Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Глава  7. Победа союзников и подготовка послевоенного...      539
участвующим сторонам. Обещание провести свободные выборы давало Рузвельту (который потом сказал, что подобные выборы должны быть «вне всяких подозрений», как жена Цезаря) формальные гарантии плюралистического и представительного демократического решения; положение о допуске всех антинацистских и демократических сил предоставила Советам некоторые возможности для маневра, что создало немало хлопот дипломатам, занятым созданием нового правительства.
Выбранная формулировка отражала как ближайшие планы Сталина, так и программные замыслы Рузвельта. Добившись от Сталина возобновления обсуждения вопроса о правительстве, который советский лидер был вправе считать закрытым, так как ситуация находилась под полным военным контролем Москвы и было создано Временное правительство, включавшее преданных коммунизму людей, Рузвельт нашел щель, а ее ширина зависела от дальнейшего хода европейской жизни. При жестком отношении Сталина к польскому вопросу это было уже не мало.
К этому важному результату встречи можно добавить раздел заключительного коммюнике, содержавший «Декларацию об освобожденной Европе». Текст декларации был представлен американской делегацией в начале конференции и получил одобрение только на заключительном этапе работы. Он содержал общие положения, касавшиеся той части Европы, которая была освобождена от нацистского ига; теоретически они были применимы также для Италии и всех других государствсателлитов «Оси». В действительности, Декларация задумывалась для предотвращения будущей советской политики в Европе. В Декларации подтверждалось обязательство о взаимных консультациях в переходный послевоенный период и говорилось, что переустройство политикоэкономической жизни Европы должно быть достигнуто таким путем, который позволит уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать «демократические учреждения по собственному выбору» освобожденных народов.
В соответствии с принципами Атлантической хартии (показательно само обращение к ним) три правительства обязывались добиваться поставленной цели, помогая «любому европейскому государству» и всем бывшим государствамсателлитам «Оси», если этого потребуют обстоятельства, «создавать условия внутреннего мира; ...создавать временные правительственные власти, широко представляющие все демократические элементы населения и обязанные возможно скорее установить путем свободных выборов правительства, отвечающие воле народа». Три правительства обязывались способствовать, где это окажется необходимым, про

540

Часть  2. Вторая мировая война

ведению таких выборов. Кроме того, они в общей форме обязывались консультироваться относительно проведения необходимых мер в соответствии с заявленными принципами.
Американцы предлагали немедленно созданать систему контроля, способную обеспечить выполнение заявленных в декларации принципов, что, очевидно, придало бы ей обязательный характер. Как англичане, так и, прежде всего, Советы, старались ослабить это предложение и свести его к обязательству консультироваться в случае необходимости, т.е. на практике свести на нет возможность немедленного контроля над осуществлением принципов, заявленных в декларации.
Очень часто эта Декларация, вместе с соглашениями о Польше, расценивается как проявление слабости западных союзников в отношении Сталина и выражение стремления признать раздел Европы на сферы влияния. В действительности, как анализ документа, так и изучение обстоятельств, в которых он был принят, приводят к иному выводу. Помимо очевидной расплывчатости выражения «демократические элементы» (которое давало возможность для широких интерпретаций, поскольку Советы считали «демократическими» в Восточной Европе, прежде всего, тех, кто готов был подчиниться воле правительства Москвы), Декларация была значительным шагом вперед по сравнению с державной политикой, выражением которой стал компромисс, достигнутый Сталиным и Черчиллем в октябре 1944 г. по балканским проблемам.
Многие авторы писали, что в Декларации были заложены в определенном смысле основы конституционных принципов, которыми в будущем должна была руководствоваться демократия в Европе. Действительно, если бы Декларация соблюдалась полностью, она послужила бы основой для появления в Европе, в особенности на Балканах (которые прошли через опыт авторитарных, диктаторских, военных режимов, далеких от демократии), ряда государств, политический строй которых создавался бы в соответствии с принципами Атлантической хартии, т.е. с соблюдением плюрализма, понимаемого в соответствии с англосаксонской политической мыслью. При этом приходилось абстрагироваться от проблем безопасности, влиявших на ее выполнение.
Декларация вовсе не была уступкой или признаком слабости, она стала предварительным условием и точкой отсчета. Ее осуществление показало бы способность победителей разработать общие положения переустройства освобожденной Европы, не подвергая опасности требования безопасности. В случае невозможности ее реализации она стала бы образцом поведения в будущем и моделью решения дипломатических споров. При этом не учи

Глава  7. Победа союзников и подготовка послевоенного...      541
тываются ошибки и ответственность, связанные с ее невыполнением. Впрочем, Сталин дал согласие на ее одобрение в следующих словах: «Мы можем реализовать ее посвоему. То, что действительно важно, так это соотношение сил».
Последний вопрос, связанный с решением особых задач, порожденных войной, был югославский. Большая тройка, узнав о достигнутом в ноябре 1944 г. Тито и Шубашичем соглашении об учреждении регентства, пришла к компромиссу, в соответствии с которым решение проблемы передавалось политическим силам в самой Югославии. В заключительном коммюнике Ялтинской конференции содержалось пожелание о немедленном вступлении в силу соглашенияя, образовании нового югославского правительства. Кроме того, рекомендовалось сразу же после сформирования правительства расширить Антифашистское Вече Народного Освобождения Югославии, орган Сопротивления, за счет включения членов последнего парламента страны  Скупщины, «которые не скомпрометировали себя сотрудничеством с врагом», и таким образом создать Временный парламент. Все законодательные акты, принятые Антифашистским Вече Народного Освобождения Югославии, подлежали последующему утверждению Учредительным Собранием.
Как видим, в первые дни переговоры в Ялте касались решения вопросов, вызванных ходом военных действий. В этом смысле, по существу не было ничего нового в сравнении с тем, что решили или наметили решить в Тегеране. Исключением стал ряд формальных гарантий, которые в добавление к уступкам 1943 г. Сталин сделал по настоянию Рузвельта, а также отказ от принципа расчленения Германии или, по крайней мере, согласие отложить окончательное решение этого вопроса. Это предвещало поворот, происшедший в последующие месяцы и ставший новым моментом по отношению к предварительным планам, который свидетельствовал об изменении характера отношений между победителями в послевоенное время.
Значительная часть работы Ялтинской конференции была посвящена преодолению политических трудностей, мешавших рассмотрению главного для Рузвельта вопроса, касавшегося будущего и единственного связанного не с войной, а скорее с надеждой на предотвращение других войн. Понятно, что речь идет об Организации Объединенных Наций. В принципе вопрос был поставлен уже в Тегеране, и тогда Рузвельт отметил, что политической предпосылкой для создания организации являлось длительное согласие между четырьмя полицейскими, т.е. между великими державами, служившее гарантией поддержания мира. Оставались препятствия

542

Часть  2. Вторая мировая война

технического и политического характера, возникшие во время подготовительных работ в ДумбартонОксе.
Вопрос о Генеральной Ассамблее, связанный с правом участия в ООН, которое предоставлялось странам, объявившим войну Германии, претерпел изменения в связи с предложением Советов включить в число ее участников все 16 советских республик, что вело к требованию представительства, по крайней мере, доминионов, входивших в состав Британской империи. Рузвельт был вынужден принять компромиссный вариант, который предусматривал участие Белоруссии и Украины в качестве самостоятельных членов наряду с СССР.
Другой спорный вопрос касался процедуры голосования в исполнительном органе ООН  Совете Безопасности. Речь шла об установлении не столько правила единогласия постоянных членов при принятии решений, касающихся непроцедурных вопросов (так называемое право вето), сколько случаев, когда одной из спорящих сторон оказывается один из постоянных членов Совета Безопасности  следует ли в этом случае учитывать его голос. По этому вопросу обе западные державы вначале считали возможным мажоритарное голосование, но за прошедший до Ялты период и во время крымских переговоров Черчилль и Рузвельт убедились, что было бы ошибкой, противоречащей интересам их стран признать иной, чем единогласие, критерий голосования по существенно важным вопросам. Согласие было достигнуто, но о нем не сообщалось, поэтому перед конференцией, которая должна была быть созвана 25 апреля в СанФранциско, была поставлена задача подготовить Устав новой организации.
Последний вопрос, оставшийся открытым в ДумбартонОксе, касался режима колоний, его решили без особых споров. Был принят принцип, согласно которому практика опеки ограничивалась только прежними мандатами Лиги Наций, бывшими колониями вражеских государств и территориями, которые добровольно примут новый режим. Так Рузвельт добился серьезного результата, важного для его политического проекта — участия СССР в будущей международной организации, направленной на сохранение мира.
Вопрос о вступлении Советского Союза в войну с Японией не являлся составной частью общих переговоров, но несомненно был с ними связан. Сталин подтвердил, что Советы вступят в войну через дватри месяца после окончания войны в Европе. В обмен на это в секретном соглашении, подписанном отдельно от заключительного коммюнике Ялтинской конференции, были определены условия, выдвинутые СССР: гарантия независимости

Глава  7. Победа союзников и подготовка послевоенного...      543
Внешней Монголии; передача Советскому Союзу южной части острова Сахалин; интернационализация порта Дайрен и восстановление аренды СССР на военноморскую базу ПортАртур; организация СоветскоКитайского Общества для обеспечения совместной эксплуатации Китайской Чанчуньской железной дороги; передача Советскому Союзу Курильских островов. Все это сопровождалось условием о достижении советскокитайского согласия (Рузвельт обязывался оказать в этом содействие) относительно статей, затрагивавших интересы Китая.

7.6. Накануне окончания войны в Европе

7.6.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ    ЛАТЕНТНОГО    НАПРЯЖЕНИЯ

Ялтинские соглашения свидетельствовали об уверенности в победе и о намерении идти по пути компромисса, несмотря на растущие трудности. С февраля по май 1945 г. расширился спектр этих трудностей. Прежде всего, возникла полемика по поводу попыток Германии (Гиммлера через его эмиссаров в Швеции и через руководителей СС в Италии) подписать сепаратный мир на Западе или, по крайней мере, в Италии. Такой вариант привлекал западные державы, потому что обещал достаточно легкий процесс передачи власти, во время которого не подвергались бы опасности промышленные предприятия, а кроме того, лишал участников итальянского Сопротивления возможности добиться ореола победителей  этого боялись английские и американские военные и политики, памятуя о примере Греции. Поэтому идея прямой передачи власти в руки союзнических сил представлялась наилучшим средством избежать этих опасностей.
Этот путь привлекал Германию, так как отражал не особенно скрываемое ею намерение разделить западных союзников и СССР и даже спровоцировать между ними конфликт, что могло бы привести к неожиданному разрыву союза. Это были иллюзии, но не лишенные оснований, в особенности, если учесть, что западные державы не информировали своевременно правительство Москвы о предложениях, поступавших от нацистов, заставляя тем самым расценивать готовность англоамериканских секретных служб вести переговоры с немцами как проявление тайного замысла заключить сепаратный мир.
В действительности, речь шла об одном инциденте, возникшем сразу после Ялты и прояснившемся только в начале апреля, который привел к росту недоверия. Подозрительность подкреплялась также и военными сообщениями о быстром продвижении

544

Часть  2. Вторая мировая война

войск западных союзников к наиболее богатой и важной части Германии, в то время как немецкие солдаты защищали каждую пядь своей земли на востоке: это лишь подтверждало намерения, конечно, существовавшие в германском штабе, но которые не принимали всерьез ни военные, ни политики союзных держав.
Наиболее тяжелым событием для антинацистской коалиции стала внезапная смерть Рузвельта вечером 12 апреля. Рузвельт, несомненно, был выдающимся участником Большой тройки. Его концепция мира не ушла вместе с ним. Более того, его смерть знаменовала собой приближение поворотного момента. Гарри Трумэн, сменивший его вицепрезидент, которого покойный президент и близко не подпускал к принятию важных решений по проблемам войны, продолжил политику своего предшественника. Но стиль его политики был иным; стратегия менее гибкой и более прямолинейной; готовность решать политические разногласия с помощью хороших личных отношений пропала.
Из тройки Рузвельт–Черчилль–Сталин ушел деятель, чье имя стало символом рождения нового мира. Лишь коммунистические иллюзии позволяли забыть жесткость и цинизм, проявленные Сталиным за несколько месяцев до Ялты; только тот, кто восхищался присущей Черчиллю политической волей защитника Британской империи, мог забыть его узкий имперский консерватизм и твердую державную политику. Со смертью Рузвельта слабела надежда, что грядущая победа ознаменует собой начало новой эпохи.
По возвращению из Ялты, 29 февраля, Рузвельт выступил в Конгрессе, перед обеими палатами, и сообщил о результатах конференции. Президент использовал эту возможность, чтобы выразить свою надежду на организацию, которая должна быть создана на конференции в СанФранциско: «Крымская конференция стала поворотным моментом в нашей истории, а потому и в мировой истории. Скоро Сенату Соединенных Штатов и американскому народу будет представлено важное решение, которое определит судьбу Соединенных Штатов  и мира  для будущих поколений... Двадцать пять лет тому назад американские солдаты ждали, что государственные деятели доведут до конца свою работу по организации мира, во имя которого они сражались и страдали. Цель не была достигнута. Мы не можем допустить новой ошибки и надеяться, что мир снова выживет. Крымская конференция... должна ознаменовать конец системы односторонних акций, союзов избранных, сфер влияния, равновесия сил и всех других средств, которые использовались веками и всегда приводили к поражению. Мы предлагаем заменить все эти системы универсальной организацией, к которой могли бы присоединиться все народы, стремящиеся к миру в мире».

Глава  7. Победа союзников и подготовка послевоенного...      545
Конференция в СанФранциско начала свою работу, как и было предусмотрено, 25 апреля, но уже накануне произошло событие, которое ярко отражало новый климат в международных отношениях. Сталин, который, возможно, с искренним сожалением воспринял смерть Рузвельта, решил направить в СанФранциско делегацию отнюдь не «низкого уровня», которую возглавил не посол в Вашингтоне молодой Громыко (назначенный в знак недовольства недавней полемикой о капитуляции немцев в Италии), а сам Молотов.
23 апреля Молотов был принят Трумэном, которому он передал соболезнования Сталина и выразил надежду, что сотрудничество между двумя странами будет продолжаться и в будущем. Трумэн ответил в том же тоне. Но недвусмысленно пояснил, что необходимым условием искреннего сотрудничества является соблюдение Ялтинских соглашений, которые Советы, по мнению американской дипломатии, не выполняют в точности. (Это подтверждалось тем, как Вышинский потребовал от короля сменить премьерминистра Радеску и назначить на его место Петру Гроза, который не был коммунистом, но возглавил правительство с преобладанием коммунистов; об этом свидетельствовали проходившие в Москве переговоры о формировании временного польского правительства.)
Американский президент немногословно, но твердо (многие считали, что «слишком» твердо) заявил Молотову, что Советам необходимо сменить курс, если они хотят сохранить достигнутые в феврале соглашения. Молотов, действительно, был поражен тоном своего собеседника, но нельзя недооценивать ум и опыт советского министра и считать, что он был удивлен тем, в каких выражениях это было сказано. Этот эпизод, который позже был преувеличен настолько, что в нем усмотрели первые признаки политического поворота, чего в действительности не было, свидетельствовал о возникновении новых трудностей.

7.6.2. ПОРАЖЕНИЕ   ГЕРМАНИИ

Тем временем в Европе война шла к концу. Когда Гитлер узнал, что 28 апреля Муссолини, попавший в плен к участникам Сопротивления, был казнен без суда и следствия, он покончил жизнь самоубийством, и власть взяли военные. За несколько дней до этого произошла встреча советских и американских войск в Торгау, сопровождавшаяся большими празднованиями. Развала «Великого союза» не произошло, более того, Эйзенхауэр до конца сдерживал темпы продвижения своих войск, чтобы линия оккупации совпадала с согласованной между военным командованием армий союзников.

546

Часть  2. Вторая мировая война

В этой обстановке адмирал Дениц стал германским премьерминистром и сразу же установил контакт с союзным командованием. Если у него оставались какието иллюзии относительно неизбежной безоговорочной капитуляции, то они были рассеяны Верховным главнокомандующим союзными войсками генералом Эйзенхауэром. 8 мая 1945 г. немецкий эмиссар генерал Йодль подписал в Реймсе в штабквартире союзников протокол о капитуляции Германии. На следующий день аналогичный документ был подписан в Берлине в присутствии маршала Жукова.
Так закончилась война в Европе: царила надежда, что чудовищная катастрофа прекратилась. Виновники войны были быстро осуждены или заключены в тюрьму в ожидании судебных процессов, таких как в Нюрнберге. Были раскрыты зверства, совершенные нацистами, в особенности после 1942 г., в концентрационных лагерях. По дорогам Германии в другие страны Европы двигались колонны беженцев, которые возвращались к себе домой, а также брели немцы, чьи земли были отданы Польше, в поисках своего места проживания. По дорогам, разрушенным войной, шли оставшиеся в живых ветераны, оборванные, голодные и изнуренные, они стремились, используя любые случайные транспортные средства, добраться домой.
Европа, та часть Европы, где велась война, где границы помнили наиболее острые моменты боев, где бомбардировки и, в особенности, бомбардировки союзниками Германии и Северной Италии, не всегда оправданные в военном отношении, нужные только для того, чтобы ослабить нацистский тыл,  эта Европа смотрела на наступивший мир, видела огромные масштабы предстоявшего восстановления и ее охватывало радостное волнение, которое несло с собой слово «мир».

7.7. Послевоенная напряженность

7.7.1. КАЗУС   ТРИЕСТА И ПОЛЬСКАЯ ПРОБЛЕМА

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Нольфо ди Э. История международных отношений. истории 4 союзников
Для укрепления сотрудничества с югославией немцы потребовали присоединения белграда к тройственному союзу
Нольфо ди Э. История международных отношений. истории 1 отношений
Будет протестовать против военных действий италии в эфиопии
Характер тегеранской конференции

сайт копирайтеров Евгений