Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Третья волна - магазины хозяйственных товаров и художественной утвари, т. е. всего того, что составляет обстановку жилищ и определяет своеобразие интерьера (около 250). Это волна с двумя вершинами: очень высокой в зоне Гостиного двора и низкой между Литейным пр. и Знаменской пл.

Четвертая волна состояла только из продовольственных магазинов (около 200). Она тоже имела две вершины: главную на Старо-Невском между Знаменской пл. и Полтавской ул. и менее значительную, зато очень престижную, у Гостиного двора.

Пятая волна была образована совокупностью гостиниц, меблированных комнат и учебных заведений (около 100), т. е. учреждений, необходимых прежде всего молодым провинциалам, которые приезжали в Петербург и, выучившись какому-нибудь делу, имели шанс стать жителями столицы либо были вынуждены уехать, чтобы попытаться завоевать ее в другой раз. У этой волны, в сущности, была одна вершина: окрестность Николаевского вокзала, которая была как бы "передней" Невского, где приезжие приобщались к петербургской жизни.

Шестая волна - финансовые учреждения: банки, банкирские дома и конторы, кредитные и страховые общества, сберкассы, ломбарды, общим числом 80. Ее единственный пик - зона Гостиного двора, от которой к началу и к концу проспекта наблюдалось безукоризненно правильное понижение плотности точек.

Наконец, седьмая волна - рестораны, кондитерские, кофейни, чайные, столовые, кухмистерские, пивные, трактиры и буфеты (всего 47). У нее были четыре вершины: в начале Невского пр., у Гостиного двора, между Литейным пр. и Знаменской пл., между Полтавской и Консисторской улицами,- но амплитуда повышений и понижений была, по сравнению с другими волнами, вялой, общее распределение - относительно равномерным. И это естественно: ведь эта функция была необходима для нормальной работы всех других.

В результате наложения семи волн друг на друга получалось три сгустка учреждений: самый мощный - в зоне Гостиного двора, средний - от Литейного пр. до Знаменской пл. и меньший - в начале Невского. Между ними "провалы" - один между Мойкой и Екатерининским каналом, другой, более ярко выраженный,- между Гостиным двором и Фонтанкой, третий, самый глубокий,- близ Александро-Невской лавры. Своеобразие участков Невского характеризовалось, в частности, тем, что у каждого из них были свои "доминантные" и "рецессивные" особенности. От начала Невского до Екатерининского канала доминировала деловая функция и почти не было ни гостиниц, ни учебных заведений. Ближе к Гостиному двору картина менялась: здесь преобладали магазины художественной утвари и предметов роскоши, за-{221}то исчезали галантерейные и парфюмерные, гостиниц же вовсе не оставалось. Гостиный двор и Пассаж - царство мод, одежды, обуви, тканей, ателье, при этом ни одного учебного заведения и ничтожное число "нумеров". От Гостиного до Фонтанки та же доминанта и почти полное отсутствие ресторанов. За Фонтанкой до самой Лавры простиралась "страна врачей".

14 В 1914 г. на Невском пр. было три булочных "Д. И. Филиппов": в домах 45, 114 и 140.

15 Автоматический буфет "Товарищества Квисисана" находился в д. 46 (ныне зал кулинарии ресторана "Нева"),

16 Невский вечером и ночью: "Он залит целым морем огней. Длинной цепью тянутся электрические фонари; их свет сливается со светом витрин, ярко освещенных множеством лампочек; местами резким синеватым огнем выделяются газокалильные лампы. Разноцветные электрические лампочки то потухающими, то сразу вспыхивающими огоньками освещают вывески. По обеим сторонам улицы по-прежнему движется толпа... Многочисленные кафе и находящиеся тут рестораны переполнены публикой, занимающей густо расставленные столики. Кое-где раздаются звуки ресторанных оркестров. А экипажи по-прежнему вереницами едут по Невскому и через него, развозя одних седоков по домам, других в многочисленные театры, рестораны и клубы столицы" [31, с, 36, 37].

17 Следует сказать о кинематографах Невского пр. К 1914 г. их было 18. Лишь два на участке от Адмиралтейского пр. до Фонтанки "The?tre Coleil" (в Пассаже) и "Мажестик" (рядом с Пассажем на углу с Садовой ул.). Подавляющее большинство (13) - между Фонтанкой и Знаменской пл.: "Мулен руж" (д. 51), "Комик" (д. 53), "Аргус" (д. 55), "Сатурн" (ныне "Художественный"), "Кристалл-Палас" (ныне "Знание"), "Люна" (д. 73), "Аквариум" (д. 81), "Алексеев Н. Н." (д. 86), "Унион" (ныне "Стерео"), "Тиволи" (д. 90), "Урания" (д. 98), "Гигант" (ныне "Колизей"), "Художественный" (д. 102). Три кинотеатра - на Старо-Невском: "Театр Новостей" (д. 136), "Диана" (д. 147), "Аполло" (д. 156). Характерно, что кинематографы были сосредоточены в зоне приобщения к городскому образу жизни.

18 То есть до Адмиралтейского судостроительного завода, находящегося за Ново-Адмиралтейским каналом.

19 "Вознесенский проспект - довольно узкая улица, пересеченная несколькими такими же улицами и переулками, кишащими народом. По обеим сторонам этих улиц тянутся однообразные, некрасивые, довольно высокие дома-колодцы с маленькими квартирками, подвалами, лавчонками, пивными, трактирами и всякого рода мастерскими. Торопливо идущая здесь публика-серая, трудовая, поддерживающая в массе своим трудом довольно значительную ремесленную промышленность столицы. Среди обитателей этой "мещанской" части города много собственников-"предпринимателей", составляющих единственную же рабочую силу в своей мастерской; есть тут и владельцы небольших мастерских, где зачастую в ужасных гигиенических условиях работают несколько подмастерьев и изнывают под тяжестью непомерной работы, взваленной на них, мальчики - почти дети - и подростки, отданные в учение. Только при такой изнурительной работе эти мелкие мастерские могут еще конкурировать с постепенно вытесняющими их крупными мастерскими" [31, с. 20-21]. {222}

20 "На площади Сената - вал сугроба, // Дымок костра и холодок штыка..." (О. Мандельштам, 1913); "Были святки кострами согреты" (Анна Ахматова).

21 Парк принадлежал Санкт-Петербургскому городскому попечительству о народной трезвости. По воскресеньям и праздникам в нем устраивались народные гулянья. Ежедневно в нем бывало до 10000 человек.

Народный дом (Александровский парк, 3, ныне парк Ленина, 4; арх. Г. И. Люцедарский, 1900, 1911 гг.) - крупнейший культурный центр Петербурга с Оперным залом, аудиториями.

У Н. Заболоцкого "Народный дом, курятник радости, // Амбар народного веселья".

22 Число посетителей Таврического сада в 1900-х гг. было примерно таким же, как и в Александровском парке [15, с. 100]. Народные гулянья устраивались в воскресные и праздничные дни тем же Попечительством о народной трезвости [21, с. 123].

23 На пересечении наб. Б. Невки и Большой аллеи на Каменном острове (в глубине участка) сохранилась одна из водопоек - небольшое, квадратное в плане каменное сооружение с шатровой кровлей и металлической раковиной (1908 г., арх. С. А. Алексеев), построенная как экспонат Международной художественно-строительной выставки 1908 г.

24 В Петербурге было три императорских театра: Александринский (ныне Академический театр драмы им. А. С. Пушкина) с ценами мест от 17 коп. на райке до 13 руб. 80 коп. в ложах 1-го яруса; Мариинский (ныне Академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова) с ценами мест от 27 коп. на галерее 4-го яруса до 17 руб. 20 коп. в ложах 1-го яруса и Михайловский (ныне Академический Малый оперы и балета), где тогда давались драматические спектакли на французском, немецком и русском языках, с ценами мест от 42-55 коп. на галерее до 11 руб. 60 коп. - 20 руб. 60 коп. в ложах 1-го яруса на русской и французской драмах соответственно. В этих театрах в цены мест включался благотворительный сбор [21, с. 107-110].

25 Константин Александрович Варламов (1848-1915). Дебютировал на Александринской сцене в 1875 г. В 1900 г. он насчитывал в своем репертуаре 800 ролей.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Председатель совета императорского российского пожарного общества
История России Засосов Д., Пызин В. Из жизни Петербурга х годов 13 большая
Фарфоровые изделия погреба топливо
Почти полное отсутствие ресторанов
Буксирные пароходы начинают расставлять по назначенным местам пристани пристань пароходов

сайт копирайтеров Евгений