Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Эти предложения Гитлера уже заключали в себе антисоветскую направленность, поскольку акцент на необходимости пересмотра национальных проблем, касавшихся государств Южной и ЮгоВосточной Европы, относился к региону, в котором всегда весьма чувствительно затрагивались интересы Советского Союза (в еще большей степени это проявится к 1940 г.). Обсуждать эти проблемы с западными державами означало предполагать определенные жертвы со стороны Советского Союза. Таким образом, в предложении Гитлера имплицитно содержалась идея компромиссного мира в обмен на воссоздание более уменьшенной и более покорной Польши и рождение большой антисоветской коалиции.
Для того чтобы англичане и французы поверили обещаниям Гитлера, нужны были политические условия, уже не существовавшие, и военные условия, еще не существовавшие. В военном плане еще не было очевидного превосходства Германии. И уже не было, за исключением узких британских и французских кругов, доверия к политическим предложениям Гитлера. Слишком много раз после 1936 г. фюрер заявлял о своем стремлении к миру и сотрудничеству, чувстве удовлетворенности и отказе от более далеко идущих требований, а затем под надуманными предлогами возвращал себе в нужный момент свободу действий, чтобы правящие круги Парижа и Лондона все еще верили ему. Вероятно, английские и французские участники переговоров помнили, как их делегации прибыли на переговоры в Москву утром 23 августа для устранения последних разногласий в отношении гарантий, которые следует предоставить Польше, и услышали, что Риббентроп в свою очередь тоже прибыл в Москву. Такие неожиданные повороты событий нравились Гитлеру, и они казались ему совершенно естественным их ходом. Однако тому, кто не разделял его дипломатический стиль (а это был весь остальной мир, включая итальянских и японских союзников), не составляло труда увидеть в мирных предложениях немецкого диктатора только предлог для того, чтобы западные державы согласились с исчезновением Польши, а Германия получила достаточный промежуток времени для завершения своих военных приготовлений — те три года, о которых Чиано, Риббентроп, Муссолини и Гитлер всегда не без основания говорили.
В подобной атмосфере было трудно и даже невозможно принять эти мирные предложения. Сразу же после начала войны, после неудач, связанных с проведением политики умиротворения агрессора, французское и британское правительства подверглись частичным изменениям в плане усиления сторонников непримиримой позиции. В Великобритании Уинстон Черчилль вошел

Глава  5. Первый этап Второй мировой войны

339

в правительство в качестве военноморского министра, а Антони Идеи  министра по делам доминионов. Во Франции Бонне, считавшийся активным приверженцем компромисса, оставил министерство иностранных дел, а Даладье получил его портфель. Наконец, начали предприниматься попытки организовать совместные действия. 12 сентября впервые собрался англофранцузский военный совет, и генерал Гамелен получил пост главнокомандующего союзными войсками на западном фронте. Четыре британские дивизии, высадившиеся во Франции, были расположены вдоль границы с Бельгией.
В целом преобладала воля к сопротивлению, а Гитлер совершил одну из ошибок, которые он часто совершал с присущим ему эгоцентризмом. Гитлер, хотя ему удавалось тонко и верно просчитывать политические комбинации в отдельных случаях, не умел оценивать, поскольку это было ему глубоко чуждо, влияние процессов изменения общественного мнения при демократическом режиме. Он не видел в Великобритании ничего, кроме нескольких государственных деятелей и дипломатов, обладавших терпением, терпимостью и готовностью к контактам. Он и ранее не задумывался, не вспомнил и в тот момент об уроках опыта молодого Наполеона  невероятном упорстве, с которым англичане встретили войну, и заставили посчитаться с их аргументами или, если угодно, интересами, не идя ни на какие компромиссы. Не хотел он учитывать и роль, которую в обороне Великобритании и борьбе против нацизма могли играть Соединенные Штаты, богатая, не подвергающаяся угрозе бомбежек, передовая в научном и технологическом отношении страна.
Первый официальный ответ на речь Гитлера последовал 10 октября от французов, когда Даладье подтвердил, что союзники согласятся на заключение мира только в том случае, если они получат гарантии безопасности. Безопасности, которая не будет ставиться под сомнение каждые шесть месяцев. Ответ Британии был дан 12 октября Чемберленом в речи в палате общин. Великобритания, сказал он, ни при каких условиях не примет мир, основанный на признании завоеваний Германии. Мир должен быть подлинным, прочным и гарантированным, поэтому он не может основываться на обещаниях правительства, которому никто больше не доверяет. Не получив убедительных доказательств «в виде четких действий и эффективных гарантий» искренности стремления к миру с немецкой стороны, демократические державы продолжат войну. Однако такие доказательства отсутствовали, поскольку в речи фюрера не упоминалось о том, каким образом будут исправлены несправедливости, совершенные в отношении Чехословакии и Польши.

340

Часть  2. Вторая мировая война

Реакция на предложение Гитлера была, вероятно, просчитана. Она предоставила немецкому диктатору возможность в пропагандистских целях возложить ответственность за войну на западные державы. Однако оставалась открытой проблема когда, где и как будут сделаны следующие шаги, и кем они будут сделаны.

5.3.5. «СТРАННАЯ ВОЙНА». ВОЕННЫЕ    АЛЬТЕРНАТИВЫ   ГИТЛЕРА

Решение продолжить войну на Западе было принято Гитлером еще до начала военных действий. Тем не менее отказ англичан и французов от мирного предложения поставил проблему выбора сроков для действий. Колебания, сопровождавшие этот выбор, отражали как недостаточную подготовку немцев, так и слабости положения Франции. Было очевидно, что в военном отношении, учитывая наличие двух оборонительных систем на франкогерманской границе («линии Мажино» и «линии Зигфрида»), стратегически наиболее уязвимыми оставались нейтральные Голландия и Бельгия. Западные державы много раз гарантировали правительствам обоих стран, что в случае войны они не будут пытаться создавать без согласия заинтересованных сторон оборонительные линии или боевые порядки для наступления на их территории. Однако беспринципность Гитлера заставляла, по меньшей мере, сомневаться в том, что он захочет лишиться такого легкого и такого привлекательного пути для совершения любого военного маневра в отношении Франции. Речь шла, следовательно, о времени нападения и позиции, которую займут в связи с этим Бельгия и Голландия.
С военной точки зрения Гитлер выступал за необходимость действий. Еще до того, как был обнародован отрицательный ответ союзников, он подготовил меморандум, наметивший стратегические директивы, касавшиеся военных действий. Это была необходимость, продиктованная опасениями, связанными с бездеятельностью, и боязнью того, что в обеих странах может закрепиться противник, превратив их в базы, с которых будут проводиться воздушные налеты на стратегические предприятия Рура и Рейнской области. Военная верхушка отрицательно относилась к такой постановке проблемы, поскольку считала, что Германия обладает недостаточным количеством военновоздушных и наземных сил, сосредоточенных в одном месте. Некоторые из ее представителей даже начали подготовку государственного военного переворота, который устранил бы Гитлера и привел к власти Геринга, вероятного протагониста другого мирного проекта. В составлении этого

Глава  5. Первый этап Второй мировой войны

341

плана не участвовали inextremisглавнокомандующий сухопутными силами фон Браухич, холодный и безликий бюрократ, а также генерал Гальдер, начальник Генерального штаба армии. Они подчинились воле Гитлера, требовавшего, чтобы около 80 дивизий, готовые к наступлению на Западе, начали действовать 12 ноября. Их остановила только внезапная резкая перемена погоды, лишившая немецкую бронетехнику и самолеты возможности быстрого маневра.
Концентрация немецких войск на границе Голландии и Бельгии не прошла незамеченной. В связи с тем, что начало боевых действий было отложено, возник некий промежуток времени для предотвращения предполагаемых действий немцев. Вопрос сводился к тому, чтобы бельгийское правительство, избравшее в ноябре 1939 г. политику нейтралитета, теперь согласилось обратиться с просьбой о защите к французам, что представлялось логичным перед лицом очевидной германской угрозы.
Спокойствие было нарушено инцидентом, происшедшим в первых числах ноября, когда несколько немецких самолетов пролетели над бельгийской территорией. Брюссельское правительство неожиданно осознало опасность присутствия большого количества немецких дивизий на границе страны. Бельгийский король Леопольд III полагал, что немцы преследовали только цели устрашения. Однако часть его правительства и, в первую очередь, министр иностранных дел ПольАнри Спаак не разделяли его оптимизма. Не разделяла его и королева Нидерландов Вильгельмина, которая тем временем предприняла дипломатическую инициативу, порученную министру иностранных дел ван Клефенсу и имевшую целью обратиться ко всем воюющим державам с призывом к миру. Не следовало строить иллюзий, считали голландцы, относительно реакции Гитлера на этот призыв. Однако он, по крайней мере, предоставит некоторую отсрочку, которая позволит согласовать необходимые военные контрмеры с французами.
Поэтому 8 ноября совместный шаг бельгийцев и французов был преподнесен как публичное предложение «добрых услуг». Он застал врасплох как союзников, так и немцев. Союзники усматривали в нем абсолютное отсутствие реализма, учитывая то, что совершил к этому моменту Гитлер. Принять предложение означало бы, по мнению французского президента Лебрена, одобрить «триумф несправедливости». Немцы ответили уклончиво. Однако намерения Гитлера хорошо известны. Только природные причины, то есть погодные изменения воспрепятствовали тому, чтобы ответ в соответствии с планами фюрера был дан 12 ноября.

342

Часть  2. Вторая мировая война

Отсрочка военных действий на короткое время создала иллюзию отдаления угрозы. В январе 1940 г. бельгийский двор узнал через принцессу Марию Жозе, сестру короля Леопольда и жену итальянского наследного принца Умберто Савойского, что, согласно информации, поступившей от графа Чиано, нападение немцев было неизбежным. Более того, оно назначено на 14 января. В атмосфере смятения и растерянности состоялся обмен мнениями и предположениями, в результате которого должен был возникнуть «превентивный призыв» о помощи со стороны бельгийцев к французам. Были ли в действительности таковыми намерения Леопольда III, впоследствии было поставлено под сомнение (и не без основания) бельгийской историографией. Несмотря на двойственность ситуации, французы должны были принять решения по данному поводу. В течение нескольких дней их войска оставались в состоянии боевой готовности. 19 января Спаак разъяснил двусмысленность ситуации. Никто в действительности не имел намерения просить французов о помощи. Впрочем, погодные условия были все еще таковы, что делали невозможными военные действия немцев, и Гитлер ориентировался на другие стратегические акции. До тех пор, пока Гитлер не решил начать действовать, на бельгийском фронте не произошло ничего нового. А произошло все в дипломатическом и военном контексте, настолько ухудшившемся для французов, что своевременные контрдействия стали невозможными. Оптимистическая пассивность бельгийцев оставалась необъяснимой. Что касается неспособности французов определить реальные военные меры, то она подтверждала преемственность французской оборонительной стратегии.

5.3.6. НАПАДЕНИЕ   НЕМЦЕВ   НА   НОРВЕГИЮ

Гитлер имел совершенно определенные планы, которые его заставили отложить только германские военачальники и погодные условия. Что же планировали союзники для того, чтобы действительно бороться с ним, как они торжественно заявляли, отвергая его мирное предложение? В связи с отсрочкой немцами начала военных действий англичане и французы решили в какойто момент вмешаться в советскофинляндский конфликт чтобы противостоять его влиянию на зону Балтийского моря. Однако медлительность, с которой осуществлялся этот замысел, сделала невозможными какиелибо неожиданные действия, затянув принятие всякого решения до момента неожиданного советского наступления и заключения московского мира в марте 1940 г. Таким образом, рухнула иллюзия об открытии финского фронта, которое,

Глава  5. Первый этап Второй мировой войны

343

впрочем, не оказало бы существенного влияния на предстоящую немецкую кампанию в Западной Европе.
В тот момент приобрела актуальность проблема Скандинавских государств, которые, сохраняя своей нейтралитет и осуществляя значительные поставки железной руды в Германию морем, в основном из северного норвежского порта Нарвик, не проявляли желания способствовать делу западных демократий. Идея активизации в скандинавском регионе с целью блокировать поставки шведской железной руды не была, следовательно, забыта Даладье, являвшимся, вместе с Уинстоном Черчиллем самым упорным сторонником вмешательства в конфликт в Финляндии. В середине марта 1940 г. Даладье добивался начала военных действий в Норвегии, направленных на то, чтобы устранить психологические последствия советскофинляндской войны и продемонстрировать, что союзники способны взять на себя инициативу и вернуть доверие на внутреннем фронте, ослабленном бездействием и эффектом германских побед. Страх норвежцев и французов перед Германией становился аргументом в пользу энергичных военных действий, даже ценой принесения в жертву норвежского нейтралитета.
Даладье сформулировал эти предложения как исходя из объективных причин военного характера, так и в силу внутренних обстоятельств. В самом деле, он подвергался в парламенте противоречивым нападкам: со стороны тех, кто подталкивал к более энергичному ведению войны, и со стороны тех, кто подталкивал к компромиссу с Германией. Однако идеи французов были неприемлемы для британского правительства, озабоченного реакцией, которую их акции вызовут в Соединенных Штатах и трудностями, связанными с военными действиями. Идее начать действовать в Норвегии лондонское правительство противопоставило идею установки мин на немецких реках и, в особенности, на Рейне, что парализовало бы речную навигацию в Германии. Однако эта идея имела в глазах французов тот недостаток, что план должен был осуществляться в непосредственной близости от территории Франции и поэтому таил в себе непосредственную угрозу ей.
Жертвой этой ситуации военного шаха стал сам Даладье, вынужденный подать в отставку 19 марта 1940 г., уступив кресло премьерминистра Полю Рейно, которого считали более авторитетным и более способным активизировать военные усилия. Даладье, однако, остался в правительстве в качестве министра обороны и продолжал сдерживать своего преемника, который, впрочем, будучи избранным парламентским большинством всего в один голос, подтверждал тем самым политическую непрочность

344

Часть  2. Вторая мировая война

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Создать там китайское национальное правительство
Ссср должен защищать польшу от нападения германии
Были согласиться спонтанно просить правительство германии вступить в богемию
Победа союзников правительства германии
Самостоятельно сформировать правительство

сайт копирайтеров Евгений