<<< ΛΛΛ >>>
большинстве не вняло обращенному к нему предостережению, не
сознавая великой опасности, надвигающейся на культуру и
государство" 41 .
Не вняло оно потому, что была вторая причина, объясняющая
неприятие сборника основной частью интеллигенции. Выше мы
постарались показать, что основания спора были философские, что в
"Вехах" была сделана попытка выявить культурно-гуманистический
смысл общественно-политического движения России, и с этих именно
позиций оценить судьбу русской революции и роль в ней русской
интеллигенции: вслед за сборником "Проблемы идеализма" "Вехи"
призывали к пересмотру философских основ интеллигентского
мировоззрения, по сути дела они завершили этот переход, поставив
"последнюю точку": в качестве основания мировоззрения предлагался
идеализм.
Одновременно этическому релятивизму были противопостав-
лены поиски абсолютных нравственных принципов, в которых ви-
делись гарантии от всех видов рабства: мы освободимся от внешнего
гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства и
перестанем во всем винить внешние силы. Можно сказать, что протест
против "безусловного примата общественных форм", идея "первенства
<<< ΛΛΛ >>>
Как свидетельствует вся русская литература Выделенная нами проблема Интеллигенция Власть Народ. Антология русской философии 10 русской Однако отказ от бранных слов в адрес отдельных философов мышления интерес Философии мнением
|