Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Но часто возникают иные, диаметрально противоположные коллизии. Ф. Осборн в
1948 г. писал: "История нации (американской) за прошлый век с точки зрения
использования природных богатств является беспримерной... фактически это
история человеческой энергии, безрассудной и бесконтрольной"[16]. Так, но
такова же она и с точки зрения межэтнических конфликтов! Истребление
индейцев, работорговля, захват Техаса в 1836-1848 гг., расправа с
франко-индейскими метисами в Канаде в 1885 г., поглощение золотоискателями
Калифорнии и Аляски - все эти события совершались неорганизованно и
бесконтрольно. Правительства США и Канады затем лишь санкционировали уже
имевшие место факты и извлекли из них выгоду.

Но ведь по тому же самому принципу осуществлялось арабское проникновение в
Восточную Африку и движение голландских переселенцев в Капскую землю и
далее к Оранжевой реке. Тем же способом русские землепроходцы завоевали
Сибирь, а китайцы - земли к югу от Янцзы. Не отличаются от описанных
явлений эллинская колонизация Средиземноморья и походы викингов. И,
по-видимому, такими же по характеру были походы кельтов и захват северной
Индии ариями. Следовательно, мы натолкнулись на часто повторяющееся явление
перехода этноса или части его в динамическое состояние, когда в огромной
степени возрастают его агрессивность и адаптивные способности, позволяющие
ему применяться к новым? дотоле непривычным, условиям существования.

Все описанные и аналогичные им действия требуют от их участников
колоссальной работы (в физическом смысле), равно мускульной,
интеллектуальной и эмоциональной. Любая работа, чтобы быть произведенной,
требует затраты соответствующей энергии, которую надо откуда-то почерпнуть.
Так какова же эта энергия, явно не электрическая, не механическая, не
тепловая, не гравитационная? И откуда берут ее люди, идущие на смертельный
риск? Да и нужна ли им такая вредная забава? Но если они тем не менее эту
энергию расходуют, чаще погибая, чем выигрывая, то закономерно спросить: не
имеет ли описанное явление отношения к "фактору икс", который мы настойчиво
ищем? Может быть. Но сначала уточним постановку проблемы.

АНТРОПОСУКЦЕССИИ

Не следует распространять отмеченную особенность некоторых событий истории
на все ее явления. Это было бы столь же ошибочно, как и сведение всех
проявлений человеческой деятельности к общественным началам. "Великое
правило... надо различать, а не смешивать, ибо уменьшение разнообразия еще
не приводит к истине. К несчастью, посредственные умы склонны к
однообразию. Однообразие так удобно! Если оно все искажает, то по крайней
мере смело разрешает все вопросы", - с горечью пишет Опостен Тьерри[17]. И
до чего же он прав! Так нелепо сводить, скажем. Семилетнюю войну или
наполеоновское завоевание Пруссии к стихийным процессам. События этого
порядка прекрасно объясняются сознательными расчетами политических
деятелей, диктуемых им общественным сознанием, а не инстинктами. Это и
является критерием классификации, столь же четким, как и психологическая
классификация поступков отдельного человека на сознательные и
подсознательные. Индикатором здесь является наличие свободы выбора при
принятии решения, а следовательно, и морально-юридическая ответственность
за свои поступки. В практической деятельности людей эти две линии поведения
никогда не смешиваются. Так, влюбленность в юношеском возрасте справедливо
считается естественной, а хулиганство и проституция караются как
сознательные волеизъявления; потеря волос и зубов в старости не ставится
человеку в вину, но не оправдывает, допустим, участия в служебных интригах,
хотя последнее в какой-то мере может объясниться наличием склероза.
Аналогичный подход к размежеванию разнохарактерных явлений истории может
быть осуществлен в научном анализе, что мы уже однажды показали на частном
примере разнохарактерности передвижений кочевых народов Евразии в
зависимости от степени увлажнения степной зоны[18]. Теперь мы просто
отмечаем, что подобное соотношение имеет место для всего вида Homo sapiens.

Переселение народов в привычные условия - это стремление сохранить себя как
этническую систему и уберечь от разрушения кормящий ландшафт.
Антропосукцессия, т.е. вторжение в области, кои не всегда можно и стоит
заселять, но которые можно завоевать, - это миграция с обратным знаком. И
что самое страшное: победители страдают не менее побежденных, ибо для
реализации своих успехов они обязаны адаптироваться в новых условиях, а это
означает коренную ломку собственной природы. Ясно, что на такую встряску
способны лишь молодые, наиболее пластичные и лабильные, т.е. неустойчивые.

Но при начале процесса (сукцессии или агрессии - как угодно читателю) эти
элементы играют только подчиненные роли. Для ведущих особей развязывание
цепи кровавых событий нецелесообразно и нежелательно. Но так как
антропосукцессии все-таки происходят, то, видимо, их причины лежат за
пределами того, что контролируемо человеческим сознанием (см. с. 211-212 и
281-284). Но тогда динамика и статика этногенеза равно закономерны, и в них
отсутствуют категории вины и ответственности. Нет! Этот тезис не влечет за
собою всепрощения! Отдельные люди, конечно, виноваты в совершаемых ими
преступлениях вне зависимости от той или иной фазы этногенеза. Но
этнические закономерности стоят на порядок выше, и к ним применимы как
статистический закон больших чисел, так и третий закон Ньютона: действие
равно противодействию - победители гибнут вместе с побежденными или чуть
позже, но не в смысле физической гибели, а в смысле этнической перестройки.
Этносы не как змеи: они меняют не кожи, а души.

XX. Когда бессмертие ужасней гибели

ФИЛОГЕНЕЗ ПРЕОБРАЖАЕТСЯ В ЭТНОГЕНЕЗ

Спор о том, что такое человек: зверь или Бог? - волновавший умы романтиков
и нигилистов, ныне, к счастью, потерял значение. Стало очевидно, что
человек не только животное, но в том числе и животное, и это ничуть не
унижает его достоинства. И потому он живет в коллективах - этносах,
специфических сообществах. А для нашей темы важно установить место этноса
как специфического явления в пределах вида Homo sapiens, уяснить, чем
поддерживается относительная устойчивость этноса, и понять причины его
исчезновения (что проще) и возникновения (вопрос вопросов).

При этом надо констатировать, что именно этнические коллективы
приспосабливаются к тем или иным локальным условиям, а стадии
развития-формации глобальны, и их связь с географической средой
опосредствована мозаичной антропосферой, т.е. этносферой, доступной
наблюдениям натуралиста. Встречаясь с большим количеством событий, мы можем
группировать их по принципам сходства и причинной последовательности, т.е.
применять к историческому материалу методику естественных наук. И тогда мы
получаем твердый вывод: этносы возникают и исчезают независимо от наличия
тех или иных представлений современников. Значит, этносы - не продукт
социального самосознания отдельных людей, хотя и связаны исключительно с
формами коллективной деятельности людей... Социальное развитие накладывает
свой отпечаток на все другие формы движения материи, поскольку они связаны
с людьми. Однако никто никотаа не пытался истолковать в социальном аспекте
гравитацию или электропроводимость, эпидемии, смерть или наследственность,
ибо это область естествознания. Описанные выше "толчки", а также некоторые
подобные явления мы вправе рассматривать как антропогенные сукцессии. Но
возникающие при этом недоумения и сомнения мы подвергнем анализу несколько
позже, когда уясним их причину, т.е. тот самый загадочный "фактор икс". А
пока продолжим описание феномена.

На протяжении последних 5 тыс. лет антропогенные изменения ландшафта
возникали неоднократно, но с разной интенсивностью и всегда в пределах
определенных регионов. При сопоставлении с историей устанавливается четкая
связь между антропогенными изменениями природы и эпохами становления новых
этносов.

Как возникновение этноса и перестройка ландшафта согласно его новым
устремлениям, так и миграция большого числа людей с оружием и орудиями
труда являются работой в физическом смысле; значит, они требуют затраты
энергии. Больше того, поддержание этноса как системы также не может
обойтись без затраты энергии на преодоление постоянного сопротивления
окружения. И даже упадок этноса, т.е. замедление его развития, связан с
моментом приложения силы - причины, вызывающей плюс-минус ускорение.

Этот тезис, будучи сформулирован мною[19], был поддержан Ю. К.
Ефремовым[20], а потом - Ю. В. Бромлеем, который приписал авторство Ю. К.
Ефремову[21], в чем последний, по его искреннему личному заявлению,
неповинен. Но еще более удивительно, что Ю. В. Бромлей, признав "роль
биоэнергетического источника" в этнических процессах, предполагает, что эта
энергия "зависит от конкретно-исторических условий их (этнических
общностей) существования". Думается, что закон сохранения энергии в защите
не нуждается, и входить в спор по этому поводу неуместно. Но то, что
наличие определенного вида энергии для совершения работы, необходимой для
этногенеза как процесса, признано, уже хорошо.

Характеристика этой специфической формы энергии содержится в замечательной
книге В. И. Вернадского: "Все живое представляет из себя непрерывно
изменяющуюся, состоящую из самых разнообразных теснейшим образом между
собою связанных живых веществ, совокупность организмов, подверженных
эволюционному процессу в течение геологического времени. Это своеобразное
динамическое равновесие, стремящееся с ходом времени перейти в статическое
равновесие... Чем более длительно его существование, если нет никаких
равноценных явлений, действующих в противоположную сторону, тем ближе к
нулю будет свободная энергия", т.е. "энергия живого вещества, которая
проявляется в сторону, обратную энтропии. Ибо действием живого вещества
создается развитие свободной энергии, способной производить работу"[22].
Следовательно, структура и стереотип поведения этноса являются
динамическими величинами, что и определяется наличием внутриэтнической
эволюции, которая равно не похожа на социальную и биологическую.

Переводя этот вывод на язык этнологии, можно констатировать, что судьба
всех этносов - постепенный переход к этноландшафтному равновесию. Под
последним понимается ситуация, при которой этнический коллектив, например
племя, входит в биоценоз того или иного региона и прирост населения,
ограниченный возможностями биохора, прекращается. В указанном аспекте
этносы находят свое место в геобиохимии: стабильное состояние этноса - это
тот случай, когда вся энергия, получаемая из природной среды, целиком
расходуется на поддержание процессов внутри системы, и выход ее близок к
нулю; динамическое состояние - это внезапно возникающая способность к
большему захвату энергии и выдаче ее за пределы этнической системы в виде
работы. Оно обуславливает постепенную утрату этногенезного признака -
способности абсорбировать большее количество энергии и целенаправленно
выдавать ее в виде работы, что сопровождается упрощением структуры этноса.

Но ведь каждый реликтовый этнос (персистент) только потому и существует,
что он когда-то сложился и, значит, пережил динамическую фазу развития.
Следовательно, он является, с одной стороны, кристаллизовавшейся формой
протекшего процесса, а с другой - субстратом для возникновения новых
этносов. За время своего пребывания в динамическом состоянии любой этнос
постоянно проходит через мучительную ломку не только природы захватываемых
им регионов, но и собственной физиологии и этологии (поведения), что
выражается в приспособлении своего организма к новым условиям. Однако
ломки, связанные с переходом в динамическое состояние, возможны не всегда.
Как мы видели, они происходят в некоторые относительно редкие эпохи
стихийных переселений народов, а затем на долгое время устанавливается
традиционная система, фиксируемая на этнографических картах.

Итак, биологическая эволюция внутри вида Homo sapiens сохраняется, но
приобретает черты, не свойственные прочим видам животных. Филогенез
преображается в этногенез.

ЭВОЛЮЦИЯ И ЭТНОГЕНЕЗ

Конечно, приравнивать этногенез к филогенезу не следует, так как новые
этносы остаются в пределах вида. Отмеченная нами аналогия принципиально
неполна и благодаря этому объясняет различие между макро- и
микроэволюционными процессами. Но, признавая наличие биологической эволюции
современного человека, этнолог не может согласиться с прогнозами наших
западных современников о целенаправленном развитии головного мозга, которое
должно изменить весь облик человека.

Дж. Холден нарисовал портрет нового вида гоминида - Homo
sapientissimus[23], очевидно, отдавая дань вкусам своей аудитории, желающей
видеть в будущем прогресс и только прогресс. Но если бы было именно так, то
люди, жившие за 2-5 тысячелетий до нас, имели бы заметные соматические
различия с нами. Можно вспомнить грацилизацию, открытую Г. Ф. Дебецем, но
даже этот сторонник изменчивости рас заявлял: "Отдельные "примитивные" и
"прогрессивные" признаки встречаются у всех рас, но ни одна из них не
отличается "примитивным" или "прогрессивным" комплексом признаков, если
заранее не считать их таковым. Если принять в качестве критерия
примитивности череп антропоидной обезьяны или хотя бы неандертальца, то
протоевропейский тип энеолитической эпохи Русской равнины по сумме
признаков не будет более примитивным, чем тип древних славян или
современных украинцев"[24].

Действительно, развитие человечества пошло по линии расширения ареала и
увеличения числа внутривидовых вариаций, т.е. этносов. Часть последних
погибает, оставляя потомкам вещественные или литературные памятники, часть
остается в виде реликтов, часть исчезла бесследно, но не было случая, чтобы
подсознательные действия популяции с единым стереотипом поведения вели к
целенаправленным изменениям собственного естества, какие бы условия такому
коллективу ни создавались.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Создает этнические истории географии ландшафты
Колебательное движение этноса это переход от одного равновесного состояния к другому движения известен
Только суперэтнической конструкции мусульманской культуры
Официальная китайская история ограничилась простой справкой
Быстрова требует уточнения

сайт копирайтеров Евгений