<<< ΛΛΛ >>>
дало возможность и всякой группе европеизированных русских мечтать о
постройке из того же русского материала другого здания сообразно
какому-нибудь другому европейскому идеалу. Спорить о том, какой идеал
лучше, было для правительства невыгодно, ибо спор этот приходилось вести
не с точки зрения вопроса о большей или меньшей применимости данного
идеала к русской действительности (такая точка зрения противоречила бы
основному взгляду на Россию как на бездушный материал, из которого можно
сделать что угодно), а с точки зрения большей или меньшей "европейскости"
данного идеала, его большего или меньшего соответствия духу европейской
цивилизации. А при переносе спора в эту плоскость правительство должно
было бы признать, что его идеал хуже других, ибо хотя практически все
мощные европейские державы живут и держатся только милитаризмом,
империализмом и эксплуататорским капитализмом, но тем не менее "хорошим
тоном" в этих державах считается лицемерное исповедание совершенно иных
идеалов. Не желая вступать в спор с обществом, правительство могло делать
только одно: преследовать образованное общество и искоренять в нем все
европейские идеи, не согласные с принятым правительственным курсом. А это,
во-первых, создавало явное внутреннее противоречие-ибо выходило, что
правительство европейской державы борется с европеизмом, в то же время
желая оставаться в "европейском концерте", - а во-вторых, еще усугубляло
остроту борьбы и углубляло вражду и недовольство всего образованного
<<< ΛΛΛ >>>
Россией В этом отношении сравнялись с другими ханами правителями отдельных провинций От другого недостатка чингисхановской государственности Трубецкой Н. Взгляд на русскую историю не с Запада,с Востока истории России 3 идеализация Мусульманская догматика знает религиозно обоснованную власть всемирного повелителя правоверных халифа
|