Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Комплиментарноссть на уровне суперэтноса может быть только умозрительной.
Обычно она выражается в высокомерии, когда всех чужих и не похожих на себя
людей называют "дикарями".

Принцип комплиментарности не относится к числу социальных явлений. Он
наблюдается у диких животных, а у домашних известен каждому как в
позитивной (привязанность собаки или лошади к хозяину), так и в негативной
форме.

Как мы видели, ведущую роль этот принцип играет лишь при отсутствии
общественных форм бытия коллектива, но подчиненную он сохраняет и при
наличии устойчивых социальных установлений. Это обстоятельство побуждает
нас обратиться к биологии человека, к счастью, достаточно разработанной.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЛИНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Условимся о терминах. К биологическим дисциплинам относятся не только
анатомия и генетика, но и те науки, которые изучают проявления организма,
связанные с окружением: рефлексология, экология, биоценология и этология
(наука о поведении). Мы полагаем, что не все, связанное с деятельностью
организма, является социальным по своей природе. Детенышей воспитывают и
обучают, кроме человека, звери и птицы. Все стадные животные имеют систему
сигналов, регуляцию половых отношений в стаде и половозрастную
специализацию при обороне от врагов. Самцы защищают самок и детенышей.
Можно ли назвать этот род взаимоотношений социальным в смысле общественного
движения материи? В принятом в советской науке словоупотреблении - нет, ибо
общественное развитие базируется на экономическом и связано с развитием
производительных сил. Социальные отношения, таким образом, всегда сопряжены
с той или иной формацией. Это принятая в советской науке терминология, и
менять ее - значит запутывать себя и читателя. Но коллективные формы
бытования вида были свойственны нашим отдаленным предкам. До того как
человек стал животным социальным, он был стадным, что отнюдь не унижает
человеческого достоинства.

Воздействие коллектива на физиологию особи ныне изучено достаточно. Даже у
мыши можно вызвать гипертонию, если ее дразнить, но вряд ли можно
композицию из мыши, лаборанта и экспериментатора назвать социальной в
смысле слова, принятом у нас. Правда, за рубежом есть течение
"социал-дарвинизма", распространяющее биологические законы на общественную
жизнь, но лучше избегать непривычной и ненужной терминологии, которая к
тому же для нашего читателя неактуальна.

Чем же поможет в нашей работе биология? Начнем ab ovo. Коллективные формы
общежития распространены среди многих видов наземных животных: муравейники,
стада копытных, стаи и т.д., но каждый вид имеет свой характер образования
коллективов. Для вида Homo sapiens такой формой является этнос, но это ни в
коем случае не значит, что он - аналог муравейника или стада. Как человек
отличается от прочих позвоночных, а он отличается радикально, так этносы не
похожи на коллективы других животных.

Различий между коллективами животных и этносами очень много, но для целей
анализа ограничимся элементарной схемой, нужной нам при разработке проблемы
роли культурной традиции. Представим себе племя, имеющее общих предков,
живущее на строго очерченной территории и по быту, обычаям, религии и роду
занятий четко отличающееся от соседей. В этой ситуации браки чаще будут
заключаться между представителями данного этноса, так как нецелесообразно
принимать в коллектив лицо, не имеющее навыков труда и быта, необходимых
для поддержания семьи в достатке. Другие же навыки, связанные с иными
условиями, будут заведомо неприменимы. Культурный облик изолированного
этноса без мощного вмешательства посторонних сил (завоевания) относительно
стабилен, потому что каждое новое поколение стремится воспроизвести
жизненный цикл предшествующего, что и является культурной традицией данного
этноса.

Казалось бы, традиция ни в коем случае не может быть отнесена к биологии,
однако механизм взаимодействия между поколениями вскрыт профессором М. Е.
Лобашевым именно на основе изучения животных, у которых он обнаружил
процессы "сигнальной наследственности"[8], что просто-напросто является
другим названием традиции. В мире животных индивидуальное приспособление
совершается с помощью механизма условного рефлекса, что обеспечивает
животному активный выбор оптимальных условий для жизни и самозащиты. Эти
условные рефлексы передаются родителями детям или старшими членами стада -
младшим, благодаря чему стереотип поведения и является высшей формой
адаптации. Это явление у человека именуется преемственностью цивилизации,
которую обеспечивает "сигнал сигналов" - речь. В эту преемственность входят
навыки быта, приемы мысли, восприятие предметов искусства, обращение со
старшими и отношения между палами, обеспечивающие наилучшее приспособление
к среде и передающиеся путем сигнальной наследственности. В сочетании с
эндогамией, т.е. изоляцией от соседей, стабилизирующей состав генофонда,
традиция служит фактором, создающим устойчивость этнического коллектива.

И наконец, немаловажное значение имеют антропогенетика и антропология,
рассматривающие популяции вида Homo sapiens в биологическом времени, т.е. в
смене поколений. Жизнь этноса - это наложение биологического времени иа
историческое, смены поколений - на цепочки событий в причинной
последовательности. Это наложение осуществляется без разрывов каузальной
закономерности благодаря сочетанию генетической памяти с исторической
преемственностью, вследствие чего этнос существует как целостность.

Однако еще более важно возникновение в популяции признака, названного нами
метафорически "фактор икс", так именно благодаря ему зачинаются процессы
этногенеза, впоследствии затухающие. Выявив этот признак, мы решим
поставленную проблему, но найти его трудно, и искать последовательно.

XIX. Филогенез или отногенез?

ПРОГРЕСС И ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА

Согласно общепринятой теории эволюции, род Homo появился в начале
четвертичного периода в нескольких разнообразных формах гоминид, возможно
следовавших одна за другой, хотя, может быть, иногда сосуществовавших.
Подобно своему предполагаемому предку, австралопитеку, гоминиды были
крупными хищниками, не чуждыми каннибализма, и, следовательно, в биоценозах
занимали верхнюю экологическую нишу. К концу последнего оледенения все
ветви этого рода вымерли, за исключением только одного вида - Ношо sapiens,
т.е. современного человека. Однако последний распространился по всей суше
планеты, затем в исторический период освоил поверхность гидросферы и
произвел на Земле такие изменения, что ныне всю ландшафтную оболочку Земли
справедливо называют антропогенной. За исключением полярных льдов, нет
области, где не было бы археологических памятников каменного и железного
веков. Мы находим палеологические стоянки в нынешних пустынях и джунглях,
неолитические - в современных тундре и тайге. Это указывает на былую
заселенность регионов, позже оставленных человеком и вновь осваиваемых ныне
с применением машинной техники Конечно, за истекшие 17-20 тысячелетий
климатические условия в разных районах менялись, но остается фактом то, что
вид Ноmо sapiens в отличие от других видов позвоночных не ограничился
определенным ареалом, а сумел приспособиться к разнообразным природным
условиям, что по праву ставит его на особое место в экологии позвоночных.

В XIX и начале XX в. достижения техники позволили хищнически уничтожать
запасы природных богатств, и это казалось путем прогресса. Ныне уже не
хватает пресной воды для нужд промышленности, флора угнетена, пылевые бури
в США мстят за уничтожение биоценозов прерий, воздух в больших городах
обеднен кислородом, с лица Земли за последние 300 лет исчезли 110 видов
позвоночных животных и под угрозой находятся еще 600 видов. Еще недавно
этот процесс был назван ноосферой и победой над природой. Теперь стало
ясно, что мы наблюдаем явление совсем иного (не социального) порядка:
повышенную адаптивность и агрессивность вида Homo sapiens, одного из
компонентов биосферы планеты Земля.

И тут встает первый вопрос: насколько укладывается отмеченное нами явление
в рамки эволюции позвоночных, к коим принадлежит и сам Homo sapiens? И
второй, не менее важный: продолжает ли человек, после того как он создал
орудия и научился использовать огонь, оставаться в составе биоценоза как
верхнее, завершающее звено или он переходит в какую-то иную сферу
взаимоотношений с природой, вовлекая туда же одомашненных животных и
культурные растения? Это тем более существенно, что, согласно закону
необратимости эволюции, животные и растения, измененные воздействием
человека до неузнаваемости, не могут вернуться к самостоятельной жизни, так
как за немногими исключениями не в состоянии выдержать конкуренцию с дикими
формами[9]. Таким образом, внутри биосферы создалась особая прослойка.
Действуют ли в ней принципы естественного отбора?

Многие сторонники эволюционной теории, включая Ч. Дарвина, считают, что
современный человек продолжает подвергаться такому же естественному отбору,
который прежде действовал на его предков[10], другие сомневаются в этом,
приводя следующие основания: "Постепенное ослабление борьбы за
существование неминуемо вело к выходу человека из состава биоценоза. Этот
медленно протекавший процесс привел к тому, что естественный отбор для
человека сначала ослабел, а затем совсем прекратился... Но отсутствие
естественного отбора было равносильно прекращению действия одного из
факторов эволюции... и биологическая эволюция человека должна была
остановиться. Это произошло около 50 тыс. лет назад, когда оформился
кроманьонец"[11].

Я. Я. Рогинский и М. Г. Левин в 1955 г. писали, что в лице современного
человека процесс биологической эволюции создал обладателя таких видовых
свойств, которые привели к затуханию эволюции[12]. Следовательно, как будто
можно не сомневаться в том, что эволюционное развитие человека давно
остановилось. Но так как модификации внутри вида продолжаются. то предмет
изучения и при такой постановке проблемы не исчерпан. Однако для
продолжения исследования необходимы новый аспект и новая методика, ибо,
только описав особенности явления, можно примкнуть к той или другой точке
зрения[13].

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МУТАЦИИ

Через четыре года после выхода в свет монографии А. П. Быстрова Г. Ф. Дебец
опубликовал работу с потрясающим выводом. Массивные в древности кости
черепа утончаются (грацилизация), причем это происходит не постепенно, а
рывками, и не глобально, а по широтным зонам[14]. Так, в субтропической
зоне грацилизация черепа произошла в VI тыс. до н.э., а в лесной зоне
умеренного климата - в I тыс. до н.э. С этими датами Г. Ф. Дебец
сопоставляет даты перехода от охотничьего хозяйства к земледелию, указывая
при этом, что "возможно предположение, что переход к земледелию привел к
изменению в строении черепа". Впрочем, в равной степени возможно и то, что
изменившийся человек обрел новое занятие. Зато вполне справедливо другое
его соображение: "...ни сравнительная анатомия, ни этнография не дают нам
права считать, что в рамках вида Homo sapiens грацильные формы являются
более совершенными". Правильно! Однако хорошо известно, что модификация
одного признака сказывается не только на анатомии человека, но и на его
поведении. Г. Ф. Дебец приходит к выводу, "что дело идет об изменениях,
имеющих биологическую сущность". Следовательно, в условиях исторического
бытия в человеческих сообществах продолжают протекать биологические
процессы, стимулирующие даже изменения скелета. Но тогда должны быть и
вариации меньшего диапазона, отражающиеся на физиологии и поведении. Их
вскрыть труднее, однако предположение об их наличии, теперь имеющее
прецедент, позволяет нам начать поиски фактора человеческой деятельности,
действующего наряду с хорошо известным социальным. Может быть, это
внутривидовая эволюция, принявшая под воздействием общественного начала
своеобразную форму - распространение вида за пределы первоначального
ареала? А может быть, и нечто новое, еще подлежащее изучению? Посмотрим.

Основной материал для эволюционной теории дает палеонтология, но надо
помнить, что летопись ее неполна и вопрос о происхождении и вымирании видов
до сих пор составляет предмет полемики. Особенную трудность представляет
неточность хронологии, причем допуск при датировке появления или
исчезновения видов превышает иногда миллионы лет. Аналогичные трудности мы
встречаем и при изучении некоторых соматических подразделений вида Homo
sapiens, а именно образование рас первого порядка: европеоидной,
монголоидной, австралоидной и негроидной; следовательно, чисто
биологический подход к проблеме, даже при ограничении во времени, не дает
нам никаких преимуществ. Кроме того, надо отметить, что расовая
принадлежность никак не связана с теми повышенными способностями к
адаптации, которые позволили человеку изменить лик планеты; и наконец,
большие расы являются настолько неопределенными общностями, что в
антропологии бытуют различные их классификации по некоторым внешним
признакам: пигментация кожи, строение черепа и т.п. Самое же главное, что
подавляющее большинство особей имеет в качестве предков представителей
разных рас, если не первого, то второго порядка, а следовательно, реально
существующие и непосредственно наблюдаемые сообщества людей всегда
гетерогенны. А ведь именно они, известные нам как народности или этносы,
являются коллективными формами существования вида Homo sapiens,
взаимодействующими с ландшафтами населяемых ими регионов, т.е.
элементарными экологическими внутривидовыми таксонами.

КОНВЕРСИИ БИОЦЕНОЗА И СУКЦЕССИИ

Мы уже упоминали, что реликтовый этнос не представляет угрозы ни для
соседей, ни для ландшафтов. Теперь попробуем пояснить причину этого
несколько подробнее. Если этнос составляет верхнее, завершающее звено
геобиоценоза, то он входит и в цикл его конверсии. Последнее понятие
нуждается в комментарии.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Позволило обеспечить снабжение двухмиллионного населения рима
Привело к их слиянию с основной массой этноса
Пассионарный импульс см
Вавилон легендарный
Культурных земель в центральной азии за исторический период изв

сайт копирайтеров Евгений