Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Он отличался деловой активностью и умением искать компромиссы, он пользовался большим доверием императора, их общение в этот период было практически ежедневным7.

М.Т. Лорис-Меликов, генерал от инфантерии имел солидный стаж государственной службы, которая началась в 1843 г. Он принимал участие в экспедициях против кавказских горцев, был участником Крымской войны, в 1855 г. назначен начальником Карской области, а в I860 г. военным начальником Южного Дагестана и градоначальником Дербента, 1863 г. — начальник Терской области, участвует в русско-турецкой войне. В течение 3-х месяцев в 1879 г. (со 2 февраля по 2 мая) был временным самарским, саратовским, астраханским генерал-губернатором в период эпидемии чумы. В мае 1879 г. был назначен харьковским генерал-губернатором 7а.

Как видно из его послужного списка, он не раз привлекался властями в критических ситуациях и заслужил репутацию умелого и гибкого политического деятеля. Даже его враги вынуждены были признавать наличие в нем недюжинных качеств руководителя. Так газета «Народная воля» писала о нем: «...хитрая, двусмысленная политика Лорис-Меликова и несколько полулиберальных фраз, сказанных им, успокоили взволнованное общество и расположили к нему общественное мнение... Этот граф, как щедринский герой: хочет и невинность соблюсти и капитал приобрести. Политика двусмысленности

С. 20.

и заискивания, стремления не идти слишком вразрез с духом времени, сохраняя свой высокий пост, в то же время возможно менее запятнать себя, как представителя крайних реакционных стремлений — вот задушевные мысли лица, претендующего быть вдохновителем современной правительственной системы»8.

Более объективная характеристика содержится в заметке, помещенной в прусской газете «Berliner Tageblatt» 18 декабря 1883 г. и хранящейся в его личном фонде: «... Графа Лорис-Меликова называют либеральным человеком даже в России, но не надо забывать, что он может быть назван либеральным только по сравнению с графом Толстым9. Россия может оставаться вполне консервативной под управлением этого человека, но она была бы удовлетворена сознанием, что во главе управления стоит симпатичный человек, добрая слава которого ничем решительно не запятнана...»10. Как пишет известный историк П.А. Зайончковский: «Создание верховной распорядительной Комиссии и назначение Лорис-Меликова были приняты в правительственных кругах весьма сочувственно как представителями крайней реакции типа Победоносцева и Каткова, так и либеральными бюрократами круга Милютина и вел. кн. Константина Николаевича»11.

Через несколько дней после создания ВРК Лорис-Меликов опубликовал обращение «К жителям столицы»12, в котором просил поддержки общества. Этот шаг Лорис-Меликова был весьма благожелательно встречен теми, кто был обеспокоен сложившейся ситуацией. 11 марта. М.Н. Катков писал Александру II по поводу назначения Лорис-Меликова и его первых шагов: «Да поможет Бог доблестному генералу ... вывести наши дела из смуты. Зло, с которым ему прежде всего приходится бороться, имеет острый характер. Опасно медлить с раскрытием и искоренением этого зла, но столь же опасна ошибка в диагнозе о врачевании, которая поверхностный недуг может превратить в хронический. Мысль действовать в союзе с обществом — есть мудрая мысль...»13 Как впоследствии писал Лорис-Меликов, на свое обращение он получил со всех концов России массу «писем, проектов, записок», которые «указывали меры к исцелению недостатков нашего общественного строя»14.

В личном фонде Лорис-Меликова хранится часть присланных ему проектов с предложениями реформирования России. Довольно интересна записка, озаглавленная «К реформе полиции». Она без подписи. Ее автор считает себя обязанным говорить всю правду о полиции и высказывает предложения по ее преобразованию с тем, чтобы она (полиция) приносила «действительную пользу и правительству, и обществу». О себе он

С. 21.

сообщает, что «прослужил Отечеству 35 лет, из них 23 года в полиции».

«Первое обстоятельство, которое всякому заметно, которое привлекает внимание каждого, — пишет он, — это худое состояние полиции ... устройство доброй полиции в Государстве нашем едва ли не первый предмет правительства составлять должно»... Далее в записке говорится: «Правительство не может быть довольно полицией, которая не знает, что надо знать, опаздывающая всегда и везде и розыски которой редко успешны. Печать глумится над полицией, народ боится ее, а люди побогаче не уважают ее»15.

Автор указывает на причины плохой работы полиции и предлагает меры к ее реформированию: 1) Уменьшить обязанности полиции, часть их передать обществу; 2) Создать полицейский устав; 3) Объединить полицию под одним руководством; 4) Полицейский чиновник должен быть другом и защитником каждого жителя и верным слугой правительству; 5) Нравственно возвысить полицию; 6) Слить жандармскую и общую полицию; 7) За фабричным населением устроить надзор «как нужно»; 8) Пересмотреть уставы16.

Как видим, основные меры, предлагаемые автором записки, сводятся к тому, чтобы сделать полицию более управляемой и централизованной структурой. Примечательно, что в том же направлении работает и мысль самого Лорис-Меликова.

Прошло немногим более двух недель (26 февраля 1880 г.), как Лорис-Меликов подает Александру II «Всеподданнейший доклад», основная мысль которого сводилась к необходимости объединения всех полицейских властей. Он считал это «единственным верным путем для достижения успехов в мерах против крамолы». Лорис-Меликов писал, что разрозненные действия правительственных лиц и учреждений — «одна из главнейших причин» неуспеха в борьбе с революционными силами»17. Царь выразил согласие с Лорис-Меликовым.

Указом 3 марта 1880 г. III Отделение собственной его императорского величества канцелярии было официально «временно» подчинено ВРК18. Это было большой победой Лорис-Меликова. III Отделение являлось высшим органом политической полиции в России и подчинялось императору. Император назначал его главного начальника, который являлся одновременно и шефом жандармов. В обязанности III Отделения входила охрана государственного строя, надзор и контроль за всеми сторонами политической и общественной жизни России, а также за деятельностью государственного аппарата и выборных учреждений. Основной же функцией III Отделения являлась борьба со всеми проявлениями антиправительственной деятельности, будь то в области политики или идеологии.

С. 22.

Просуществовав более полувека, III Отделение все меньше и меньше справлялось с возложенными на него функциями, хотя его структура и методы работы претерпевали определенные изменения. Член ВРК И.И. Шамшин, проведя ревизию III Отделения, отмечал крайнюю неэффективность его деятельности, связанную с отсутствием притока свежих сил, запущенностью делопроизводства, общую атмосферу застоя, устаревшие методы сыска, волокиту, слабое знание положения дел в революционных организациях.

Материалы обследования III Отделения отсутствуют как в фонде Верховной следственной Комиссии, так и в личном фонде Лорис-Меликова, нет их следов и в фонде III Отделения. Краткие сведения о результатах проверки сохранились лишь в дневнике государственного секретаря Е.А. Перетца, с которым член Комиссии ВРК, сенатор И.И. Шамшин, проводивший ревизию, делился своими впечатлениями. «... Дела III отделения были в большом беспорядке, — говорится в дневнике. — Часто не находилось в них весьма важных бумаг, на которых основано было все производство. Когда он (Шамшин. — З.П.) требовал эти бумаги, отвечали обыкновенно, что их нет; при возобновлении же требования, особенно под угрозой пожаловаться графу Лорис-Меликову, производились розыски и часто находили было не достававшие листы; иногда оказывались они на дому у того или иного чиновника, иногда в ящиках столов канцелярии; раз случилось даже, что какое-то важное производство отыскано было за шкафом»19.

Шамшин утверждал, что «идеально» была поставлена деятельность по наблюдению за высокопоставленными лицами. В Дневнике же Перетца читаем: «Обо всем этом, не исключая анекдотов, случавшихся в частной жизни министров и других высокопоставленных лиц, докладывалось государю»20. Примером может служить тщательно организованное наблюдение за великим князем Николаем Николаевичем (старшим), за его поездками к неофициальной жене балерине Е.Г. Числовой и их детям, которые были высланы в Ригу. Наблюдение велось как в Риге, так и за всеми перемещениями великого князя. Велось наблюдение и за великим князем Константином Николаевичем21. По свидетельству многих современников, к 80-м годам III Отделение превратилось в глазах общественности в крайне непопулярное, жестокое, неразборчивое в средствах государственное учреждение. Как писал в своем дневнике народоволец Н.В. Клеточников, сумевший внедриться в III Отделение, его сотрудники «готовы за деньги отца родного продать, выдумать на человека какую угодно небылицу, лишь бы написать донос и получить награду»22.

С. 23.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Так как сии последние подлежат всецело ведению руководству департамента полиции
Перегудова З. Политический сыск России гг. истории 8 департамента
Впредь до возможности полного слияния высшего заведования полицией в одно учреждение упомянутого министерства30
Директор департамента полиции

сайт копирайтеров Евгений