Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Первые девять колледжей, открытые в колониальной Америке общи-
нами переселенцев для подготовки прежде всего священнослужителей,
были созданы по инициативе церкви и в основном на частные пожерт-
вования. Такое происхождение колледжей определяло всеобъемлющее
влияние какой-либо деноминации на жизнь учебного центра.

12 Крулская Н. К. Педагогические соч.: В 11-ти т. М., 1958—1963, т. 3, с. 45.

В 1636 г. конгрегационалисты Массачусетса основали Гарвард 13 ,
в 1693 г. возник англиканский колледж «Уильям энд Мэри» в Виргинии,
в 1701 г.— конгрегационалистский Йельский колледж в Коннектикуте.
На более позднем этапе с идеологией и движением «Великого пробужде-
ния» связано учреждение в 1746 г. пресвитерианского колледжа в Нью-
Джерси (Принстон), в 1764 г.— баптистского колледжа в Род-Айленде
(впоследствии университет Брауна), в 1766 г.—голландско-реформат-
ского колледжа Ратгерс в Нью-Джерси, в 1769 г.— Дартмутского конгре-
гационалистского колледжа в Нью-Гэмпшире. В 1755 г. получил хартию
колледж Филадельфии (впоследствии Пенсильванский университет), со-
зданный на основе академии Б. Франклина. Тогда же возник «Кинг'з
колледж» в Нью-Йорке, над которым вскоре в борьбе с пресвитерианцами
установила влияние англиканская церковь (впоследствии Колумбийский
университет).

Колледжи становились институтом насаждения идей христианства в
гой религиозной оболочке, какой придерживалась церковная олигархия
данной общины 14 , трансплантируя свои взгляды на американскую почву,
обращая в христианскую веру индейцев Запада 15 и воспроизводя кадры
священнослужителей, чтобы «ни в коем случае не оставить служителей
церкви неграмотными после того, как наше нынешнее духовенство уйдет
в мир иной» 16 , как сообщалось в одном из первых документов, относя-
щихся к истории Гарварда, учрежденного в разгар антиномийского кри-
зиса тем же Общим собранием, которое объявило беспощадную борьбу
отклонениям от ортодоксальных теологических норм 17 . В условиях рели-
гиозного плюрализма колледжи становились объектом теологической
борьбы за установление диктата над ними.

Хартии и уставы колледжей, излагавшие основные принципы препо-
давания, содержание учебного процесса и условия приема, были состав-
лены под влиянием английских университетов. И это естественно,
поскольку основатели колониальных учебных центров, как правило, были
выпускниками Оксфорда и Кеймбриджа. На более позднем этапе возрос-
ло влияние традиций шотландских университетов — Эдинбургского в
Эбердинского, чьи выпускники заняли ведущие позиции в «Кинг'з кол-
ледж», Филадельфийском колледже и колледже в Нью-Джерси.

В русле традиционно классической тенденции хартия Гарварда пре-
дусматривала вступительный экзамен по латыни и греческому, затем был

•  В октябре 1636 г. Общее собрание Бостона выделило 400 ф. на создание колледж a и библиотеки. По завещанию священника Джона Гарварда поступило 800 ф., а так же библиотека в 320 томов. Были и другие пожертвования.

•  Исключение представлял колледж Пенсильвании, созданный Франклином. В этой
колонии преобладала религиозная община квакеров, не признававших духовно г o
сана и не видевших необходимости в подготовке образованных священников, тог да как в конгрегационалистской церкви (например, священнику), как правил o , недостаточно было иметь степень бакалавра. Предпочтительнее было получить степень магистра.

15 A Documentary History of Education in the South before 1860: Vol. 1—5/Ed. b;
E. W. Knight. Chapel Hill, 1949, vol. 1, p. 401.

•  American Higher Education. A Documentary History: Vol. i, 2 / Ed. by R. Hofstadten W. Smith. Chicago, 1961, vol. 1, p. 6.

•  Жертвой нетерпимости религиозных ортодоксов стал даже президент Гарвард a в 1639—1654 гг., популярный священник Генри Данстер в связи с расхождениями с церковной олигархией по локальной теологической проблеме.

присовокуплен экзамен по арифметике (устав Йеля 1745 г.), а во второй
половине XVIII в.— по математике, истории, географии и английскому
языку. Наряду с главными, теологическими дисциплинами программа
предусматривала преподавание классических языков и литературы, ара-
мейского, древнесирийского, древнееврейского языков, риторики, диалек-
тики, философии, а также математики и ботаники. В целом естественно-
научным дисциплинам в учебном процессе Гарварда в XVII в. отводилось
не более 9% классного времени 18 .

Одно из центральных мест занимали занятия по логике и силлогиче-
ские диспуты, во время которых вырабатывались навыки красноречия
и логических рассуждений. В первые десятилетия существования Гарвар-
да предметом таких схоластических диспутов был главным образом тео-
логический материал. Курс преподавания был единый, обязательный для
всех, рассчитанный в основном на четыре года при строжайшем посеще-
нии церковных служб и занятий, на которых английская речь допуска-
лась лишь в обусловленных обстоятельствах.

Метод обучения сводился к заучиванию материала, рассказанного пре-
подавателем на уроках. По окончании учебы при условии владения ла-
тинским языком настолько, чтобы читать и логически трактовать Старый
и Новый заветы, а также благочестивого поведения студент получал сте-
пень бакалавра. Хартии предусматривали присуждение и следующей
степени — магистра — тем, кто впоследствии представлял тезисы по
проблемам логики, естественной и моральной философии, арифметики,
геометрии или астрономии и публично защищал свои выводы. Церемония
вручения дипломов в Гарварде превращалась в событие общественного
значения, в котором принимали участие жители Бостона.

Общины заботились о строгом пуританском воспитании питомцев кол-
леджей, которым запрещалось посещать компании или общества таких
людей, которые ведут развязную, беспутную жизнь. В Йеле предусмат-
ривалось наказание вплоть до исключения за «непослушание, непокор-
ность, упрямство в отношениях со старшими, а также за драку, вымога-
тельство, пьянство, нечистоплотность, непристойные слова или действия,
ношение женской одежды» 19 . Существовала практика телесных наказа-
ний. В Америке, как и в Англии, студенты жили в общежитиях при
колледжах, зачастую в одном помещении с преподавателями.

Принципиальное значение не только для периода формирования кол-
леджей, но и последующих столетий имело учреждение советов попечи-
телей, ведавших управлением всей жизнью колледжа, в том числе и
правом присуждать степени. В этом состояло коренное отличие амери-
канских колледжей от европейских, в том числе английских, созданных
при активном участии крупных ученых, где советы преподавателей-уче-
ных были авторитетным органом в решении учебно-научных проблем.
Колониальные колледжи были самоуправляемы, в основе чего, как декла-
рировалось, лежал принцип университетской независимости от других 1
учреждений, в том числе государственных. Совет попечителей Гарварда
состоял из шести членов — представителей светской власти и шести свя-
щенников (через несколько лет это число возросло).

Хартия 1650 г. создала еще и корпорацию для управления Гарвард-

18 Morison S, E. Harvard College in the Seventeenth Century. Cambridge, 1936, pt 1,

p. 141.
19 American Higher Education..., vo. 1, p. 57.

ским колледжем в составе президента, казначея и пяти членов из числа
преподавателей. Несмотря на то что полномочия корпорации номинально
были широкими, на деле они сводились к минимуму всесилием совета
попечителей. В установившемся «двоевластии» были истоки длительных
противоречий в решении учебных вопросов, выборе преподавателей и т. д.
между дилетантами в совете попечителей и преподавателями. В самой
корпорации, о чем свидетельствует документ 1723 г., преподаватели вы-
теснялись влиятельными людьми общины. Во второй половине XVIII в.

 

Гарвардский колледж, 1736 г.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Развитию русско американских отношений в xviii первой половине xix в истории становление
Прогрессивные умы франции с восхи щением следили за революционными событиями на североамериканском континенте
Составленная им декларация независимости
Размерах помощи франции американцам

сайт копирайтеров Евгений