Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Котошихин Г. О московском государстве

Роспись главам и статьям книги сея

Глава I

О царех, о царицах, о царевичах, о царевнах.

1. О царе Иване Васильевиче, и каким обычаем в Московском государстве почалося царствование, и о иных княжествах.

2. О царе Феодоре Ивановиче, и о брате его царевиче Димитрии и о убиении его, и о боярине Борисе Годунове.

3. О царе Борисе Годунове и о лживом царе Димитрии.

4. О царе Василии Ивановиче.

5. О царе Михаиле Феодоровиче.

6. О нынешнем царе Алексее Михайловиче, и о обирании и о поставлении его на царство, и о невестах его.

7. О избирании чиновных людей, кому быти на свадбе его царской.

8. О чиновных свадебных людех.

9. О обручании царском с невестою.

10. О молебствовании царском пред свадбою.

11. О чину свадебном как устраивают, и о свадбе, и о венчании, и о обедех.

12. Как царь с царицею начнет опочивать.

13. О дружке, как ходит царя спрашивать о здоровье.

14. О чиновных свадебных людех, как ходят царя и царицу поздравляти.

15. О мылнях, как царь и царица наутрее ходят в мылни, и о дарех.

16. О другом и третьем свадебном днях, и о обедех, и как свадебные люди царя и царицу благословляют образами и дарят.

17. О играх, какие при том веселии бывают.

18. В четвертой день, как бывает у царя на властей стол, и чем они царя и царицу дарят.

19. О столех же, как бывают на иных чинов людей, и о дарех.

20. О попах и о чернцех, как их кормят и дают милостиню.

21. Как царь с царицею, после свадбы, ходит по монастырем молебствовать, и в богаделни для милостини.

22. О ворех, что их для свадбы выпущают.

23. О царицыных сродственных людех, как их царь после свадбы жалует.

24. О царских и царицыных покоях.

25. О царевниных покоях, и о житии их.

26. О рождении царских детей царевичей.

27. О рождении царевен.

28. О воспитании детей царских, и о научении их, и о бережении.

29. О царевичах и царевнах, когда лучится им ходить к церкве или ездить.

30. О празничных имянинных днех царских, и царицыных, и царевичевых, и царевниных.

31. О царевичах как будут два, или три.

32. О преставлении царей, и цариц, и царевичей, и царевен, и о погребении их.

Глава II

О царских чиновных и всяких служилых людех.

1. Самых первых болших родов о боярех.

2. О боярех же и околничих, которые ниже тех первые статьи бояр честию.

3. О околничих и думных дворянех.

4. О думных диаках.

5. О спалниках, которые у царя спят в покоях и бывают за службы пожалованые в чины.

6. О столниках.

7. О стряпчих.

8. О дворянех Московских.

9. О дьяках.

10. О жилцах.

11. О дворянех городовых и детех боярских.

12. О Сибирских, и Касимовском, и Грузинском царевичах.

13. О постелничем.

14. О боярском приезде к царю.

15. О приезде столников и иных чинов людей.

16. Как приезжают всякого чину люди, и куды кто близок приходити.

17. Как царь ходит в поход, и кто с ним бывает, и кто на Москве оставаетца.

18. О боярех и иных чинов людех, которые похотят в деревни свои ехать, для гулянья, и отпрашиваютца у царя.

19. О боярских имянинах.

20. О царицыных и о царевниных чиновных людех, и о бояронях, и о приезде к царице и к царевнам боярских жен; а в ней малых 15 статей.

Глава III

О титлах, как царь к которому потентату пишется.

1. К Цесарскому величеству Римскому.

2. Х королевскому величеству Свейскому.

3. К Полскому королю.

4. К Аглинскому королю.

5. К Датцкому королю.

6. К курфистром, и х князем, и к графом, и к Галанским статом.

7. В Любок, в Амбурк, к бурмистром и ратманом, такъже и к торговым иноземцом, которые служат в его царском промыслу факторами.

8. По которых мест пишутца тех вышеписанных государей титлы золотом.

9. О Францужском, о Гишпанском, о Португалском королех, что к ним грамот не бывало.

10. К Турскому салтану.

11. К Персидцкому шаху.

12. Х Крымскому хану.

13. К Болшому хану что за Сибирию.

14. О печатех, х которому государю грамоты печатают.

15. О титлах, что описуют всякого государя по их достоинству, как они сами себя описуют, и таким же обычаем кто и его царскую титлу описует.1

6. Которые грамоты на которой бумаге посылают, и каковы травы пишутца золотом.

17. Вопрос: для чего царь Московской пишетца в християнские государства полными титлами, а в бусурманские государства не пишетца? и на то ответ.

Глава IV

О Московских послех и посланникех и гонцех, кто каков чином и честию посылаются в-ыные государства, и о послех же на посолские сьезды.

1. К Цесарскому величеству Римскому.

2. Х королевскому величеству Свейскому.

3. К Полскому королю.

4. К Аглинскому королю.

5. К Датцкому королю.

6. Х курфистром, и х князем, и к графом, и к Галанским статом.

7. К Турскому салтану.

8. К Персидцкому шаху.

9. Х Крымскому хану.

10. О посланникех и гонцех.

11. О посолских дворянех и иных людех, сколко с послы посылается.

12. О послех же, которых учнут посылати на посолства, или воевод в городы и на войну, а другие с ними быти не похотят, и о том бывают у них споры и челобитье, и про них сыскивают, и за их ослушание бывает указ и наказание.

13. Которые люди не думного чину и не гораздо высоких родов не похотят быти с кем в товарыщах, и им потомуж бывает указ, и сыск, и наказание иное.

14. Которых людей учнут с кем посылати на силу, а они, не хотя с ними быти на службе, нарочно прикинутца в болезнь.

15. Как у царя бывают на бояр столы, а они меж себя ведая породу свою, друг под другом садитися за столом не учнут.

16. Ис которых чинов нибуди бывают пожалованы в бояре и в думные люди, и как они садятца в думе и у царя за столом.

17. В которые дни у царя бывают власти и бояре на обедех.

18. О жалованье послом, как их посылают в-ыные государства.

19. Которые люди, новые, к посолской своей езде платьем и иным чем незаводны.

20. О послех, как они к поезду своему будут готовы, и наказы им даются на Москве, а иным присылаются в дорогу.

21. О наказех, каким обычаем послом, и посланником, и гонцом пишутца.

22. О послех, которые посылаются на посолские сьезды, и каким обычаем велят им с чюжеземскими послами сьезжатца.

23. О наказех, что на сьезды послом прямого истинного наказу не дается.

24. О послех, что они будучи в посолстве с ответными людми или на сьездех с послы говорят, и о записке их речей, как они пишут красно и разумно, не против того как говорят; и на то вопрос и ответ.

25. Об образах, которые посылаются с послы на посолские сьезды и с воеводы в войну.

26. Как послы, соверша свои посолства, едут к Москве.

27. Как послы, или полковые воеводы, приехав к Москве, бывают у царя и дела свои царю подносят, и за те их службы о чести и о жалованье.

28. О послех же и полковых воеводах, которые прослужатся, и какое кому бывает наказание. О дарех, каковы к которому государю с послы посылаетца, и посколку.

29. К Цесарскому величеству.

30. Х королевскому величеству Свейскому.

31. К Полскому королю.

32. К Аглинскому королю; в той же статье написан вопрос и ответ.

33. К Датцкому королю.

34. Х курфистром, и х князем, и к графом, и к Галанским статом.

35. К Турскому салтану.

36. К Персидцкому шаху.

37. Х Крымскому хану, и к его царице, и к царевичам и к царевнам, и к их детем, и к пашам, и х князям, и к мурзам, и к Татаром.

38. Сколко к которому потентату даров посылаетца с посланники.

Глава V

Иных государств о послех, и о посланникех, и о гонцех, и какова кому честь бывает.

1. Королевского величества Свейского послы как приедут на границу, и о их принимании, и о встрече, и о корму, и о подводах, и о отпуске ис порубежного города к Москве, и на Москве о приниманье и о встрече, и о приставех.

2. Которого дни царь велит им послом быти у себя на посолстве на приезде, и каким обычаем они у царя бывают, и посолство свое правят, и подносят дары.

3. Как к послом посылаетца столник с столом, с ествою и с питьем, и велят подчевать.

4. Которого дни царь велит им послом быти у себя и у бояр в ответе, и каким обычаем бывают.

5. Каковы бояре и думные люди чином и честию в ответех бывают с послами.

6. Как послы бывают в-ыных ответех.

7. Как послы видают которого дни царя и бывают в ответех.

8. Как послы посолство свое исполнят во всем и бывает им отпуск, и каким обычаем у царя бывают на отпуске.

9. Как послом бывает с Москвы отпуск, и о провожании их с Москвы до рубежа.

10. Как послы бывают летом, или зимою, в чем их принимают и к царю ездят.

11. Как послы бывают у царя, в каком платье бывают бояре и как устроена полата.

12. Сколко послом, и посолским дворяном, и людем, бывает царского жалованья на отпуске, и чем даетца.

13. О посланникех, как их принимают, и о встрече и о корму, и как у царя бывают на приезде и на отпуске, ти бывает им отпуск, и что на отпуск даетца им царского жалованья.

14. О гонцех о приниманье, и как у царя бывают на приезде и на отпуске, и что дается им царского жалованья.

15. О вахте, сколко бывает у послов на дворе, для чести их посолской, стрелцов.

16. Как бывают Цесарские, Полские, Аглинские, Датцкие, Туретцкие и Персидцкие послы, и какова кому честь и приниманье бывает.

17. О Крымских, и Нагайских, и Калмытцких послех.

18. О Свейских и Полских послех, как они бывают для подтверждения и докончания покою християнского, и каким обычаем бывают у царя и как на том докончании при послех чинит царь веру о содержании покою.

Глава VI

О дворех царских: Казенном, Сытенном, Кормовом, Хлебенном, Житенном, Конюшенном.

1. О Казенном дворе и о Приказе, и о приходах всякие казны, и куды бывает росход, росписано по статьям.

2. Сытенной двор, где стоит питье, и откуды тому питью бывает приход, и куды бывает росход, росписано порознь, и того двора о чиновных людех.

3. О Кормовом дворе, где ествы варят, и о чиновных людех, и откуды бывает съестным запасам приход, и куды бывает росход, росписано порознь же.

4. О Хлебенном дворе, и о чиновных людех, и откуды бывает хлебным запасам приход, и куды бывает росход.

5. О Житенном дворе, и о приходах хлебных и о росходех.

6. О Конюшенном дворе и о Приказе, и о чиновных людех, и о лошадиных и иных нарядех, и о всякой конюшенной казне, и о лошадех, и о приходе и росходе конского корму, и о денежных приходах и росходах.

Глава VII

О Приказех.

1. Приказ Тайных Дел.

2. Посолской Приказ.

3. Розрядной Приказ.

4. Приказ Болшаго Дворца.

5. Стрелецкой Приказ.

6. Приказ Казанского Дворца.

7. Сибирской Приказ.

8. Поместной Приказ; и в той статье написаны вопрос и ответ: что есть поместья, и вотчины. и земли?

9. Приказ Болшие Казны; в той же статье написано о Денежном дворе, и о денежном деле, и о мастерах, и серебряного и золотого дела о мастерах. Зри и иного: как была смута за медные денги, и отчего те денги миновались?

10. Приказ Болшой Приход.

11. Пушкарской Приказ.

12. Приказ Царская Мастерская Полата.

13. Приказ Царицына Мастерская Полата.

14. Иноземской Приказ.

15. Рейтарской Приказ.

16. Приказ Новгородцкая Четверть.

17. Приказ Устюжская Четверть.

18. Приказ Костромская Четверть.

19. Приказ Галичская Четверть.

20. Приказ Новая Четверть.

21. Оружейной Приказ.

22. Приказ Золотого и Серебряного Дела.

23. Оптекарской Приказ.

24. Монастырской Приказ.

25. Хлебной Приказ.

26. Ямской Приказ.

27. Каменного Дела Приказ.

28. Челобитенной Приказ.

29. Приказ Малые Росии.

30. Земской Приказ.

31. Холопей Приказ.

32. Два Приказа Судных Дел: Московской, Володимерской.33. Печатной Приказ.

34. Розбойных Дел Приказ.

35. Панафидной Приказ.

36. Счотной Приказ.

37. Кому лучитца о чем бити челом, или на ком чего искати судом.

38. О суде, как в тех Приказех приказным людем судити всяких чинов людей.

39. Которой ответчик учнет бити челом на судью, что он ему недруг, и по недружбе судитися ему у него немочно.

40. Кто на ком учнет чего искати, о приставных памятех и о приставех, что ответчика сыскав поставить к суду, а с Москвы не сьехать, и о поручных записех по исце и ответчике.

41. О суде, кто кого чем обесчестит.

42. Как истец и ответчик станут к суду, и суд будет записан.

43. О суде по кабалам и по записям, а в бескабалных делех суда не бывает.

44. О ответчике, которой похочет в одну пору искати своего дела на исце, одного, или двух и трех.

45. Окромь царских Приказов, и городов и сел и волостей и властелинских Приказов, судов не бывает никому.

46. О приставех, которые ходят за делами.

47. О ворех и иных винных людех, как их сажают в тюрму и чем они кормятца.

48. О денежных приходах и росходах, кто их принимает и роздает.

Глава VIII

О владетелстве царств и государств, и земель, и городов, которые под Москвою лежат, и тех городов о воеводах.

1. О Великом Новегороде, и о Казани, и Астарахани, и о Сибири, и о иных, о воеводах и о всяких тамошних делех.

2. О пригородех к тем болшим городам и государствам, и о воеводех.

3. Середних городов о воеводех, и о всяких тамошних делех.

4. О указех, как пишутца в те городы царские грамоты к воеводам; в той же статье написан вопрос и ответ: для чего царь пишетца в титле своей "самодержцем?"

5. О боярех и воеводех, и приказных людех, и которые по посолствам и в иных службах, против дел каким они обычаем пишут к царю.

6. О челобитных, каким обычаем пишут бояре и иных чинов люди и жены к царю, и к царице, и к царевичам, и к царевнам.

7. О доходех царских с посадов, и с крестьян, и с всяких промыслов, каким обычаем собирати.

8. О людех, кто в котором городе для оберегания устроены.

9. Для воинского времяни о осадных дворех, и в городы о высылке крестьян.

10. О строении городов, которой починить и вновь зделать, о зборе денег, и о воинском ружье.

11. О городех каменных и деревяных, как они построены.

Глава IX

О воинских зборах.

1. Как с которым государством бывает война, и с кем царь о том думает, и придумав каким людем положат збор.

2. О рейтарских полкех, и в те полки ис каких чинов людей прибирают, и по чему дается жалованья погодного человеку.

3. О стрелецких полках.

4. О салдатцких полкех, о старых и о новых, и откуды новых салдат прибирают , и о жалованье им, и о корму.

5. О драгунских полкех, о старых и о новых.

6. О казацких полкех.

7. О Донских казакех.

8. Всем тем ратным людем на жалованье о зборе денежном, и хлебном, и всяких запасов.

9. Бояром, и воеводам, и иных чинов людем велено быти на службе с своими запасы.

10. Когда лучитца царю итти самому в войну, и сколко у него и у бояр и у воевод бывает в полкех ратных людей.

11. Как война минется, о роспуске ратных людей.

12. Иноземцом здоровым и раненым, и Руским людем раненым же, и иноземцов побитых женам, вдовам и детем после службы указ.

Глава X

О торговых людех.

1. О гостех.

2. Гостиные и суконные сотен о людех.

3. О торговых людех.

4. О торговле и о податех , как они платят погодно царю.

5. Кому торговому человеку лучитца на ком чего нибудь искати или отвечати.

6. О жалованье торговым людем, как они бывают в царской службе и у промыслов, и учинят прибыль.

7. Которые торговые люди, будучи в царской службе и у промыслов, прибыли не учинят, за их нерадение о наказании.

Глава XI

О царских, и властелинских, и монастырских, и вотчинниковых и помещиковых крестьянех.

1. О царских крестьянех, кто их судит, и с тех крестьян о доходех денежных и о всяких податех.

2. О властелинских и монастырских крестьянех.

3. О боярских и иных всяких чинов людей, помещиковых и вотчинниковых, крестьянех, как их владеют, и о податех, как они на себя и на царя собирают.

4. Будет которой помещик и вотчинник учинит над крестьяны своими смертное убойство, или иное злое наругателство, или над женами их и дочерми что нибудь худое.

5. О ворех, о разбойниках и иных, которые объявятца в царских и в помещиковых и в вотчинниковых селах и деревнях.

6. О крестьянех, сколко будет числом за самим царем, и за патриархом, и за митрополиты и за иными властми, и за монастыри, и за боярами и ближними людми, и за всякими помещики и вотчинники дворов.

Глава XII

О торговле царской.

1. У Архангелского города хлебом, пенкою, поташъю, смолчюгою, шолком сырцом, ревенем, и откуды тем товаром приход.

2. Торговля в Понизовых городех, рыбная, соляная.

3. С Персидцкими купчинами.

4. З Гречаны.

Глава XIII

О житии бояр, и ближних, и иных чинов людей.

1. О домех их боярских, и о церквах, и о пении божественном, и о попех.

2. О праздничных днех, и о гостех, и о обедех и о ествах; и как жены их, или замужни дочери, пред обедом, выходят подчивать гостей, и о поклонех, и о целовании.

3. Кому лучитца женитись самому, или сына, или дочь и сестру выдать замуж, о сватовстве и о записях свадебных.

4. Которой человек, зговоря невесту, не похочет за себя взяти, или не похочет за жениха выдать невесты.

5. О свадбе , каким обычаем бывает веселие.

6. На другой день свадбы как жених и невеста ходят в мылни, и созывают к обеду гостей, и как жених ездит с свадебным чином ударить челом царю, и о обедех, и о дарех.

7. О указе попу, как ему кого венчати и каких людей.

8. О вдовцех, которые женятся на девках, или вдовы которые пойдут за холостых, и о вдовцах же, которые женятся на вдовах, о свадбе их и о венчании.

9. О столниках и иных чинов о людех, каким обычаем у них бывают свадбы, и как они в домех своих живут.

10. У которого отца и матери есть две или три дочери девицы, и одна будет увечна, а кто учнет свататца и вместо худой показывают добрую, а замуж выдадут худую, не тое, которую показывали; а как кто на худой женится, каким он обычаем с нею живет.

11. О челобитье патриарху которых людей невестами обманывают, и против того челобитья о сыску и о указе.

12. У которого отца одна дочь увечная, или ростом невелика.

13. О девицах увечных.

14. Которой жених смотрит невесты сам, а смотря не возмет, и обесчестит словами, и другим людем свататца розобьет.

15. Которой человек выдаст дочь свою замуж, а она, живучи замужем, родя детей или не родя, умрет, о приданых ее животах.

16. О боярских дворовых людех, о мужском и женском полу, по сколку кто в домех своих может держати и по чему им дают жалованья.

1. Великий князь Иван Васильевичь Московский, Гордый, со многими своими князи и з боляры, ходил войною со многими войски под Казанское, и Астараханское, и Сибирское царствы; и Божиим изволением, пленил тех царств царей, сь их государствы и з землями, и поселил в тех государствах и землях многих людей, християн, для укрепления. И с того времяни учинился он великий князь над Московским государством, и над теми взятыми царствы, и над прежними княжствы, царем и великим князем Иваном Васильевичем всеа Русии; и таковым обычаем в Росийской земле началося царствование. Княжествовавше же той великий князь, и потом царствова, правивше государство свое в ярости и во злобе силне, тиранским обычаем, и имеяй со окрестными государствы войну и розвратие. Когда ж ему не случися быти со окрестным государствы в розвратии,и тогда пленил подданных своих, единоверных християн, и многи мучителства над князи и боляры своими и простыми людми показа; понеже и сына своего смири на оный свет, пробиша его осном своим, и единаго митрополита повел задушити подушкою. Царствова же тойцарь, преставися.

2. По смерти же того царя, на Московском царстве учинился царем сын его царевичь Феодор Ивановичь, а другому сыну его, царевичю Димитрию, с материю его, дан был в удел город Углечь с уездом. Бысть же той царь и великий князь Феодор Ивановичь всеяРусии на Московском государстве зело тих и боголюбив, не таковяко отец его, и некоторого велможу, зовомаго Борис Годунов, перваго конюшего боярина, учинил над государством своим во всяких делах правителем; а сам предался смирению и на молитву. Той же боярин, правивше государство неединолетно, обогатися зело; проклятый же и лукавый сотана, искони ненавидяй рода человеча, возмути его разум, всем бо имением, богатством и честию исполнен, но еще несовершенно удоволен, понеже житиe и власть имеяй царскую, славою ж несть. И дияволим научением мыслил той боярин учинитись царем, и чрез какой бы обычай; и сь единомышленными своими умыслил послати некоторых людей во град Углечь, обещая им великую честь и богатство, чтоб они царского брата царевича Димитриа убили. Те же посланные люди, по повелению его, то и сотворили, пререзали тому царевичю гортань; и того ж времяни исамих их забойцов гражане побили. И как ему боярину ведомо учинилось, что по его мысли все совершилось, велми радостен бысть; и скоро о смерти его царю объявил, что тот его брат, играя с младенцами своими, убился сам. Царь же уведав о том, велми опечалился, и очей своих ни на един час от слез не осушил, и умыслил ехать тело брата своего погребсти и проведать, каким обычаем ему смерть учинилась; той же Борис Годунов послал во град Углечь многих людей, и по дорогам поставил заставы под смертною казнию, чтоб никто о том убиении подлинные ведомости не сказал, но чтоб сказывали все по его приказу, как он об нем сказал царю, так же которые писма от матери его царской будут писаны к царю, приносили б к нему. Царю ж на погребение брата своего с Москвыехавшу, и бывшу у Троицы, в первом Московском монастыре, от Москвы 60 верст, и тот зломышленный болярин велел на Москве дворы зажигати и грабити, и людей побивати; и от того учинилося великое смятение, и кроворазлитие, и пожар, по всей Москве. Он же боярин прииде к царю и поведа, что на Москве учинилося великое смятениеи пожар, чтоб он возвратился к Москве, а брата своего приказал погребсти без себя; понеже, его приездом, оживления ему не будет. Царь же послушав его, то и сотворил. И которые люди посланы были от него боярина по городом, и на заставы, и к Москве дворов зажигати, дворы их всех погорели; той же боярин, страшась тех людей, чтоб на него чего не объявили и ему чего не учинили, давалим из своей и из царской казны множество имения и богатства. Царствова же той царь, по смерти брата своего в печали немногалета, преставися.

3. По смерти же того царя, на Московском царстве учинился царем той боярин Борис Годунов, и царства его было немнога лета; и после того в Росийском царстве начало быть в людях смятение и неприятелское нахождение свыше прежнего. И в те смутные времена, из некоторого монастыря черной дьякон, покиня свое черное платье, был в Полше у Сердомирского за челядника, и назвался царевичем Димитрием царя Ивана Васильевича сыном; и в скором времяни, чрезмногой свой умысл и через допоможение Полских войск, достал Московское государство под свое владенье, и был царем; а того Сендомирского дочь взял за себя. И в то время его многие люди узнали, что он не прямой царевичь Димитрий, вор Гришка Отрепъев, которой был черньцем; однако не смели против него ничего говорить. А как начал царствовать, и в Росийском государстве учал было заводить вновь веру папижскую, и Греческия церкви переделывать в костелы Лятцкие и многие пакости чинил, — и ему того не потерпели, бояре и всякого чину люди, умышляли чем бы такого воровского царя искоренить. И по их замыслу, скоро то и совершилось: каковым обычаем достал он себе царство вскоре и царствовал не истинно, и такова ему скоро смерть учинилась. Поляков же и Литву, которые были при том лживом царе и в городех, начали их побивати, и из Московского государства выбили в свое государство; и от того с короною Полскою и с Литвою но и паче была война. А по том царе и иные такие ж воры пролыгався называлися царевичем Димитрием; и таким людем но замыслам их и конец им был таков же.

4. По смерти же того вора лживого царя, на Московском царстве был некто из боляр, роду великого Шуйских, царь и великий князь Василей Ивановичь; и при царстве его с Поляки и с Литвою потомуж бысть война. И царствова той царь, преставися.

5. По смерти же того царя учинился царем, племене царскогопо роду Романовых, царь и великий князь Михайло Феодоровичь, всеа Русии самодержец. Присвоение ж имея к царю Ивану Васильсвичю такое: понеже роду их Романовых за царем Иваном Васильевичем была Настасея Романовна, а у ней был брат родной боярин Никита Романовичь, и от того ее брата родилися два сына, Федор да Иван, и от Федора родился Михайло Феодоровичь, которой был царем. Сначала ж царствования его еще с Поляцы войне от кроворазлития престати не минуша. И бысть при царе Василии Ивановиче и при царе Михайле Феодоровиче война с Поляки велия, мало государству неопустети. Царю ж и великому князю Михаилу Феодоровичю от кроворазлития християнского успокоившуся, правивше государство свое тихо и благополучно. Отец же его Феодор, во иноческом чину Филарет, при его царстве бысть в Московском государстве патриархом. Бысть же у того царя два сына: царевичь Алексей Михайловичь, и той бе зело тих был в возрасте своем, как и отец; вторый же Димитрий, с младенческих лет велми был жесток, уродился нравом прадеда своего первого Московского царя. Людие же, роду великого и среднего, которые блиски приходити к царю и к царевичам, мысляше о нем, что еще в младых суще летех зла творит много, понеже по смерти отца своего наипаче болше зла творити начнет, усмотривше времяни час упоиша его отравами; и от тогоскончася, никто же о том домыслися, яко бы пришел ему час смерти. И царствова той царь во успокоении, преставися.

6. По смерти же его осталися: сын его царевичь Алексий Михайловичь да три тщери царевны. И мало время минувше, патриарх, и митрополиты и архиепископы и епископы, и архимариты и игумены,и весь духовный чин, соборовали, и бояре и околничие и думные люди, и дворяне и дети боярские, и гости и торговые и всяких чинов люди, и чернь, после смерти прежнего царя на царство обрали сына его, нынешняго царя, и учинили коронование в соборной болшой первой церкве и молили Бога. А когда царя коронуют, и в то время бывает ему помазание елеом, и потому имянуется Помазанник. И после того власти, и бояре и ближние и всяких чинов люди, на государстве его поздравляли. И по поздравлению, патриарх, и митрополиты и архиепископы и епископы, и иныя власти, царя благословляли образами и подносили хлебы, и бархаты, и объяри и отласы и камки золотные и простые, и соболи, и серебряныя сусуды; а бояре и ближние люди, и столники, и стряпчие, и дворяне Московские, и дьяки, и жилцы, и полковники, и дворяне и дети боярские городовые, и гости, и служилые люди, дарили против тогож что и власти; а сотенные, и торговые, и из городов посадцкие люди, подносили хлебы с солью, и дарили против такого ж обычая, у кого что прилучилося; а было тех дворян, и детей боярских, и посадцких людей, для того обрания, человека по два из города. И потом у царя на властей, и на бояр, и на всяких чинов людей, были пиры. И после того времяни царь с патриархом советовал, и со властми и з бояры и з думными людми говорил, чтоб ему сочетатися законным браком; и патриарх, и власти на такое доброе дело к сочетанию законныя любви благословили, а бояре и думные люди приговорили. И сведав царь у некоторого своего ближнего человека дочь, девицу добру, ростом и красотою и разумом исполнену, велел взяти к ceбе на двор, и отдати в бережение к сестрам своим царевнам, и честь над нею велел держати яко и над сестрами своими царевнами, доколе сбудется веселие и радость. И искони в Росийской земле лукавый дьявол всеял плевелы свои, аще человек хотя мало приидет в славу и честь и в богатство, возненавидети не могут. У некоторых бояр и ближних людей дочери были, а царю обних к женидбе ни об единой мысль не пришла: и тех девиц матери и сестры, которые жили у царевен, завидуя о том, умыслили учинить над тою обранною царевною чтоб извести, для того, надеялися что по ней возмет царь дочь за себя которого иного великого боярина или ближнего человека; и скоро то и сотворили, упоиша ея отравами. Царь же о том велми печален был, и многа дни лишен был яди; и потом не мыслил ни о каких высокородных девицах, понеже познал о том, что то учинилося по ненависти и зависти. И после того времяни случися ему быти в церкве, где коронован, и узре некоторого Московского дворянина Ильи Милославского две дочери в церкве стоят на молитве, послал по некоторых девиц к себе на двор, велел им того дворянина едину мнейшую дочь взяти к себе в Верх; а как пение совершилось и в то время царь пришед в свои хоромы, тое девицы смотрил и возлюбил, и нарек царевною, и в соблюдение предаде ея сестрам своим, и возложиша на нее царское одеяние, и поставил к ней для оберегания жен верных и богобоязливых, дондеже приспеет час женидбы.

 ΛΛΛ     >>>   

Вшед протопоп
Которой человек
Ведают в том приказе боярских
Б государь про то
Костомаров Н. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей истории

сайт копирайтеров Евгений