Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

26. А как послы, соверша свои дела по указу, ис посолств едут к Москве, и в то время на встречю в дорогу посылает к ним царь спрашивати их о здоровье, столников и жилцов, смотря по посолской чести; и те послы за то тех людей дарят.

27. А как послы, или полковые воеводы, приедут к Москве, и царь велит им быть к себе, или как встречает образы, и они бывают у руки, и подносят посолств своих грамоты и записи и статейные списки, как что делалось; и царь слушав их посолского дела, будет служба их будет в выслугу, жалует за выслугу честью, как о том выше написано. Да им же послом и полковым воеводам, бояром, околничим, думным людем, столником, дворяном и дьяком, даются шубы собольи, покрыты золотным бархатом или отласом, рублев в 200 и в 300 и в 400 и в 500 шуба, смотря по службе и по чести человека. Да им же даются вотчины, или на вотчины денги, тысечь по десяти и по семи и по шти и по пяти и по 3 и по две, ефимков Любских, смотря по службе ж и по чести человека; да к годовому денежному жалованью и к поместному окладу придача. А столником же, и стряпчим, и дворяном, и жилцом, и переводчиком, и подьячим, и толмачем, которые бывают посыланы с послами, а не сами собою, за службы дается жалованье: сукна, камки, тафты, смотря по человеку, да к годовому денежному жалованью и поместному окладу придача. Таким же обычаем посланником и гонцом, которые бывают во окрестных государствех, и им за службу их потомуж бывает честь, и к годовому жалованью и к поместному окладу придача.

28. А иным послом и посланником и гонцом, или и полковым воеводам, за их службы о жалованье бывает указ: на площади перед Посолским Приказом бьют кнутьем, а иных казнят смертию, а у иных отымается честь, и поместья и вотчины, и ссылают в ссылку в Сибирь на вечное житье, з женою и з детми, в дети боярские, или в казаки, или в какую службу годятся. А кому за какие вины бояром, и околничим, и думным и ближним людем, и столником, и иным чином, о наказании бывает указ: и о тех людех жены их, и дети, и сродичи, бьют челом царице, или царевичам и царевнам - и они по их челобитью о прощении упрашивают царя, и царь, по их прошению, тех людей в винах их прощает и наказания им не бывает; такъже и ис тюрем и из ссылок свобождают, и поместья их и вотчины отдаются им назад, а чести дослуживаются вновь.

О дарех, каковы к которому потентату с послы посылаются, и по сколку числом :

29. К Цесарскому величеству с посланники посылается поминков на 1000 рублев; да на роздачю от царских дел на 300 и на 400 рублев и болши, соболми, сороками и парами.

30. К королевскому величеству Свейскому, с великими послы, на 2000 рублев; да на роздачю от дел на 1000 рублев.

31. К Полскому королю, с великими послы, на 3000 и на 5000 рублев; да на роздачю от дел на 2000 рублев.

32. К Аглинскому королю преж того посылывано против Полского короля, на 3000 ж рублев; да от дел против того въполы. А прошлого 1663 году к Аглинскому королю и х королеве послано от царя, от царицы и от царевичей всяких даров, с великими послы с Прозоровским, соболей и лисиц черных, и мехов собольих и горностаевых, и соболей, и куниц, и горностаев живых, и птиц кречетов, соколов и ястребов, болши 20,000 рублев; а посланы такие великие дары для подкрепления старые их государские братцкие дружбы и любви, и чтоб у города Архангелского учинити торговлю поволную противо прежнего, как при прежних королех и царех бывало. Такъже и для того такие дары посланы, что в то время король Аглинской женился; и те Московские послы приехав к Аглинскому королю веселия его не застали, а были у него и у королевы и посолство свое отправливали, и дары им от царя и от царицы и от царевичей подносили, по чину, после его королевского веселия; такъже и они послы короля и королеву дарили своими дарами, соболми и собольими и горностаевыми мехами; и воздав им Московским послом Аглинской король честь и подарки немалые, такъже и за их дары подарки ж, отпустил с честию домовь. И после того вскоре Аглинской король к Московскому царю послал посла своего, з женою и з детми, а с ним дары великие, сметя против Московских даров; и велел посолство править царю и царице и царевичам от себя и от королевы, и дары подносить против такого ж обычая, что и к ним было. А как Аглинского короля посол приехал к Москве, и о приниманье его, и о посолстве и о всем деле, разумеется что таким же обычаем было, как ниже сего написано про Полских послов. Как Полского Владислава короля не стало, а по смерти его обрали на Полское королевство брата его нынешняго Полского Яна Казимира короля, и в то время посланы были с Москвы послы, для подтвержения старые братцкие дружбы и любви, роду Стрешневых, а Полской король в то время женился брата своего на королеве. И будучи те Московские послы у Полского короля на свадбе, от царя и от царицы королю и королеве правили посолство, и подносили дары; и против того и Полской король посылал к царю послов своих, и велел посолство править, и дары подносить от себя и от королевы царю и царице, против такого ж обычая. И те послы будучи у царя посолство свое правили и дары подносили; а к царице посолства править и ее видеть не допустили, а отговорилися тем, назвали царицу болною, а она в то время была здорова; и слушал у послов посолства, и дары за царицу принимал царь сам. Вопрос. Для чего так творят? Ответ . Для того: Московского государства женской пол грамоте неученые, и не обычай тому есть, а породным разумом простоваты, и на отговоры несмышлены и стыдливы: понеже от младенческих лет до замужства своего у отцов своих живут в тайных покоях, и опричь самых ближних родственых, чюжие люди никто их, и они людей видети не могут - и потому мочно дознатца, от чего б им быти гораздо разумным и смелым; такъже как и замуж выдут, и их потомуж люди видают мало. И толко б царь в то время учинил так, что Полским послом велел бы быть у царицы своей на посолстве, а она б выслушав посолства, собою ответу не учинила б никакого, и от того пришло б самому царю в стыд.

33. К Датцкому королю преже того посылано с послы по 2000 рублев; да на роздачю от дел на 1000 рублев. А прошлого 1663 году к Датцкому королю послано было, с послы, всяких даров: соболей и лисиц черных, и мехов собольих и горностаевых, и соболей же и куниц и горностаев живых, и птиц кречетов и соколов и ястребов, и иных, с 15,000 рублев; да от Архангелского города, в два пойма, хлеба по 5000 четвертей, безденежно. А посланы такие великие дары для того: как у Московского царя учинилося с королевским величеством Свейским нелюбье и война, и в то время царь писал к Датцкому королю, чтоб он против королевского величества помогал, стоял с ним за одно, и по тому его писму Датцкой король то и чинил; а когда Всемогущий Бог королевскому величеству допомог, над Датцким королем учинился поиск, и тогда царь Московской Датцкому королю не помогал, и чинил в то время с королевским величеством о покое в Валиэсаре трактаты, и чрез такое его царское писмо Датцкой король стал обманут; и видя царь Московской свою неправду, для утешения послал к нему такие подарки, чтоб он на него не имел злости, а все то что ни было, забыл.

34. Х курфистром, и х князем, и к графом, и к Галанским статом, посылается с послы по 1000 рублев; да на роздачю на 500 рублев.

35. К Турскому салтану посылывано с послы на 5000 рублев и болши; да на роздачю от дел тысечь на десять и болши, для далнего проезду и для высвобождения Руских полонеников.

36. К Перситцкому шаху посылается с послы, что посолство то болши, по 50,000 и по 100,000 рублев и болши, всякими зверми, битыми и живыми, и птицами, для того что Персидцкой король присылает к Москве в дарех сам много, многие узорочья с каменьи и всякие товары. А в прошлом 1663 году, послано в Персию, с послы, болши 200,000 рублев даров: две кореты серебряных, одна позолочена, а к ним по 12 лошадей с прибавошными лошадми, соболи, куницы и всякая мяхкая рухлядь, птицы и звери всякие живые, сосуды серебряные, деревяные, костяные. А посылаютца к нему птицы и звери живые, многие, с прибавкою, потому что за далнею дорогою и за поветрием птицы и звери помирают, и в то число прибавливают иные. А возвращаются Московские послы от Турского салтана и от Перситцкого шаха назад, к Москве, в четвертое лето: понеже проезд гораздо жесток, и от воздуху многие люди помирают.

37. Х Крымскому хану, и к его царице, ик царевичам, и к их женам и к детем их, и к пашам и х князям и к мурзам, и к ближним людем, посылают с посланники шубы собольи, куньи, бельи, покрыты золотом, да шубы ж лисьи, песцовые, заечьи, покрыты камкою цветною, однарядки суконные, кафтаны камчатые, шапки, сапоги, соболи, куницы, лисицы, ежегодь, а что год перед годом с прибавкою, для того: которые им дары не полюбятся, и они переменивают, или к тому прибавливают, а чего кому не достанет по росписи, и они тех посланников мучат и бьют и в тюрме держат. А посылают к ним те поминки для того, чтоб они на украинные городы войною не ходили и городов и мест не разоряли; однако они такие дары беручи на то не смотрят, чинят что хотят. А будет тех поминков на год болши 20,000 рублев. А уложил те поминки давать Алексей митрополит Московский, после того времяни, как он был в Крыму в полону, тому много лет назад. Такъже он митрополит заклял Московское государство, чтоб они сами на Крымских людей войною не ходили, а утешали б нечестиваго дарами; а ежели они через его заклинание учнут на Крым ходить войною, и им в войне не даст Бог поиску, а в земле плоду, разве они Крымские люди сами учнут войною приходити - и против них стояти повелел. И по тому его заклинанию Московский царь то и чинит: сам войною на Крым не наступает, а окупаетца такими дарами, ежегодь; а когда и войска свои против Крымских людей посылает, и тогда Московские войска на Крымские войска поиску сыскати не могут никакого, потому что Московские войска ни которых людей так нестрашны, как Крымских. А как они Крымские люди ходят войною на украинные городы, и разоряют, и людей рубят, и в полон берут, и тех полонеников привозят они на границу, по зговору, на розмену: и которыми полонениками с обе стороны розменяютца, а другие останутся, и за тех Московские люди платят денгами, по зговору, по 100 рублев и болши, и по 50 и по 30 и по 20 и по 15 за человека, смотря по человеку, кроме тех даров.

38. Такъже как лучитца куды послати Московскому царю посланников и с ними посылаетца даров на 1000 рублев, смотря по чести потентата; а к иным на 500 рублев.

1. Королевского величества Свейского послы как они приедут на границу, и их посылают принимать ис порубежных городов бояре и воеводы дворянина, человека старого и роду честного, и велят принять послов с честию, и корм и питье пошлют к ним с ним на встречю; а приняв послов едет с ними до города. А как они будут блиско которого города, и посылает тот дворянин с вестью к воеводам, что они будут в город того числа которое прилучится: и бояре и воеводы для тех послов учинят встречю, а на встрече бывают дворяне, и дети боярские, и служилые всяких чинов и посадцкие люди; и с теми послами дворянин едет в город, и на двор, где устроено послом стоять. А проводя его скажут боярину, и боярин посылает к послом с почестным столом, с ествою и с питьем, его же дворянина, или кого иного, и на первой день ествы и питья с поденным вдвое, и велит ему у него быть в приставех, до Москвы. А изготовя им послом в дорогу корм и питье и подводы, отпустят их к Москве, без задержанья. А как послы приедут блиско Москвы, и дворянину велено бывает с теми послами остановитися не доезжая Москвы за 20 верст, и о посолском приезде отписать; и по ево писму велят ему с теми послами итти к Москве, на подхожей стан, верст за 7, и ожидати указу, как ему велят быть с ними к Москве. А на Москве того дни, в которой будет встреча, на царской конюшне готовят лошади, на чем их послов принимать; да на дворе, где им стоять, готовят полаты, или избы, и корм и питье, послом и их посолским дворяном и всякого чину людем, и конской корм и дрова, к их посолскому приезду все было готово. Да того ж дни, как послы будут в Москве, велят быти на встрече спалником, столником, стряпчим, дворяном Московским, дьяком, жилцом, гостем, подьячим, стремянным, задворным, стряпчим конюхом, дворовым людем, торговым людем посотенно, нарядясь по посолскому обычаю, у кого каких нарядов прилучилось; а в городе и на площади, и до посолского двора, испоставлены бывают стрелцы, по служивому обычаю. А встретить послов и принять посылаетца столник, середнего роду, которые бывают в околничих, а с ним дьяк; и встречают послов за Земляным городом, на поле. А в наказех столнику и дьяку пишется: как они сьедутца с великими послы, и они б говорили речь, по наказу, наперед послов, а шапок бы наперед послов не снимали и с лошадей не ссадились. И как столник и дьяк послов встретят, и речь по наказу изговорят, и скажут, что присланы под них послов царские лошади, на чем им ехать, с седлы и с наряды и у послов с столником и з дьяком бывает спор: как Московские послы бывают у государя их, и их принимают в коретах, а не верхами; и столник и дьяк отговариваютца, что изо всех окрестных государств, такъже и их Свейские послы преж того бывали, и их принимали верхами и ехали в город без спору, и в государстве их чюжеземских послов в коретах принимати не обычай. И споровався много, садятца послы на царские лошади, а сев на лошади у послов с столником бывают споры великие о правой руке; и споровався много едет столник с послами в город, у послов по правую руку, а дьяк по левую сторону. А проводя их послов до посолского двора, где им стоять, поедут столник и дьяк к царю; а объявя о том царю, что послов приняли и проводили на посолской двор, и царь посылает спрашивать послов о здоровье их же столника и дьяка, и велит сказати послом, что им велено быти у них послов в приставех.

2. А которого дни царь послом велит быти у себя на приезде, и в то время в городе у царского двора, и на площади, и в другом городе на площади ж, у рядов, до посолского двора, по обе стороны улицы, где ехать послом, поставлены стрелцы з знамены и с ружьем; и посылают под послов и под дворян с царские конюшни лошади, да стрелцов, которым нести королевские и посолские дары, да встречников, подьячих и конюхов, с которыми ехать послам в город. И как царь будет в полате, и к приставом посылают, что им к царю с послы ехать время: и они едут с посолского двора, столник у послов по правую ж руку, а перед послы несут наперед королевские и их посолские дары стрелцы, да перед послы ж наперед едут в город встречники и их посолские дворяне. А как послы приезжают блиско царского двора, и не доезжая двора слазят с лошадей; и слезши с лошадей, послы и их дворяне шпаги с себя снимут, и идут к царю в Верх без шпаг; а наперед послов идут з дарами стрелцы и посолские дворяне, мимо церкви, сенми, на крылцо к той полате, где им быть у царя, и в полату входят потомуж; а перед полатою встречают послов думной дьяк да дьяк, и спрашивает послов о здоровье, и идут в полату с послами вместе. А царь в то время сидит на своем месте, во всем своем царском одеянии; а по правую руку царя, на окне, поставлен на блюде стоянец, а по левую сторону сидят бояре, поодаль; а царя в то время держат под руки Сибирские царевичи, или бояре. Да подле царя ж, по обе стороны, стоят рынды, четыре человека, наряжены в белое платье камчатое на горностаях, в шапках белых же высоких, и в сапогах, а в руках держат по топору нарядному з золотом и с серебром; а бывает на тех рындах платье и топоры царское; а люди они первой и другой и третей статьи родов, боярские дети. И как им царь велит быти в рындах, одному под другим, и платье свое с себя снять и взложить царское платье, и они промеж себя потомуж споруются и друг з другом быти не хотят, а быти ему мочно под тем, под кем царь велит, а он не хочет и платья своего с себя не снимет, а царского не взложит: и на таком ослушнике платье царь велит изодрать все, и взложить свое платье; а как послов отпустят, и с него сняв царское платье, или до послов, бьют перед царским окном, при всех людех, батогами, не ослушивайся царского указу. А вшед послы в полату, начнут по наказу своему говорити речь, и царя поздравляют, и правят поклон; и царь в то время встанет, и шапку сымет, и спрашивает послов о королевском здоровье, сам, стоя; а говорит ево речи послом въдругорядь околничей; и потом царь садитца на место. И послы сказав про здоровье государя своего, говорят речь, что прислана с ними к нему королевского величества грамота, а изговоря речь, подают царю королевскую грамоту; и царь тое грамоту у послов принимает сам, стоя, сняв шапку, и потом послы говорят речь, что присланы с ними к нему от королевского величества подарки, и объявя те подарки подносят, и царь у послов подарки принимает, сам. А снимает при послех с царя шапку тесть ево, или иной первой боярин. И приняв подарки велит послом быти к своей царской руке, и говорит к послом речь думной диак; и после послов бывают у руки посолские дворяне. И потом царь велит сказати послом свое жалованье, стол сь ествою и с питьем, а говорят речь думной же диак, и послы на царском жалованье бьют челом. А сказав им стол, отпущают их к себе на подворье, а провожают послов ис полаты думной диак да дьяк; и послы у царского двора садятца на лошади, и едут до посолского двора, где поставлены, а перед ними встречники и их посолские дворяне. А людей их посолских в тое полату, где царь сидит, кроме дворян, не пущают никого. А дары бывают присыланы: сосуды серебряные позолоченые, разные, и что прилучитца заморских диковинок.

3. И того ж дни укажет царь послати к послом с столом, сь ествою и с питьем, столника; а породою тот столник, которые бывают в околничих; а в наказе столнику напишут: как он будет у послов, и он бы сам за столом сидел у послов по правую руку, и пил чаши наперед за царское здоровье, а потом за королевское. И как столник приедет к послом на двор, и у крылца ссадитца с лошади, а за ним идут дворовые люди сь ествою и с питьем; и столника встречают посолские дворяне. А как он войдет к послом в хоромы, и начнет речь говорить от царя, по наказу, и явит, что прислан он к ним послом с столом, сь ествою и с питьем, и послы на царском жалованье бьют челом; и велит столник на стол настилати скатерть и ставити еству. И потом послы, и столник, и приставы, и посолские дворяне, садятца за стол, и начнут ести по обычаю. и в скором времяни вставь столник из за стола, начнет говорити речь, и пить чашу наперед за здоровье царское, потом королевское; и у послов с столником о чашах бывают споры многие, и споровався много, пьют послы наперед чашу за царское здоровье, потом за королевское. А пив здоровья и етчи, столник витався и прощався с послы, поедет с посолского двора в Посолской Приказ, и объявит думному дьяку, что он у послов с столом был и по наказу исполнил, и послы ево за то дарили, и покажет дары; а иные послы в дарех отговорилися, что будут они дарить вперед; и о том думной дьяк объявит царю; а что он столник с послом поговорит, и то ему велят в Приказ дати на писме.

4. И потом на другой или на третей день, или неделю спустя, укажет царь послом быти у себя на дворе и у бояр в ответе. И того ж дни, в которой послом быти у царя, пошлют под послов и под дворян с царские конюшни лошади, и встречников конюхов; и в городех от царского и до посолского двора испоставлены стрелцы; и послы, и с ними приставы, и их посолские дворяне, и встречники, едут в город, и у царского двора с лошадей слазят, и сняв шпаги идут к царю в полату, противо первого приезду. А пришед в полату бьют челом царю за стол, что к ним было присылано, и царь послов спрашивает о здоровье, а говорить речь думной дьяк; и потом велит послом объявить, что они послы присланы от королевского величества и о приезде своем подали королевского величества грамоту, и тое грамоты слушав, он царь любително указал им послом быти в ответе, и дел выслушать бояром своим (имяна их боярские кто будет), и они б послы о чем они присланы дела свои им бояром объявили; и потом пойдут послы от царя ис полаты в другую ответную полату. И в той полате, где сидеть бояром и послом, и перед того полатою, где сидеть дворяном, на лавках, посланы полавошники камчатые и суконные; и устроено по посолскому обычаю. А как бояре придут в ответную полату, и витався с послами, садятца бояре за стол, вдоль против стола, а послы садятца по левой руке, против стола ж, поперег; а дворяне посолские бявают в другой полате. И учнут бояре говорить послом, для чего они присланы чтоб им бояром объявили; и послы начнут им о делех говорить, и те речи, с обе стороны, толмачат переводчики, а для записки речей, с обе стороны, стоять секретари и подьячие; а окроме тех людей никого в полате не бывает. И у бояр и у послов о деле бывают розговоры и споры многие. И говоря бояре с послами, скажут послом, что они посолство их выслушали, и они о тех делех объявят царю, а что на те дела будет его царской указ, и они им объявят. И пойдут бояре к царю, а послом скажут, чтоб они послы, доколе они бояре для объявления тех дел сходят к царю, подождали в ответной полате; и послы ответу дожидают в ответной полате. А как бояре о том царю объявят, и царь посылает к послом из них же ответных бояр, думного дьяка, а велит сказати, о которых делех они послы бояром и ближним людем говорили, и они о тех делех царю доносили и царское величество велел им сказать, что на те их дела ответ учинен будет им в ответе завтро, или в-ыной день или пришлют к ним ответь на писме; а ныне б они послы ехали к себе на двор. И послы з думным дьяком прощався, поедут к себе, противо прежнего ж.

5. А бывают с теми послами в ответех бояре: один боярин ис первые статьи родов, третей или четвертой человек; другой менши того той же статьи родов, или другой; да околничей, или два, да думной посолской диак.

6. А когда лучится послом быти в-ыных ответех, и они бывают против такого ж обычая, как и сперва. А ежели они послы, для некоторых дел, похотят быти в ответе, поговорити з бояры и з думными людми, и учнут проситися в ответ и о том царю будет донесено: и царь послом у бояр своих и думных людей в ответе потомуж быти велит.

7. Да послы ж, как бывают у царя и у бояр в ответе, или когда видают царя в процесыах, или в-ыных местех, и к ним посылаетца того дни корм и питье, с поденным вдвое; и сверх того посылает их царь спрашивати о здоровье, кого прилучится.

8. А как послы, по указу государя своего, дела и посолство исправят, и бывает им отпуск, и они на отпуске у царя бывают против того ж, как на приезде; и царь приказывает с ними послы к королевскому величеству свой любителной поклон и поздравление, стоя, сняв шапку, и подает послом свою царскую грамоту, а говорит за царя речь околничей; и потом думному дьяку велит сказати послом, чтоб они шли к его царской руке. И быв послы и их посолские дворяне у руки, велит царь сказати им свое жалованье, стол, еству и питье; и послы, бив челом царю, поедут к себе на двор, по прежнему ж. И того ж дни к послом посылают с столом столника, прежнего ж, или иного такого ж, и они бывают у послов и подчивают, против прежнего ж. А чем послы столника подарят, и они то объявят думному дьяку, а думной дьяк царю.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Толко началное слово золотом
Они меж себя кто сведав у кого невесту посылают к отцу тое невесты крестьян невесты
Посылает тот дворянин с вестью к воеводам
Приказу подьячим

сайт копирайтеров Евгений