<<< ΛΛΛ >>>
цировался от революционной традиции. Он отбросил
«зловещие легенды», инкрустировавшие память о Ре-
волюции в течение девятнадцатого столетия, и старал-
ся заменить их подтвержденными документально фак-
тами.44 Сравнивая Мишле и Оляра, можно увидеть
расстояние, пройденное от истории, основанной на
живой памяти, до истории, рассматривающей память
как препятствие на пути к аутентичному пониманию
прошлого. Оба прославляют одних и тех же революци-
онных вождей, и оба были очарованы той ролью, ка-
кую играли праздники в революционном обществе.
Революционные лидеры уМишле воплощали доброде-
тели и пороки и, следовательно, олицетворяли собой
самые общие черты человеческого характера. Те же
самые лидеры в описаниях Оляра оказываются уни-
кальными личностями; они скорее практичны, чем
добродетельны, и, следовательно, их мемориальные
образы менее внушительны.45 Кроме того, призывы
Оляра к коллективному действию зависели от полити-
ческих идеологем, а не от коллективной ментальности.
Глобальный образ народного духа уМишле был сведен
<<< ΛΛΛ >>>
Устанавливает правила в отно шении притязания риториче 78 об этой тенденции в историографии революции см революции историографии Хаттон П.Х. История как искусство памяти историографии 7 открытия Хаттон П.Х. История как искусство памяти историографии 10 революции В своей теории ложных воспоминаний фрейд утверждает конструктивную силу бессознатель ного
|