Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

7. Формирование полисной системы. Слово «полис» имеет три значения: город, государство и гражданская община. В представлении греков все три значения сливались воедино. Ученик философа Платона Аристотель, изучавший различные виды государственного устройства греческих городов, в своей книге «Политика» определил полис как политическое объединение граждан для создания наилучших условий их духовной и материальной жизни, имеющей своей целью общественное благо, под которым Аристотель понимал справедливость, выраженную в гражданском равенстве .

Города-государства существовали и до архаической эпохи, но в них были клановые порядки. Преодоление родовых традиций стало решающим для возникновения таких явлений как полис и государственность. Оформляются новые структуры управления и самосознание граждан.

Для создания полиса существовали определенные предпосылки. Одна из первых — географический фактор . Греция хребтами разделена на множество долин, внутри которых поселения не могли укрупняться. Небольшие по размерам территории, пригодные для жизни, обусловили немногочисленность общин, то есть одно из основных условий создания демократии — маленький гражданский кол­лектив.

Вторая предпосылка связана с отсутствием в гомеровскую эпоху крупных дворцовых комплексов и индивидуализацией производства. Хозяйства становятся самодовлеющими, складывается широкий слой мелких земледельцев, лично свободных. Вместе с центральной властью исчезает необходимый для экономического объединения фактор. В этом одно из основных отличий греческих городов от восточных, где дворцовые или храмовые хозяйства играли объединяющую роль, регулируя религиозную, культурную и производственную жизнь людей. В Греции эпохи «темных веков» и архаики центральная, объединяющая полисы власть отсутствовала, поэтому поселения оставались разрозненными и постоянно враждовали друг с другом.

Частая взаимная вражда стала третьей предпосылкой для создания полисной системы, поскольку внешняя опасность является мощным объединяющим началом. Наличие угрозы со стороны соседей стало причиной консолидации граждан. Возникновение первых полисов происходило путем так называемого синойкизма  — начавшегося еще в «темные века» процесса слияния нескольких родовых поселков в один.

Последней, четвертой, предпосылкой возникновения полиса явилось установление тиранических режимов , окончательно сломивших власть знати и открывших дорогу демократии, которая как система сложилась в Греции к V в. до Р. Х.

Полис представлял собой общину граждан , где народное собрание являлось одновременно народным ополчением и гражданская организация города совпадала с военной — гражданами были люди, которые голосовали и воевали. Основанием для гражданства служило обладание земельным наделом. Человек без земли не мог быть гражданином, поэтому полноправный владел участком земли, на который также претендовало государство. То есть землевладелец не мог перекрыть общественную дорогу или общий путь к водоему, пролегавшие через его участок, не имел права оставлять надел и не обрабатывать его, а также продать чужеземцу и т. д. — государство вмешивалось в частное зем­ле­поль­зо­ва­ние граждан. Эта двойственная форма собственности, включающая в себя одновременно частное и государственное владения, обозначается как античная.

Коллектив граждан был немногочислен и противостоял достаточно большой массе зависимого населения, кем являлись неполноправные. Например, Аристотель жил в Афинах как переселенец, метек , и не имел гражданских прав. Кроме метеков, всеми правами не могли пользоваться рабы и женщины, число таких людей оказывалось гораздо большим, чем число граждан, и демократия для античности — достаточно условное понятие, поскольку она ограничивалась не­боль­шим коллективом людей.

Полис становится первоначальной ячейкой двух типов государственного устройства: олигархического и демократического . Олигархический го­су­дар­ствен­ный строй был основан на сословных принципах, то есть на противопоставлении избранной элиты остальному населению. Такая форма государственности формируется в Спарте. Демократический режим, существовавший, например, в Афинах, базировался на принципах всеобщего равноправия. Противостояние Афин и Спарты явилось не только враждой двух государств, а глубоким антагонизмом двух систем, который ярко проявится уже в Пелопоннесской войне. Кроме того, Спарта и Афины не типичные для Греции полисы, и их пример не может быть показательным для остальных городов.

8. Первые греческие законодательства. С формированием полисной системы связано появление первых законодательств, оформивших новое государственное устройство. Изживание старых порядков, связанных с господством аристократии, иногда происходило за счет реформирования законодательства, а не путем создания тиранических режимов. Первые законы возникают в Греции примерно в VII–VI вв. до Р. Х. К VII в. относится законо­да­тель­ство Залевка из Локр (город в Южной Италии), к VI в. — правотворчество Харонда из Катан (Сицилия), то есть первые законы появляются в «Великой Греции» — южной Италии и Сицилии. С целью воспитать в гражданах уважение к законам Залевк и Харонд предписали желающим внести поправки являться в народное собрание с петлей на шее, и если народ не признает изменения справедливыми, удавиться на месте. За несколько сот лет существования законов в них почти не было внесено изменений.

Однако наиболее известные правовые кодексы создаются непосредственно в Греции в конце VII  — начале VI в. до Р. Х. Драконтом ( 621 ) и Солоном ( 594 ).

9. Законодательство Драконта в Афинах (621). Драконт был архонтом , осуществлявшим гражданское управление Афинами. О его правотворчестве известно немного. Фактически он лишь записал и кодифицировал уже бытовавшие в Афинах негласные законы. Драконт отменяет право кровной мести, проводит четкое различие между умышленным и непреднамеренным убийством. При нем происходит важное оформление права на частную собственность , когда смертной казнью каралось любое покушение на имущество даже малой ценности, например, кража овощей. Когда Драконта спросили, почему в его законах все преступления заслуживают смертной казни, он ответил, что не смог придумать ни меньшего, ни большего наказания. Подобного рода законодательства, «записанные кровью», отражали определенный этап становления государства, через который проходили многие древние общества .

10. Законодательство Солона в Афинах (594). Солон, по поздней античной традиции, входил в число семи великих мудрецов древности. Благодаря изданным им законам были заложены основы будущей афинской демократии.

В 594 г. до Р. Х. Солон становится архонтом и проводит реформы. При нем развивается оливководство — олива, по преданию, была дарована Афинам самой дочерью Зевса Палладой, которая в споре с Посейдоном предложила жителям города оливковую ветвь, ставшую символом процветания и благосостояния полиса. Афины начинают широко торговать оливковым маслом, Солон поощряет разведение виноградников и расширение садов, регулирует водоснабжение в засушливых областях за счет рытья новых колодцев. Он вводит интересный закон: если отец не научит сына ремеслу, то сын вправе отказать родителю в помощи в старости, то есть знание определенного ремесла становится одним из элементов гражданского статуса человека. Солон проводит изменения в весовой и монетной системах : устанавливаются обязательные для всей Аттики единые стандарты, способствующие развитию торговли. Вводятся законы против роскоши : запрещается устраивать дорогие погребения, устанавливать роскошные гробницы и приносить большие жертвы. Данные постановления направлялись против знати.

Антиаристократический характер носили и социальные реформы Солона, который впервые в Греции ввел понятие имущественного ценза . Солон разбивает всех граждан на четыре разряда согласно размеру их имущества. Человек, обладавший 500 медимнами дохода (медимн — мера сыпучих тел, около 50 л), входил в первый разряд «пяти­сотников» . Второй разряд (ценз — 300 медим­нов) — так называемые «всадники» . Всадники и пятисотники — высшие кате­го­рии граждан — получали почетное право служить в коннице и избираться на гражданские должности. Третий разряд — зевгиты , «владельцы упряжки волов» (200 медимнов), — должны были служить в тяжеловооруженной пехоте, поскольку не могли содержать лошадь. Тех, кто владел доходами меньше 200 медимнов (четвертый разряд), называли фетами , и они получали лишь право голосовать в народном собрании. Ценз определял зависимость общественного положения гражданина не от его родовитости, а от имущественного состояния , — в этом и состояла важность социальных реформ.

Солон отменяет долговую кабалу  — задолженности, связанные с закладом земли, и делает свободными многих земледельцев. Активизируется деятельность народного собрания, Солон вводит Совет четырехсот , который осуществляет подготовку дел в промежутках между созывами собрания. При Солоне возникает особый судебный орган — гелиея , — проверявший отчеты должностных лиц и разбиравший конфликты между гражданами.

Реформы Солона легли в основу демократической системы Афин, представлявшей собой вершину политического творчества древних греков, не превзойденную впоследствии.

11. Поэзия. Поэзия является важной частью культуры эпохи архаики, поскольку в ней нашли отражение практически все вышеперечисленные события. В поэзии греки переосмысляли окружающую их действительность.

С Гомером ушла эпоха героев, но память о ней осталась, и у многих поэтов возникает желание подражать ушедшему прошлому — так появляются циклические поэмы . Их авторы — эпигоны Гомера, которые, не творчески следуя основанной великим поэтом традиции, практически ничего нового в поэзию не внесли, поэтому «циклическими поэтами» греки в позднюю эпоху называли бездарных писателей. С другой стороны, благодаря им в литературе практически полностью был описан миф о Троянской войне.

В такой посредственной поэтической среде выделяется примечательная личность — Гесиод (конец VIII  — начало VII вв. до Р. Х.). Этот беотийский земледелец написал произведения, основополагающие для определенных жанров греческой литературы. Его «Теогония»  — поэма о происхождении богов — кладет начало произведениям космогоническим , описывающим происхождение, родственные связи, жизнь и судьбу богов. Вторая поэма «Труды и дни»   носила дидактический характер, став первой в ряду книг назидательного содержания. В ней Гесиод повествовал о буднях простых греческих земледельцев, о чем имел реальное представление, поскольку сам жил в Беотии и всю жизнь проработал на земле.

Эпоха архаики — время становления лирической поэзии . Греческие поэты стихи не читали, а пели, поэтому музыка накладывала особый отпечаток на их творчество. Первым и наиболее известным среди архаических поэтов стал Архилох, живший на острове Парос в середине VII в. до Р. Х. Он родился в семье обедневшего аристократа и по натуре был человеком, склонным к приключениям: служил в наемных войсках и погиб во время одного из сражений. В отношении языка и техники построения стиха Архилох брал за образец Гомера. В целом его творчество характеризуется полным пренебрежением унаследованными от предков нормами поведения и предшествующей традицией, связанной с представлениями о чести: например, поэт бросает щит на поле боя, трусливо бежит и при этом не чувствует себя виновным. Такое поведение характерно для наемных воинов. Архилох первым стал писать ямбом (двусложная стопа с ударением на втором слоге); до него в греческой поэзии существовал лишь гекзаметр. Изменение стихосложения играло большую роль, поскольку в античности, не знавшей рифмы, стихи характеризовались только ритмикой: количеством ударений, чередованием ударных и безударных слогов, а также их определенным числом в строке.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Выдвинул законопроект о предоставлении римского гражданства италикам
Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима античности 12 сражение
Постернак А. История Древней Греции и Древнего Рима античности 5 римляне
Поскольку римляне стремились сохранить внутренне единство с италиками
79 принципат веспасиана флавия династия завоевание

сайт копирайтеров Евгений