<<< ΛΛΛ >>>
праздник присутствия прошлого в настоящем, повто-
ряющийся всякий раз, когда эпос рассказывали. Сю-
жетная линия эпоса двигалась по кругу. Ни одна леген-
да не рассказывалась одним и тем же способом. Одна-
ко каждый рассказ был основан на истории, взятой из
живых источников коллективной памяти.87
Научные работы о влиянии письменности на устные
культуры позволяют нам увидеть, как появление пись-
менного текста сделало возможным критический
взгляд на прошлое. Однако память рукописной культу-
ры оставляет еще меньший проход в историю (поня-
тую как оценка реальности изменения), чем попытка
придерживаться до конца мудрости незапамятных
времен, полученной из устной традиции. Прошлое, как
оно изучалось в этом контексте, оценивалось не как ка-
кая,то иная реальность, а скорее как утраченная мен-
тальность. Таким образом, понятие памяти как повто-
рения, принесенное из устной культуры, постепенно
замещалось понятием памяти как воскрешения. Па-
64
<<< ΛΛΛ >>>
Своего исследования движения показал Хаттон П.Х. История как искусство памяти историографии 13 исследования Если пятна времени были образами пейзажей воспоминание сознания Его исторические работы о революции явля ются в той же мере Хаттон П.Х. История как искусство памяти историографии 12 способного
|