Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Придя к власти, европейская буржуазия принесла с собой совершенно иную идеологию, чем та, которая существовала раньше. Выше уже говорилось, что во многом её породила эпоха Возрождения. Она ставила вопросы не только о месте человека в мире, но и о новой системе управления обществом, которую создал промышленный класс Запада.
Для позднефеодального общества была характерна абсолютная власть монарха. Буржуазное общество подняло, основываясь на очень популярной в XVII—XVIII вв. античной традиции и наследии «просветителей» (Руссо, Вольтер, Локк и др.), идею народовластия, республики. В начальный период Нового времени, в годы первых буржуазных революций борьба между монархами и рвущимся к власти классом предпринимателей была очень ожесточённой. Это выразилось, в частности, в невиданных до тех пор событиях — публичных казнях королей Карла I Стюарта (1649 г.) и Людовика XVI Бурбона (1793 г.). Однако англичане и французы вернулись к монархии — первые навсегда («Славная революция» 1688 г. окончательно установила конституционное правление, когда король «царствует, но не правит»), вторые временно. Оказалось, что монархическая власть прекрасно уживается с буржуазией и даже активно отстаивает её интересы. Отличным примером может служить империя Наполеона I, штыками расширявшего влияние французской буржуазии и потеснившего в начале XIX в. позиции её британских конкурентов.
В тот же период Нового времени монархи скандинавских стран, Германии, Италии укрепили свои позиции именно при поддержке национальной буржуазии. Современникам стало ясно, что политическая система индустриального общества может быть основана как на монархическом, так и на республиканском устройстве при условии, что правительство ответственно перед избранниками народа. И конституционные монархии (Англия, Япония), и парламентские республики (ныне Германия и Италия), и президентские республики (США, Франция) являются вполне приемлемыми, ибо основаны на праве граждан избирать своих представителей и на системе разделения властей на законодательную (парламент), исполнительную (правительство) и судебную, независимые друг от друга. Такие формы политического устройства общества были выработаны в Новое время.
Аристократия, бывшая феодальная знать, в первый период Нового времени ещё пыталась восстановить своё влияние и стала родоначальником консервативного направления. Консерваторы выступили против резких изменений отношений в обществе, в политических системах, за сохранение традиций политической и культурной жизни. Их внешняя политика была направлена на противодействие стремлению народов колоний добиться независимости. Со второй половины XIX в. часть торгово-промышленного класса также стала склоняться к консерватизму (Бенджамин Дизраэли), подчёркивая необходимость сильной власти.
Другим важным направлением общественной мысли Нового времени является либерализм. Он традиционно отстаивает свободу предпринимательства, парламентский строй и право человека на свободное выражение своих мыслей. Либеральное направление наиболее ясно отражает идеологию эпохи, начавшейся во второй половине XVII в., оно пользуется поддержкой интеллигенции. Именно либералы начали борьбу против рабства в США (середина XIX в.), выступили за введение всеобщего избирательного права, уравнение в правовом отношении женщин и мужчин.
С 70-х гг. XIX в. в борьбу с этими политическими течениями и партиями, представляющими их, вступил социализм. Главными идеологами этого учения о необходимости замены либерально-капиталистического строя справедливым социалистическим устройством общества, где власть будет принадлежать трудящимся, были немецкие мыслители Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Конец XIX в. был временем образования социалистических партий во всех развитых странах и быстрого их усиления за счёт того, что многочисленный рабочий класс отдавал им голоса на выборах в органы власти. В начале XX в. социализм раскололся на два течения, первое из которых сделало ставку на приход к власти за-
480

всеобщая история
Фридрих Энгельс.
всеобщая история
Карл Маркс.
конным, выборным путём и быстро сблизилось с либералами. Другое (вскоре принявшее название коммунистического) поставило во главу угла своей политики насильственное свержение существующего строя. Когда русские коммунисты под руководством своего лидера Ульянова-Ленина осуществили социалистическую революцию и создали Советское государство, ситуация в мире осложнилась. Началась ожесточённая борьба между коммунистическим движением, желавшим осуществить свержение капитализма во всём мире, и западной цивилизацией — борьба, которая пронизывала весь последний период Нового времени.
Кратковременной, но страшной вспышкой насилия был отмечен успех фашизма в Италии и особенно в Германии (там он получил название нацизма). Его идеология основывалась на запрещении демократических свобод и ценностей Запада, отрицании либеральных идей (впрочем, как и коммунистических). Лидеру нацистов Адольфу Гитлеру удалось повести за собой массы немецкого народа благодаря пропаганде национальной исключительности немцев, необходимости расчистить для них «жизненное пространство» путём завоеваний. Вторая мировая война 1939—1945 гг. привела к разгрому Германии, причём для этого пришлось объединиться СССР и либеральным западным государствам.
Национальные отношения вообще являются одной из главных проблем Нового времени. Нации формируются именно в эту эпоху, создают свои государства, требуют права на выход из состава многонациональных государств, освобождения от колониальной зависимости и т. д. Некоторые учёные
считают, что вот уже несколько веков национализм, а не столкновение либералов, консерваторов или социалистов, определяет судьбу мира. Так, П. Рейнш (США) писал: «Если мы бросим взгляд на историю мирового развития начиная с эпохи Возрождения, то обнаружим один принцип, вокруг которого может быть гармонично сгруппировано огромное количество фактов; этим принципом является национализм. С тех пор как были оставлены средневековые идеалы мирового государства, этот принцип является краеугольным камнем подлинной государственности. Национализм — идеология, присущая абсолютно всем крупным национальным государствам на всех этапах развития». Эта точка зрения отвергается теми, кто считает, что западная цивилизация готовит человечеству в скором будущем «мировое государство», которое сотрёт границы между странами и народами. В любом случае следует признать, что национальные движения, отстаивающие так или иначе понятые национальные интересы, на протяжении всей Новой истории представляли собой одну из самых активных и мощных политических сил.
Все идеологические и политические течения Нового времени порождены развитием технологической цивилизации Запада, взаимодействием её с традиционными обществами, влиянием её на путь, по которому уже много тысячелетий движется человечество. Они соперничают и борются между собой, пытаются перенять друг у друга аргументы и лозунги, завоевать поддержку других общественных сил. В конечном итоге они помогают нам понять сущность той сложной, трудной, кровавой эпохи, которая получила название «Новое время».

Период Новой истории открывается Английской буржуазной революцией середины XVII в., которая ознаменовала победу нового общественного строя — капитализма — над отживающим свой срок феодальным порядком. Как же всё это произошло?
история нового времени
Набережная Темзы. Здание парламента (современный вид).

КАРЛ I СТЮАРТ

В 1625 г. на английский престол взошёл 25-летний король Карл I Стюарт. Карл отличался привлекательной внешностью, изящными манерами, держался просто, но с достоинством. Как и его отец Яков I, Карл считал, что он — помазанник Божий и, таким образом, выше всяких законов и не обязан им подчиняться. Что же касается подданных, то все они, по мнению короля, являлись его собственностью. С первых же дней своего правления Карл I не обращал никакого внимания на парламент, но зато наделял большими полномочиями своих льстивых придворных. Парламент критиковал министров короля и требовал отставки герцога Бекингема, по милости которого Англия в своей внешней политике терпела провал за провалом. Однако король, защищая фаворита, предпочёл распустить парламент, который требовал суда над ним. Но оставшись без парламента, король тем самым остался без денег. Ему ничего не оставалось делать, как вновь созвать парламент. Однако депутаты Палаты общин продолжали добиваться отставки Бекингема. Они обвиняли фаворита короля в расточительности, в том, что он не стесняется тратить казённые деньги на увеселения, строительство великолепных замков. Карл заявил, что не дозволит требовать отчёта от своих слуг и не отстранит Бекингема от занимаемой должности. Депутаты парламента очень возмутились подобным решением короля и направили депутацию во дворец. «Я признаю за вами право советовать, а не осуждать, — заявил король, а затем добавил: — Помните, что я волен созвать парламент и распустить его, когда захочу, а если найду его поведение неугодным мне, то вообще уничтожу!»

АНГЛИЙСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Однако подобные угрозы короля не могли остановить поток возмущённых речей членов парламента. Король решил распустить строптивый парламент, но, нуждаясь в деньгах, был вынужден прибегнуть к принудительному займу. Подданные же отказались платить деньги без согласия на то парламента, и королю вновь пришлось пойти на уступки и созвать в 1628 г. парламент. Депутаты потребовали от короля принять «Петицию о правах», которая запрещала взимать пошлины без согласия на то парламента. Тут уж терпению короля пришёл конец, и он повелел вновь распустить неугодный парламент. 11 лет Карл правил один, стремясь любыми путями добывать для себя деньги, минуя парламент. Карл решился восстановить старинный налог — «корабельные деньги», который прежде платило население приморских городов для снаряжения судов, и распространил эту повинность на всё население Англии. Народ роптал, но ничего не мог поделать против королевских чиновников, обиравших его.
Простые труженики страдали также от всевозможных преследований. В стране воцарился режим террора. Суды по политическим и церковным делам — Звёздная палата и Высокая комиссия — работали исправно, привлекая к жестокому суду всякого, кто отказывался платить «корабельные деньги», выступал против принудительного королевского займа, кто читал запретные (пуританские) книги, не посещал приходскую церковь, осмеливался критиковать действия короля или епископа. Так, за сочинение и издание пуританских памфлетов несколько человек были выставлены у «позор-
482

ного» столба, их публично секли, клеймили калёным железом, потом, обрезав уши, бросили в тюрьмы. Опасаясь гонений, многие пуритане были вынуждены бежать из страны. Всё это отразилось на экономическом положении страны, резко ухудшив его. Эмиграция в Америку нескольких десятков тысяч торговцев и промышленников — пуритан — вызвала сокращение производства и массовую безработицу. Измученные голодом, нищетой, репрессиями простые труженики — ремесленники, крестьяне, батраки, подмастерья поднимались против своих господ. В стране нарастала революционная ситуация.
Королю ничего не оставалось, как вновь собрать парламент, который получил название «Долгого парламента», поскольку заседал в течение 13 лет, с 1640 по 1653 г. Он отменил все незаконные указы короля, упразднил «корабельную подать», распустил Звёздную палату, исключил из Палаты лордов епископов, а также принял Трёхгодичный билль, который обязывал короля созывать парламент каждые три года. Кроме того, депутаты потребовали суда над новым фаворитом Карла — министром Страффордом, которому был вынесен смертный приговор. Король вынужден был со всем этим смириться. Парламент настаивал, чтобы король признал за ним право назначать и смещать министров, а также контролировать все действия короля.
«Если бы я согласился на это, то стал бы только призраком, пустой тенью короля», — с гневом ответил Карл. Борьба парламента с королём вылилась в открытый поединок. В парламенте произошёл раскол на «кавалеров» и «круглоголовых». «Кавалеры» — преимущественно дворяне — поддерживали во всех спорах короля, а «круглоголовые» (они не носили длинных волос, коротко стриглись), защищавшие интересы буржуазии, отстаивали сторону парламента.
Король со своими сторонниками покинул Лондон, перебравшись в город Йорк. Сторонники парламента дали клятву: «Уничтожить папизм (католицизм), епископов, защищать права и льготы парламента и народа». Во главе «круглоголовых» встал Оливер Кромвель.

ОЛИВЕР КРОМВЕЛЬ

Оливер Кромвель (1599—1658) происходил из небогатой дворянской семьи. Он воспитывался в строгом пуританском духе. В то время как его сверстники играли на улице,  Оливер в сопровождении родителей отправлялся в церковь, а затем высиживал долгие часы за столом, слушая бесконечные чтения молитвенника. Богословие было главным предметом, который Оливеру пришлось осваивать сначала в школе, а затем в Кембриджском университете. Впрочем, обучаясь в университете, Кромвель не очень-то утруждал себя науками. Он предпочитал заниматься спортом: плаваньем, верховой ездой, фехтованием и стрельбой из лу-

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ПЕРИОДА БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

В период революции и гражданской войны в Англии образовались три политические партии: пресвитериане, индепенденты, левеллеры. Пресвитериане, выражавшие интересы крупной буржуазии, добились передачи конфискованных феодальных землевладений в свои руки. Кроме того, они сделали пресвитерианство господствующей религией в стране. Дальнейшее развитие революции пресвитериане считали не только нежелательным, но и опасным. После захвата в плен короля они стали вести разговоры о прекращении гражданской войны.
Индепенденты (независимые), в ряды которых входили средняя и мелкая буржуазия и новое дворянство, настаивали на продолжении борьбы. Они добивались установления республики. Во главе индепендентов стоял Оливер Кромвель. Индепенденты после казни Карла Iустановили республику, правление которой всецело отвечало лишь интересам буржуазии и нового дворянства. Раздавая имения роялистов своим сторонникам, индепенденты совершенно не считались с интересами простых тружеников, и прежде всего крестьян, с помощью которых им удалось прийти к власти. Политика правящей партии — индепендентов — и её главы Кромвеля вызывала всё большее недовольство в народе. Чтобы удержаться у власти, Кромвель вынужден был ввести в 1655 г. военную диктатуру.
Интересы мелкой буржуазии в революции отстаивала партия левеллеров (уравнителей). Во главе левеллеров стоял Джон Лильберн. Он был пуританином, противником англиканской церкви. Принимая участие в гражданской войне на стороне парламента, Лильберн пытался защищать и интересы народных низов. Лильберн утверждал: «Все люди равны по рождению; каждый из них имеет одинаковое право на безопасность и свободу».
Левеллеры требовали уничтожения всех сословных привилегий, уравнения всех граждан в правах (отсюда они и получили своё название «уравнителей»), проведения регулярных и демократических выборов в парламент. Они выступали также за демократическое и дешёвое судопроизводство, добивались свободы вероисповедания и свободы торговли. Кроме того, левеллеры требовали отмены церковной десятины и упразднения постоянной армии. Пытаясь защищать интересы простых тружеников, левеллеры заявляли: «Бедняки, инвалиды и престарелые должны содержаться за счёт государства!»
Левеллеры не признавали индепендентскую республику, установленную Кромвелем. В одном из своих памфлетов Лильберн заявлял: «Народ низведён до ничтожества... Он ждёт облегчения и свободы от тех, кто его угнетает».
Лильберн призывал народ избавиться от такого угнетения. В одном из памфлетов он писал: «Восстаньте же как один человек для борьбы за своё освобождение против тех, кто обманул вас!»
Власти не могли не заметить столь опасных призывов левеллеров. Лильберн был арестован и брошен в тюрьму. По стране прокатилась волна восстаний возмущённых сторонников левеллеров, но все они были быстро подавлены войсками Кромвеля.
Выразителями интересов простых тружеников во время революции стали диггеры (копатели). Возглавил движение диггеров Джерард Уинстенли. В прошлом он был мелким лондонским торговцем, но разорился и был вынужден наняться батраком к одному помещику в графстве Сэрри, что неподалёку от Лондона. Весной 1649 г. Уинстенли и его друзья издали «Декларацию бедного угнетённого люда Англии». В ней говорилось: «Причиной всех войн, кровопролития, воровства и порабощающих законов, которые держат народ в нищете, является частная собственность на землю».
Обращаясь к богатым землевладельцам — лордам,
483

ка. Пребывание в университете прервалось через год из-за смерти отца. Однако вскоре Оливер продолжил своё образование: он отправился изучать юридические науки в Лондон. Через девять лет он стал членом парламента.
«.. .Однажды утром я вошёл в палату... и увидел говорившего джентльмена, которого не знал. Он был очень скромно одет в простой суконный костюм, сшитый, по всей видимости, плохим         деревенским портным, его бельё было из простого полотна и не очень чистым, лицо его было одутловатое и красное, голос — резкий и неприятный, но его речь была полна пыла...» Таким увидел Оливера Кромвеля осенью 1640 г. придворный Карла I сэр Филипп Уорик.
Наружность и властные  манеры Кромвеля производили впечатление на окружающих. В первых же столкновениях с армией роялистов он проявил себя как искусный полководец. В свою армию он набирал простолюдинов и не стеснялся назначать их на воинские должности. Особенной славой пользовался его полк, составленный из набожных людей. В полку запрещались пьянство, богохульство, за ругательства наказывали штрафом. Кромвель гордился своими солдатами. «Эти солдаты — славные ребята!» — говорил он.
Солдаты также боготворили Кромвеля и были готовы идти за ним в огонь и воду. Это войско разбило королевскую армию. Карл I бежал в Шотландию, но вскоре был схвачен сторонниками парламента. Ему удалось бежать на остров Уайт, чтобы собрать новые силы для борьбы с парламентом. Этот шаг короля возмутил «круглоголовых». Армия Кромвеля принесла присягу: «Если Бог дарует нам победу, мы клянёмся призвать Карла Стюарта, этого кровожадного человека, к суду и потребовать от него отчёта за кровь, которую он пролил, и за зло, которое он принёс своему народу». Король был арестован и доставлен в суд. Пять дней слушалось его дело в суде. Наконец, был вынесен приговор: «Карл Стюарт как тиран, убийца и открытый враг английского государства должен быть предан смерти». 30 января 1649 г. при огромном стечении народа палач отрубил голову монарху.
Казнь Карла I означала конец правления абсо-
история нового времени
П. Деларош.
"Кромвель у гроба Карла I".
Эрмитаж.
диггеры заявляли: «Земля не была создана специально для вас, чтобы вы были господами её, а мы — вашими рабами, слугами и нищими, но она была создана, чтобы быть общим достоянием для всех людей».
Диггеры считали частную собственность на землю большим злом. Они мечтали создать такое общество, в котором собственность будет уничтожена, не будет бедных и богатых, исчезнет эксплуатация человека человеком. Однако диггеры не призывали к вооружённой борьбе против лендлордов, а считали, что победят «любовью и терпением», надеялись, что своим примером поднимут народ на созидательный труд. С этой целью весной 1649 г. диггеры, вооружившись лопатами, начали копать пустующие земли на холме Св. Георгия в графстве Сэрри, с тем чтобы обрабатывать их, засеивать и убирать урожай сообща, совместными усилиями. Именно с тех пор этих людей и стали называть «диггерами» (копателями). В соседних графствах движение диггеров поддержали бедные крестьяне. Однако, несмотря на мирные намерения диггеров, власти обрушили жестокие репрессии против них. Диггеров арестовывали, разрушали их хижины, отбирали скот, скудное имущество и провиант, обрекая тем самым диггеров на голодную смерть. Буржуазия и новое дворянство расправились с диггерами, потому что усматривали в них самых опасных врагов для своей собственности. Движение диггеров очень скоро было подавлено.
*
484

лютной монархии в Англии. В стране установилась республика, во главе которой стоял лорд-протектор (покровитель) Оливер Кромвель. Почти десять лет он управлял Англией. Кромвель опирался на армию, совсем не считаясь с парламентом. Трижды он просто разгонял его, в конце концов полностью захватив власть в свои руки. В стране началось брожение и ропот. В 1658 г. Кромвель скончался, назначив своим преемником старшего сына Ричарда. Но тот был человеком слабым, нерешительным и не справлялся с управлением страной в то смутное время.

РЕСТАВРАЦИЯ

Роялисты призвали на трон сына казнённого короля — Карла II Стюарта. Парламент поддержал их. Так в 1660 г. совершилась Реставрация монархии. Народ встречал нового короля с ликованием. Повсюду были развешаны гирлянды цветов, устраивались фейерверки, балы, угощения для простого люда.
Карл II был красивый, способный и неглупый человек, однако он предпочитал проводить время в развлечениях и удовольствиях. На свою власть король смотрел так же, как его отец и дед. «Я не буду считать себя королём до тех пор, пока парламент будет заниматься моими делами, выискивать ошибки в моих счетах и наблюдать за моими министрами», — заявлял он.
Прежде всего король приказал учинить публичную казнь над убийцами своего отца. Очевидец тех событий свидетельствовал: «В годовщину казни короля, 30 января 1661 г., трупы Кромвеля, Айртона и Бредшоу были на санках перевезены в Тайбэри, потом вынуты из гробов, облачены в саваны и повешены за шеи, и так эти трупы висели до захода солнца. После того как их сняли, у трупов были отсечены головы, туловища зарыты в могилу, выкопанную под виселицей, а головы казнённых были водружены на копья и выставлены около Вестминстерского дворца...»
Король вновь восстановил правление англиканской церкви и запретил религиозные богослужения сектантов. Он приказал вернуть прежним хозяевам захваченные во время революции земли. Однако править страной по-прежнему было уже невозможно. Представители буржуазии и нового дворянства заседали в парламенте и диктовали свою волю королю. Парламент назначал денежное содержание королю, с тем чтобы тот более не мог обойтись без его созыва. Карл II отличался безудержным мотовством, растрачивая значительные суммы денег, которые выделял для него из государственной казны парламент, на увеселения, подарки фаворитам и фавориткам. И тогда парламент ужесточил свой контроль над финансами Карла, а также за деятельностью министров, добиваясь отставки неугодных лиц. Парламент постановил: «Всякий член парламента, который признаёт за королём право миловать министров, есть изменник и нарушитель прав и привилегий парламента».

ЦЕРКОВЬ В АНГЛИИ В ПЕРИОД БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XVII в.

Англиканская церковь была основана в Англии ещё в правление Тюдоров, в 1534 г. Тогда же произошёл разрыв с Римом (центром католицизма), и главой церкви в Англии стал уже не Папа римский, а сам английский король. Правительство присвоило земли католических монастырей. Были изменены и некоторые догматы католической религии: проповеди читались на английском, а не на латыни, духовенство получило право вступления в брак. В то же время сохранилось пышное одеяние священнослужителей, богатое внутреннее убранство храмов. Содержание всего этого великолепия требовало больших средств, которые взимались с населения в форме десятины. Подобные поборы тяготили простой народ, уменьшали прибыли буржуазии. Недовольные буржуа ворчали: «Нам нужна другая, более дешёвая церковь!»
Сторонники реформ стремились очистить англиканскую церковь от всех остатков католицизма. Этих людей и стали называть пуританами (пуританин значит «чистый»). Они в свою очередь разделились на пресвитериан и индепендентов. Пресвитериане осуждали богатое духовенство и выступали за замену его старейшинами общин (пресвитерами) и проповедниками из числа верующих. В ряды пресвитериан входили крупная буржуазия и новое дворянство. Средняя и мелкая буржуазия, мелкопоместное дворянство и городская беднота поддерживали индепендентов, которые требовали создания маленьких независимых (по-английски independent— "независимый") общин и противились укреплению центральной власти в церкви.
Англиканская церковь и король жестоко преследовали тех, кто критиковал господствующую религию. При Карле Iборьба с религиозной оппозицией нарастала день ото дня. Деятельность пуританских проповедников была запрещена. Начались религиозные преследования, которые вызвали массовую эмиграцию из страны. 20 тыс. пуритан бежали в североамериканские колонии Англии.
*
история нового времени
Улица о Лондоне.
485

СУД НАД КОРОЛЁМ КАРЛОМ I СТЮАРТОМ И ЕГО КАЗНЬ

Суд над королём Карлом Iпроходил в главном зале Лондона, Вестминстер-холле, 20 января 1649 г. Вот как историк описывал это событие: «Охрану дома круглосуточно несли 200 пехотинцев и отряд кавалерии. 20 января, около двух часов пополудни, члены суда, предшествуемые 20 стражами, вооружёнными алебардами, и клерками, нёсшими меч и скипетр — знаки высшей власти, вошли в зал и заняли свои места. Их скамьи были покрыты красным сукном. Кресло председателя стояло на возвышении. С обеих сторон от него располагались кресла двух его помощников. Все трое были в чёрных судейских мантиях. Перед ними находился стол секретаря и несколько поодаль
—  обитое красным кресло для подсудимого... Но вот появился король в чёрном платье, окружённый 12 солдатами. В знак непризнания полномочий суда он нарочито не снимал шляпы. Не глядя по сторонам, Карл быстро прошёл и сел в предназначенное для него кресло спиной к публике...»
Судебный процесс завершился приговором короля к смертной казни, что и было приведено в исполнение 30 января: «...День выдался на удивление морозным. Темза покрылась льдом. На площади, с трёх сторон огороженной зданиями королевского дворца Уайтхолл, раздавался стук топоров — шли последние приготовления к публичной казни. Здесь сооружался помост, на котором Карл должен был умереть. В два часа пополудни король, одетый в чёрное, в сопровождении усиленного военного конвоя появился на площади. Помост был окружён несколькими шеренгами кавалерии, отделявшей место казни от зрителей. Вся площадь была запружена народом, многие забрались на уличные фонари, балконы и крыши окружающих домов. На помосте стояли наготове палач и его помощник. В обязанности последнего входило поднять высоко отрубленную голову, выкрикивая: «Вот голова изменника!» Они были в полумасках и к тому же загримированы (им приклеили усы и бороды), в одежде моряков. Помост был задрапирован чёрным. Король взошёл на эшафот в сопровождении епископа, избранного им в духовники. Оглядевшись вокруг, он вынул из кармана сложенный лист и обратился к охране, ибо другие его не могли расслышать, с «прощальным словом». Затем, опустившись на колени, он положил голову на плаху и через несколько мгновений вытянул вперёд руки —  это был знак палачу, и тот одним махом топора отрубил ему голову. Дело было сделано. Кавалерия быстро рассеяла толпу, и площадь опустела...»
*

РЕСТАВРАЦИЯ СТЮАРТОВ

Ричард Кромвель не мог долго продержаться на посту протектора. В отличие от отца он не обладал ни политическими, ни военными дарованиями и не пользовался поддержкой каких-либо сил в парламенте или армии. Скоро он сделался марионеткой в руках генералитета армии, а затем был вынужден отказаться от звания протектора. За этим последовала чехарда сменяющих друг друга правительств. Нестабильность правления грозила новыми выступлениями народных масс. Этого очень опасались классы буржуазии и нового дворянства, и потому они решили пригласить на пустующий престол сына казнённого короля — Карла II. Так совершилась Реставрация монархии Стюартов.
*

ПАРЛАМЕНТ. ТОРИ И ВИГИ

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Испанского королей

Поскольку законодательным органом в стране был парламент

Вынудил коммунистов переместиться на север страны

сайт копирайтеров Евгений