Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

математического алгоритма исторического процесса.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (18741948). Родился в Киеве. В начале своего творческого пути прошел через увлечение марксизмом, даже отбыл ссылку за участие в революционном студенческом движении. В своей первой книге "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии", снабженной обширным предисловием П.Б.Струве (1901), он выступил с критикой взглядов лидера народничества Н.К.Михайловского с позиций марксизма, хотя и не ортодоксального, за что книга получила резко отрицательную оценку Г.В.Плеханова. Это послужило определенной вехой отмежевания близкой Бердяеву группы мыслителей от марксизма. Выражением этого процесса стал сборник "Проблемы идеализма". В дальнейших работах Бердяева явно наметился переход к религиозной философии, о чем свидетельствуют книга "Новое религиозное сознание и общественность" (1907) и сборник "Sub specie aeternitatis" (1908). Этот процесс завершился участием в программном сборнике "Вехи", появившемся в период политической реакции (1909) и вызвавшем обширнейшую полемику в философской и общественнополитической литературе. "Вехи" открывает статья Бердяева "Философская истина и интеллигентская правда". Работы, посвященные социальным проблемам этого периода, собраны в книге "Духовный кризис интеллигенции" (1910). Окончательно мировоззрение Бердяева складывается к первой мировой войне, что отражает его первая концептуальная работа "Смысл творчества" (1916).

После Октября Бердяев был избран профессором Московского университета, основал Вольную академию духовной культуры. Работы по социальным вопросам этого периода собраны в книге "Судьба России" (1918). Его

316

негативное отношение к революции нашло отражение в статье "Духи русской революции" в сборнике "Из глубины" (1918), в котором приняли участие и другие авторы "Вех". В 1922 г. с большой группой других философов и ученых Бердяев был выслан из Советской России. Дальнейшая его научная деятельность развернулась в Париже. Там им опубликованы основные философские труды, принесшие ему мировую известность: "Философия неравенства", "Смысл истории", "Новое средневековье", "Русская идея", "Опыт эсхатологической метафизики", "Самопознание". Одновременно Бердяев ведет большую общественно-просветительскую деятельность в среде русской эмиграции, издает журнал "Путь". К концу жизни Бердяев эволюционирует в сторону христианскодемократического мировоззрения. Об этом свидетельствуют такие его работы, как "Христианство и классовая борьба", "Истоки и смысл русского коммунизма", "О назначении человека", "О рабстве и свободе человека" и самая последняя его работа "Царство духа и царство кесаря".

Статья "Бунт и покорность в психологии масс" печается по тексту: Бердяев Н.А. "Духовный кризис интеллигенции". СПб., 1910. С.73-83.

Статья "Философская истина и интеллигентская правда" была впервые опубликована в сб. "Вехи", печатается по тексту его 2-го издания. С.1-22.

Статья "Кризис интеллекта и миссия интеллигенции" печатается по тексту: Новый град. Париж. 1938. №13. С.5-11.

КИСТЯКОВСКИЙ Богдан Александрович (1869-1920), видный правовед, философ, социолог. Член партии кадетов. Сын известного правоведа А.Ф.Кистяковского. Развивал концепцию естественного права с его

317

утверждением неотчуждаемых исконных прав человека, их независимости от государства: закон выше политической и экономической власти, его задача - подчинение политики и экономики либеральным целям, защите жизни отдельного человека. Либерализм и демократический социализм считал двумя стадиями современного правового государства. Жизненную силу права и его нераздельность с человеческой свободой доказывал, обращаясь к междисциплинарному материалу - историкокультурным, экономическим, социальнополитическим и юридическим реалиям. Отстаивал ценность частных методов социальных наук. Наиболее известные работы в этой области - "Проблемы и задачи социальнонаучного познания", "Социальные науки и право". Кистяковский был великолепным знатоком русского права, это послужило причиной того, что Макс Вебер выбрал его своим консультантом при написании работы о политических партиях в России. В философских воззрениях основывался на идеях трансцендентального идеализма, автор книг "Категория необходимости и справедливости", "Категория возможности".

Статья "В защиту права (интеллигенция и правосознание)" впервые была опубликована в 1909 г. в сборнике "Вехи", печатается по тексту 2-го издания этого сборника. С.125155.

ФРАНК Семен Людвигович (1877-1950). Пережив довольно краткий период увлечения марксизмом, Франк в первой же своей книге "Теория ценности Маркса и ее значение" (1900) выступил как его критик. Был достаточно известным публицистом-философом ("Философия и жизнь", 1910). Активно участвовал в веховском движении. После этого полностью ушел в академическую философскую работу и к политическим вопросам почти не

318

возвращался. В 1915 г. вышла его первая крупная работа "Предмет знания", где Франк развил оригинальный вариант интуитивизма. На его философскую концепцию особенно сильное влияние оказал Вл.Соловьев с его идеей всеединства. Эти темы были продолжены в книге "Душа человека" (1917), серии лекций "Очерки методологии общественных наук" (1922), статьях, собранных в книгу "Живое знание" (1923). Занимал кафедру философии в Саратове, а с 1922 г. - в Москве. Франк отрицательно относился к захвату власти большевиками, принял участие в сборнике "Из глубины" (1918 г.). В 1922 г. в числе других деятелей культуры был выслан из России. В эмиграции написал ряд работ, завершающих его философскую систему: "Духовные основы общества" (1930), "Непостижимое" (1939), "Свет во тьме" (1941, изд. 1949), "С нами Бог" (1941, изд. 1964), "Реальность и человек" (1949, изд. 1956). В то же время Франк писал и популярные философские работы на социальные и культурологические темы: "Крушение кумиров" (1924), "Смысл жизни" (1925), "Основы марксизма" (1926). Автор первой биографии П.Б.Струве

Статья "Этика нигилизма (к характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции)" была впервые опубликована в сборнике "Вехи", печатается по его 2-му изданию. С.175-210.

1. "Санинство" - по фамилии главного героя романа М.П.Арцыбашева "Санин" как синоним аморализма и сексуальной распущенности.

2. Речь идет о знаменитом произведении М.Штирнера, теоретика анархизма, "Единственный и его собственность", в котором гипостазирование "Я" дошло до такой степени, что все, что не укладывалось в рамки "Я" и его интересов, объявлялось ненужным.

319

3. "Мистические анархисты" - течение в среде русской литературной богемы, возникшее в начале XX в., хронологически предшествовавшее появлению богоискательства. Характерной чертой этого течения было участие в нем многих деятелей литературы и искусства, придерживавшихся социалдемократической или эсеровской ориентации.

4. Под индивидуалистическим рационализмом следует понимать модель человека, разработанную в философии и социальных науках Нового времени.

5. Под философией реакционной романтики автор понимает то направление в общественнополитической мысли, которое выступило с критикой данной модели человека и вытекавшего из нее политического устройства общества. Как правило, критика велась под знаком возвращения к докапиталистической эпохе.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Журнала русской постоянно
Вышедшую на русском языке в сша в 1951 г
Открывает статья бердяева

сайт копирайтеров Евгений