Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

38 Beck Chr. Op. cit.

39 R enouard Y. Op. cit. P. 245.

40 Гуковский M. А. Итальянское Возрождение. Л., 1961. T. 2. С. 148—149.

41 Бранка В. Указ. соч.

42 Sapori A. Op. cit. P. XII.


43 Rorig F. Wirtschaftskrafte im Mittelalter: Abhandlungen zur Stadt- und Hansegeschichte. Weimar, 1959. S. 134-146.

44 Martin A. Sociology of the Renaissance. L., 1945. P. 15.

45 Chiffoleau J. La comptabilite de l'au-dela: Les hommes, la mort et la religion dans la region d'Avignon a la fin du Moyen Age (vers 1320 — vers 1480). Rome, 1980.

46 Луций Энней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. С. 5.

47 Alberti L. В . Della famiglia // Opere volgari. Bari, 1 960. Vol. 1. P. 168-170.

48 Mercanti scrittori. . .

49 Баткин Л. M. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления. М ., 1978. С . 81.

© Карло Гинзбург, 1990

Карло Гинзбург родился в 1939 г . в Турине. Профессор Болонского университета и университета Лос-Анджелеса, известный итальянский историк, занимающийся проблемами истории культуры конца средневековья и начала нового времени. В центре его внимания — проблема соотношения «ученой» и народной культурных традиций XVI в. Автор ряда исследований, в том числе «Бенанданти. Ведовство и аграрные культы XVI и XVII вв.» (« I be nandanti. Ricerche sulla stregoneria e sui culti agrarii tra Cinquecento e Seicento». Torino, 1966) ; « Сыр и черви . Космос монаха 1500 г .» («Il formaggio e i vermi. Il cosmo di un mugnaio del'500». Torino, 1976); « Ночные истории . Истолкование шабаша » («Storia notturna. Una decifrazione del sabba». Torino, 1989). Мы перепечатываем с разрешения автора и с его небольшими поправками его статью, опубликованную в «Анналах» в 1984 г . (т. 39). Более подробное изложение той же проблемы содержится в книге «Ночные истории. Истолкование шабаша».

Колдовство в Европе как тема исторических исследований, некогда считавшаяся второстепенной и даже несерьезной, за последние 15 лет заняла видное место в мировой исторической литературе. Однако среди множества работ, посвященных этому вопросу, изучению шабаша (ночного сборища ведьм и колдунов) отведено сравнительно скромное место, несмотря на то что в истории колдовства и борьбы с ним образ шабаша исключительно важен. Наиболее ярким исследованием в этой области является книга Н. Кона «Тайные демоны Европы» (1975) ', основная идея которой может быть сведена к двум следующим положениям: 1) сложившийся в течение первых десятилетий XV в. образ шабаша явился вариантом древнего агрессивного стереотипа, который уже возникал в прошлом по отношению к евреям, первым христианам и средневековым еретикам; на исходе средневековья он был воссоздан инквизиторами, светскими и церковными демонологами; 2) этот образ не имеет ничего общего с какими-либо действительно существовавшими обрядами: ночные сборища, описание которых в судебных процессах и демонологических трактатах сопровождается массой ужасающих и живописных подробностей, секта участвующих в этих сборищах ведьм и колдунов порождены исключительно наваждениями и страхами самих судей и инквизиторов. Этот второй пункт имеет своим источником полемику с положениями давней работы М. Мэр-рей «Культ ведьм в Западной Европе» (1921) 2 , и к нему я возвращусь ниже.

Что же касается тезиса о древнем стереотипе, то он представляется мне неприемлемым прежде всего потому, что предполагает статичность такового, тогда как стереотипу свойственно меняться вследствие проникновения в него различных элементов как фольклорного, так и «ученого» происхож-

дения. В образе шабаша следует видеть скорее компромисс культур, чем простую проекцию доминирующей культуры.

Помимо очевидных хронологических неувязок в толковании, предложенном Коном 3 , оно страдает и фактическими неувязками. Главными составными частями описанного им стереотипа являются представления о сексуальных оргиях, антропофагии и зооморфизме — поклонении божеству в облике зверя. Но, например, антропофагия, приписывавшаяся средневековым еретическим сектам, была видом ритуального эндоканнибализма, поскольку поедались якобы дети, рожденные от кровосмесительного зачатия во время ночных сборищ 4 . Образ же ведьмы, преследующей детей или взрослых с тем, чтобы их съесть или напустить на них порчу, безусловно, является гораздо более агрессивным.

Чтобы понять, как возник этот образ, я предлагаю рассмотреть иную последовательность фактов.

Стоило бы начать с распространившихся во Франции летом 1321 г . слухов о заговоре прокаженных, которые отравляют воду в реках и колодцах. Затем возникла идея, что прокаженных спровоцировали евреи, которые, в свою очередь, действовали по наущению мусульманских правителей Гренады и Туниса. Запылали костры, начались массовые избиения. Затем прокаженные были подвергнуты сегрегации, евреи — высланы. Так впервые в истории Европы уже существовавшая ранее идея внутреннего врага, приспешника и орудия врага внешнего, нашла свое реальное воплощение в жестоких репрессиях.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Как шествие мертвых
Помни об отчем доме известия истории комиссии
Одиссей. Человек в истории. г. истории 10 человека
Личность это человек
Характерный для западного общества

сайт копирайтеров Евгений