалистическом обществе эксплуатация человека человеком — недозволенное дело, преступление, и если бы кто-нибудь вздумал эксплуатировать рабочего, его привлекли бы к суду как уголовного преступника.

В буржуазном обществе всякий буржуа, купец, мануфактурист, а в более поздние времена фабрикант — все эксплуатируют наёмный труд, все, следовательно, являются преступниками. И если закон капиталистического общества не считает их таковыми, то не следует забывать, что эксплуатация человека человеком воспитывает в людях самые отрицательные свойства. В обществе, где такая эксплуатация допустима, — человек человеку волк, потому что каждый заботится только о своей выгоде, добиваясь её за счёт другого. Богатые в капиталистическом обществе всегда живут за счёт неимущих бедняков и без неимущих не могут быть богатыми, так как только при существовании неимущих они могут быть обеспечены достаточ-

ным количеством рабочих, трудом которых создаётся богатство капиталистов.

Так было и во времена Возрождения. Великолепные дворцы, прекрасные картины и превосходные сочинения поэтов, писателей и художников Возрождения, несмотря на то, что многие из этих поэтов и писателей вышли из народа, создавались для богачей, и только богатые люди всеми этими замечательными произведениями могли пользоваться. Но буржуазия, пусть сначала для себя, двигала культуру, развивала хозяйство, поддерживала науку, в которой нуждалась для своих мастерских, и, расширяя производство, вызывала по необходимости к жизни многочисленный пролетариат, который рано или поздно должен покончить и с буржуазией и с эксплуатацией человека человеком. Это и случилось значительно позже, в результате Великой Октябрьской социалистической революции.

Итак, когда говоришь об эпохе Возрождения, нужно всегда помнить, что как ни замечательны были многие из людей этого времени — а Энгельс называет их даже титанами по силе мысли, страстности и характеру, по многосторонности и учёности, — как ни было важным и прогрессивным появление нового, капиталистического хозяйства — всё же это новое, капиталистическое хозяйство и новое, капиталистическое общество было обществом классовым, обществом, построенным на эксплуатации человека человеком.

Подводя итоги этому времени, мы скажем, что важным и прогрессивным для дальнейшей истории человечества было развитие капиталистического хозяйства, наука о мире и человеке, великое реалистическое искусство Возрождения, начинающееся освобождением человеческой личности от пут средневековых церковных суеверий и предрассудков, укрепление крупных европейских государств, появление современных буржуазных наций.

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Предстало государство
Норфолькского восстания
Служившее при его отце вильгельме оранском основным оружием конницы противника оружием
Моряки разделились 43 человека во главе с эль кано остались на виктории
Образованный человек

сайт копирайтеров Евгений