Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

4. Искупительная жертва Иисуса.

5. Признание физического воскресения Иисуса и его грядущего второго пришествия.

Необходимость принятия этих положений, по мнению фундаменталистов, определяется порочностью человека (особенно усилившейся в эпоху капитализма) и неспособностью познания Бога через его творение (материальный мир и рациональное познание), в связи с чем единственным источником истины становятся только Божественные откровения, переданные через Священное Писание.

По определению самих последователей течения, “фундаментализм является доктриной, согласно которой Библия богодухновенна и поэтому непогрешима и безошибочна по всем вопросам догматики и истории” .

Среди фундаменталистов конца XIX в. был целый ряд крупных религиозных деятелей из различных протестантских деноминаций. Среди них важное место занимает Дуайт Муди (1837-1899), известный проповедник-баптист, основатель Библейского института Муди. Часть активистов фундаменталистского движения вела активную деятельность не только на собственно религиозном поприще, но и пытаясь повлиять на различные сферы светской жизни общества. Так, в начале 20-х гг. нашего столетия инициативы фундаменталистов привели к т.н. “Обезьяньему процессу”, в результате которого в некоторых штатах США было запрещено преподавание теории Дарвина.

Значительная активизация фундаменталистского движения относится к началу XX столетия. В 1909-1915 гг. было осуществлено издание 12 выпусков “Основ” (“The Fundamentals”), давшее название движению, а через несколько лет (1919) создана Всемирная христианская фундаменталистская ассоциация. В 30-х гг. была предпринята попытка формирования самостоятельной конфессиональной структуры фундаментализма, однако создание Независимой фундаменталистской церкви Америки не привело к превращению ее в центр всего движения: оно так и сохранило свой межконфессиональный облик.

Межконфессиональность протестантского фундаментализма особенно проявилась в рамках религиозно-политического движения т.н. “новых религиозных правых” в США и некоторых странах Западной Европы, где ведущую роль играют как протестанты-фундаменталисты, так и католики (в основном — интегристы) и иудаисты-ортодоксы.

Весьма близкий к фундаменталистскому подход проявился в среде других направлений христианства как реакция на либерально-модернистские тенденции в христианской теологии. В католицизме наиболее близко фундаментализму (не столько в теологии, сколько в религиозно-политических вопросах) интегристское течение (в литературе нередко называемое также традиционалистским), истоки которого восходят к первой половине прошлого столетия и связаны с противостоянием церкви идеям Просвещения в эпоху Реставрации во Франции. Организационное оформление движения связано с именем папы Пия Х (понтификат с 1903 по 1914 г.), ведшим активную борьбу с модернистскими тенденциями в католицизме; по его инициативе было создано интегристское Общество святого Пия X.

Одна из наиболее ярких фигур современного интегризма — французский архиепископ Марсель Лефевр (1905-1993). Около 30 лет он работал в католических миссиях в Африке — в Габоне, затем в Сенегале, стал епископом Дакара, но затем отказался от этого поста в знак протеста против рукоположения африканцев в сан священников. Вернувшись во Францию, он начал активную борьбу против обновления католической церкви, резко критиковал решения 2-го Ватиканского собора (1962-1965 гг.). В 1969 г. Лефевр создал учебный центр, затем перенес его в швейцарский монастырь в Эконе, превратившийся вскоре в Братство святого Пия Х — центр интегристского течения в католицизме. Разногласия Лефевра и его сторонников с Ватиканом все более углублялись по мере осуществления папским престолом шагов по либерализации и привели в конце 80-х гг. к отлучению от церкви лидера интегристов.

Применительно к исламу, как уже отмечалось, одни и те же организации, течения и движения нередко обозначают различными терминами: фундаменталисты, интегристы, возрожденцы, а иногда и традиционалисты. Априори можно сказать, что первые три термина в данном случае — очевидные синонимы, традиционализм же в исламе имеет свою значительную специфику.

Почти вся история мусульманской мысли представляет собой перманентное возникновение идейных течений, рождавшихся в ходе столкновения различных мнений по тем или иным проблемам. При этом ислам отнюдь не утерял своей общей мировоззренческой целостности и системной устойчивости. В средневековом исламе движения и течения возникали, как правило, в связи с полемикой по вполне конкретным проблемам. Так, полемика по вопросу о власти породила три существующих и поныне направления (сунниты, шииты и хариджиты), по вопросам права — целый ряд религиозно-правовых школ и т.д. Уже в классическом исламе выделилось течение салафийа, которое и явилось основой современного возрожденчества, течения, которое в литературе именуется также фундаментализмом или интегризмом.

В новейшее время ключевой вопрос полемики (и, соответственно, формирования различных направлений и течений) — соотношение традиции и новаций в связи с проблемами общественного устройства.

Многие авторы связывают возникновение возрожденческого течения в исламе исключительно с реакцией мусульманского мира на воздействие европейской цивилизации. Ф.Рахман, например, видит начало этого движения в возникновении ваххабизма в Аравии и деятельности Шаха Валиуллы в Индии во второй половине XVIII в. и рассматривает его как ответ на “вызов” Запада.

Однако, обращаясь к истории, мы видим, что проблемы соотношения традиции и новаций (другими словами — проблема правоверия и отхода от правоверия) стали предметом споров уже в первые века ислама. Весьма жесткие формы эта полемика приобрела в период михны — исламской инквизиции IX в.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Палестинской проблемой
Организационное оформление движения связано с именем папы пия х

сайт копирайтеров Евгений