Пиши и продавай! |
>
Интеллигенция - Власть - Народ. АнтологияПРИМЕЧАНИЯГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-1870), русский революционный демократ, писатель и публицист, оригинальный философ-мыслитель. Основоположник "русского социализма". Формирование его мировоззрения происходило под влиянием учений Шеллинга, Кузена, СенСимона, Прудона, Фейербаха. В развернувшейся в 40-х годах полемике со славянофилами Герцен занимал "западническую" позицию. В 1847 г. эмигрировал за границу. Был свидетелем Революции 1848 г. во Франции и ее поражения, пережил острое разочарование в ценностях буржуазной цивилизации ("С того берега", 1847-1850; "Концы и начала", 18621863). В это время формируется его концепция "русского социализма", основой которого должна стать крестьянская община как альтернатива буржуазному ("мещанскому") развитию европейского общества ("Россия", 1894). Поселившись в Лондоне, Герцен посвятил себя издательско-пропагандистской деятельности. Его издания - альманах "Полярная звезда" и газета "Колокол" оказали огромное влияние на формирование русского демократического общественного мнения. В философии Герцен под влиянием трудов Фейербаха развивал идеи антропологизма, настаивая на необходимости укрепления связи между философией и естествознанием, негативно относился к религии и идее персонифицированного бога. По определению В.И.Ленина, Герцен "вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед историческим материализмом". Однако сам Герцен критически относился к "материалистической метафизике", допускал существование объективного разума в основании природы ("Письма об изучении природы", 1845-1846). Но главным в философии Герцена были все же социально-политические идеи. В конце жизни в статье, написанной в 304 форме писем "К старому товарищу" (М.Бакунину), Герцен сомневается в истинности революционного пути и обращается к идеям социального реформизма. Антологию открывают статьи-письма Герцена, адресованные И.С.Тургеневу, впервые опубликованные в соответствии с замыслом под общим названием - "Концы и начала" в "Колоколе" за 1862-1863 гг. Характеристика в них европейского "мещанства" может быть рассмотрена в качестве исходного пункта истолкования определения интеллигенции как "анти-мещанства". Письма (1, 2, 5) из работы "Концы и начала", печатаются по тексту: Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М., 1959. Т.16. С.129149, 167-172. 1. Герцен имеет в виду польское восстание 1863 г. 2. Имеется в виду эпизод из "Божественной комедии" ("Ад") Данте, в котором воры в драке чудесным образом превращаются друг в друга. 3. Говоря о волне национализма, охватившей русское общество в период польского восстания, Герцен упоминает ноты министра иностранных дел кн. А.М.Горчакова. 4. Имеется в виду генерал-губернатор Северо-Западного края М.Н.Муравьев, прозванный за проявленную жестокость при подавлении польского восстания 1863 г. "вешателем". 5. Хотя адресатом писем "Концов и начал" был И.С.Тургенев, Герцен обращается к обобщенному образу русского западника-идеалиста. 6. Имеется в виду цикл стихов Гёте "Западно-восточный Диван". 7. "Кампо Санто" - знаменитое кладбище на соборной площади в Пизе с многочисленными скульптурными украшениями мастеров школы Джотто. 305 8. В скульптурном памятнике Роберт Пиль, премьер-министр Великобритании, изображен облаченным в римскую тогу. 9. Генриху IV приписывают высказывание, что он хотел бы видеть по воскресеньям курицу на столе каждого француза. Позднее в русском варианте - "курица во щах" - это афористическое пожелание было повторено Екатериной II. 10. Речь идет об освобождении французских крестьян от личной зависимости без земли и введении частной собственности на землю, что, по мнению Герцена, привело к пауперизации значительной части нации и обогащению "малого числа избранных". В этом он усматривает корни мещанства. 11. Приведена фраза из псалма М.Лютера ("Бог - наша твердыня"), служившего в качестве гимна протестантов во время Реформации. 12. Имеется в виду художник А.А.Иванов (1806-1856). История русской общественной мысли |
|
|
|