Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

держивавших отношения с Виши, поскольку дипломатические контакты с ним, пусть и двусмысленные, были важны для дальнейшего развития событий в Северной Африке. В этой ситуации, несмотря на горячую поддержку Черчилля, в конце декабря Корделл Хэлл заявил о своем осуждении деятельности «так называемых свободных французов» и после речи Черчилля посоветовал президенту исключить голлистские силы из американских планов, касающихся Северной Африки (будущая операция «Торч»). Водораздел между Соединенными Штатами и «Свободной Францией», до того едва проявлявшийся и почти невидимый, стал очевиден. С тех пор в течение всей своей политической жизни де Голль ощущал на себе бремя этого положения изгнанника, в котором проявлялась недооценка американцами роли «Свободной Франции», в частности, и Франции, в целом.
Подписание Советским Союзом Декларации Объединенных Наций, которая очевидным образом основывалась на принципах Атлантической хартии, являлось одним из способов, позволявшим оставить открытыми политические проблемы внутри союза. СССР сразу же оказывался в равном положении с крупными западными державами, но при этом спорные проблемы маскировались за жесткими по видимости, а по существу гибкими формулировками. В действительности, решение проблемы наполнения соглашений общего характера и военных обязательств более конкретным содержанием окажется гораздо более трудным и фактически займет все годы войны, вплоть до того момента, когда совещания глав государств и правительств трех крупнейших союзных держав не найдут менее случайные компромиссные формулировки, менее обусловленные ходом военных действий.
Первая попытка в этом направлении была предпринята в тот самый момент, когда Соединенные Штаты вступили в войну. Британский министр иностранных дел Идеи отправился в свой первый визит в Москву 7 декабря 1941 г., именно в день нападения на ПёрлХарбор, что придавало его визиту гораздо большее, по сравнению с первоначальными планами, значение1. Его целью было дополнить соглашение, подписанное Криппсом и Молотовым в июле прошлого года, добавив к нему необходимые политические положения, не формулируя, однако, предложения, касающиеся оказания немедленной военной помощи. Правда, была прозондирована возможность послать несколько эскадрилий английских бомбардировщиков с военных баз на Ближнем Востоке на совет
1 Автор допускает неточность. В действительности А. Идеи отправился в Москву на борту крейсера «Кент» 8 декабря 1941 г. и прибыл в советскую столицу 15 декабря.  Прим. редакции.

Глава  6. Глобальная война

463

ский южный фронт, однако японское нападение вынудило британский генеральный штаб оставить свои «благие намерения».
В Москве Идеи сформулировал достаточно четкие требования. Советы справедливо заявляли притензии на полное согласование последующих военных операций союзников и на соответствующие действия, однако Сталин не настаивал на требовании оказать немедленную помощь, поскольку на это ему могли ответить, что лучшим способом объединить усилия было бы объявление Советским Союзом войны Японии. С другой стороны, именно в эти дни немецкое наступление выдохлось, и Сталин верил в успех контрнаступления, которое советские войска начинали развертывать. Иными словами, советский диктатор надеялся, что самый трудный момент уже прошел. Вероятно, в 1942 г. будут другие трудности, однако тем временем русский фронт будет «заморожен» в ожидании возможных политических решений, из которых нельзя было исключить даже компромиссный мир с Германией. Сталин не считал, что решимость Гитлера разрушить советскую систему стала бесповоротной и, вероятно, полагал (насколько позволяют сделать вывод имеющиеся в нашем распоряжении документы), что еще была возможность вернуться к отношениям, аналогичным, если не идентичным тем, что существовали до июня 1941 г. Поэтому он думал о проблемах мира, трактуя их в связи со стремлением Советского Союза сохранить максимум из завоеваний, совершенных после 1939 г., вне зависимости от политического исхода конфликта. Звучание военных проблем было, таким образом, приглушено, и Сталин, действуя с августа 1939 г. с идеальной последовательностью, недвусмысленно заявил Идену, что представляет себе новый европейский порядок с признанием границ СССР, существовавших до немецкого нападения. Взамен он обещал поддержать британские требования получить военные базы на атлантическом побережье Западной Европы, от Франции до Норвегии. Без соблюдения этих условий, заявил он, Советский Союз не подпишет никакого договора о союзе.
Идеи знал, что в конце победоносной войны Советский Союз должен получить ощутимое вознаграждение, в том числе и за счет Польши. Это подразумевалось в любой компромиссной формулировке, вырабатываемой в Лондоне  как применительно к Гитлеру до 1941 г., так и применительно к Сталину после 1941 г.: гарантировать польскую независимость не означало также механически гарантировать территориальную целостность Польши, какой она была в 1939 г. Однако обстоятельства визита в Москву были таковы, что препятствовали заключению любого подобного соглашения, поскольку намерения американцев были неизвестны,

464

Часть  2. Вторая мировая война

а способность Советов выиграть войну пока еще вызывала сильные сомнения. С политической точки зрения, поездка Идена завершилась фактически ничем. Более того, через несколько дней после отъезда английского министра из Москвы Сталин опубликовал 23 февраля приказ о праздновании дня Красной армии, в котором употребил гораздо менее двусмысленные выражения.
«Иногда болтают в иностранной печати,  заявил Сталин, что Красная армия имеет своей целью истребить немецкий народ и уничтожить германское государство. Это, конечно, глупая брехня... У Красной армии нет и не может быть таких идиотских целей. Красная армия имеет своей целью изгнать немецких оккупантов из нашей страны и освободить советскую землю от немецкофашистских захватчиков. Очень вероятно, что война за освобождение советской земли приведет к изгнанию или уничтожению клики Гитлера. Мы приветствовали бы подобный исход. Но было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, германским государством. Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается».
Эти слова показывают, каким образом Сталин рассматривал в то время проблему Германии, и что в его сознании германский вопрос совершенно очевидно сохранял центральное место и для послевоенного периода. В тот момент Сталин, к тому же, был расположен к ведению переговоров с немцами, считая «вероятным», если не гарантированным падение Гитлера. Только после того, как стратегические решения англичан и американцев стали очевидными, и после того, как немецкое наступление на советской территории в мае 1942 г. выявило реальные намерения Гитлера, созрели условия для того, чтобы этих недомолвок стало меньше и чтобы они почти полностью разъяснились. Однако совсем они не исчезали никогда.

6.5.3. КОНФЕРЕНЦИЯ  «АРКАДИЯ»

В связи с вступлением в войну Соединенных Штатов второй большой проблемой стала неясность англоамериканской военной стратегии. В конце декабря 1941 г.  начале января 1942 г. она была определена более четко, хотя и не совсем однозначно. Центральной оставалась проблема приоритета войны на Тихом океане или войны в Атлантике в соответствии с теми ориентациями, которые были намечены в начале 1941 г. во время секретных переговоров в Вашингтоне между штабами вооруженных сил Англии и США. Фронт в Северной Африке был мало связан с осталь

Глава  6. Глобальная война

465

ными театрами и приобретал значимость только при условии, что операция в Африке могла бы стать отправной точкой для активных действий на Ближнем Востоке и на Балканском полуострове. Эту установку подтвердили Рузвельт и Черчилль на конференции с условным названием «Аркадия», которая проходила в Вашингтоне с 22 декабря 1941 г. по 14 января 1942 г. и была посвящена анализу новых проблем, возникших вследствие разрастания войны и необходимости более эффективно сражаться с Германией.
Сталин в первом же послании Черчиллю ставил вопрос об открытии «второго фронта», т.е. указывал на необходимость вести наступление на Германию не только на восточном направлении, а вынудить ее разделить свои ресурсы и вести две параллельные войны. Это позволило бы Советам сократить потери, повысить свою боеспособность и, затем, перейти в контрнаступление. До декабря 1941 г. постановка данного вопроса, учитывая положение Англии, была нереалистичной, но вступление в войну Соединенных Штатов меняло ситуацию, и проблема второго фронта сразу приобретала конкретные очертания. Необходимо было открыть второй фронт против Германии, но где, когда и как? Можно сказать, что в военном отношении это была главная проблема войны в Европе, а в политическом  этот важный вопрос оказывал влияние на методы ведения войны и на послевоенное мирное устройство.
Конференцию «Аркадия» планировалось провести сразу же после нападения Японии и она была подготовлена в кратчайшие сроки. У Черчилля в эти дни появилась возможность укрепить личные дружеские отношения с Рузвельтом, что в дальнейшем облегчило их совместную работу, помогло преодолеть разделявшие их противоречия, связанные с двумя разными концепциями войны. Рузвельт был значительной личностью, он исповедовал великие гуманистические идеалы и создавал глобальные проекты. Он был абсолютно убежден, что война определила для Соединенных Штатов роль мирового лидера, но ему также было присуще чувство реальности, врожденного прагматизма, и это позволяло ему обходить подводные рифы догматизма, свойственного Вильсону, и разработать «великие стратегические проекты», основанные на слиянии реалистического подхода и стремления к идеалу.
Черчилль был символом британской стойкости и воли к борьбе во имя спасения величия империи. Этот опытный политик прошел через этапы неприятия фашизма и концепцию «умиротворения». Его сделали премьерминистром Великобритании, потому что считали твердым и решительным человеком, который доведет до конца борьбу с нацистской Германией. В то же самое время его реализм помог ему увидеть и понять, что Соединенным

466

Часть  2. Вторая мировая война

Штатам и Советскому Союзу принадлежит роль первых действующих субъектов в войне и позже на мировой арене, а, следовательно, Великобритании необходимо было пересмотреть свои цели и ожидания. Но в тот исторический момент он представлял свободную Европу, потому что большая часть правительств, которых нацисты вынудили бежать из своих стран, были воссозданы в Лондоне, где они продолжали на законном основании свою международную деятельность.
Конференция в Вашингтоне подтвердила приоритет борьбы с Германией и необходимость концентрации военных усилий на этом направлении, и союзники обязались начать контрнаступление против Японии только после поражения Германии. Это решение было важной основой для любого будущего соглашения о сотрудничестве с Советским Союзом. После визита Идена Сталину были отправлены сообщения, полные неуверенности и колебаний, но одно не вызывало сомнений у руководителей Англии и США  необходимость бороться с общим врагом до победного конца. С другой стороны, только критическое переосмысление сделанного выбора, чего никогда не было, могло бы изменить подобную ориентацию.
Как только возникала потребность обсудить конкретные способы реализации имевшихся замыслов, сразу же вставали и затруднения. Черчилль представил на конференции «Аркадия» совершенно определенный проект: в целях постепенного окружения Германии провести стратегическую операцию, которая предусматривала бы захват всего североафриканского побережья (включая и ту часть, что находилась под контролем Виши) и наступление повсюду, где только было возможно  от Норвегии до Франции и Италии  с тем, чтобы вызвать восстание антинацистских сил, не вступая непосредственно в столкновение с огромным германским вермахтом.
Но эти британские предложения не стали предметом широкого обсуждения вследствие возражений генерала Маршалла, начальника генерального штаба армии США, опасавшегося контрудара Германии через Испанию. В результате не было принято никакого конкретного решения, за исключением постановления о создании военнокоординационного органа (Объединенного комитета начальников штабов), в компетенцию которого входила выработка стратегии и совместное руководство операциями вооруженных сил США и Англии.
В последующие после «Аркадии» недели американцы тщательно изучали поставленные проблемы, а генералу Дуайту Д. Эйзенхауэру было поручено проанализировать различные варианты

Глава  6. Глобальная война

467

стратегических решений. Если никто не отверг британский план, то это не означает, что он был принят. В результате американских военных разработок родился совершенно иной проект. Было признано, что нанести наиболее эффективный удар по Германии и одновременно освободить Атлантику от угрозы германских подводных лодок целесообразнее всего из наиболее близкой точки, т.е. из Англии, которая должна была стать своего рода «громадным авианосцем», удобным для начала массированного наступления против германской армии во Франции и дальнейшего продвижения непосредственно к Рейну.
Проведение этой операции, получившей кодовое название «Раундап», а затем новое условное обозначение «Операция Оверлорд», планировалось на апрель 1943 г. Рузвельт считал этот проект как в военном, так и в политическом отношении более эффективным, чем предложенный Черчиллем. В начале апреля 1942 г. он стал убежденным его сторонником, но с тех пор и в течение всего 1943 г. шли споры, в значительной мере искусственные, об эффективности британского и американского планов. Развитие событий и американское превосходство привели к тому, что выбор был сделан в пользу замысла Рузвельта.
Однако американская стратегия зависела от реакции внутри страны на вступление США в войну. Американские военные круги (отражавшие общественное мнение) были против инициатив, которые подвергали бы опасности жизнь большого числа солдат, и при разработке планов военных операций они уделяли большое внимание возможности сокращения человеческих потерь и тому, чтобы все союзники выполняли свои обязательства. Это подчеркивало и подчеркивает масштабы вклада и жертв, которые требовались от Советского Союза (и вынуждали Рузвельта откладывать любые обсуждения будущего мирного урегулирования в Европе, чтобы не подорвать военных усилий Советов, а также создавало ограничения для развитии отношений с Англией).
Британцы считали, что необходимо выработать такую стратегию, которая позволила бы быстро завершить конфликт в Европе, а затем перебросить американские вооруженные силы в Тихоокеанский регион (именно там большая часть американского общественного мнения видела зону наибольшего риска). Они критически оценивали эффективность стратегии, предложенной США, так как сомневались в способности американцев воспользоваться возможностями, открывавшимися в ходе военных операций.
Это привело к непониманию и даже к соперничеству между двумя союзниками, что породило немало недоразумений. Одно из таких недоразумений имело большое значение в плане между

468

Часть  2. Вторая мировая война

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Был заключен советскофранцузский договор о взаимопомощи
Франция
Нольфо ди Э. История международных отношений. истории 13 франция
ПоследствиЯ длЯ европыесли бы американский биржевой кризис остался ограниченным соединенными штатами
Революция бросила вызов системе рыночной экономики

сайт копирайтеров Евгений