Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Здесь, у могилы Аянта, сижу я, несчастная Доблесть, Кудри обрезав свои, с грустью великой в душе. Тяжко скорблю я о том, что теперь у ахеян, как видно, Ловкая, хитрая Ложь стала сильнее меня.

Асклепиад. На гроб Аянта

Чаще всего надгробия представляли собой вытянутые вверх плиты. Их пропорции в каждом отдельном случае определялись местом расположения и характером памятника. Сохранилось довольно много типов стел. Высокие и узкие плиты с надписями и красивыми розеттами увенчивались акротериями (скульптурные украшения в виде пальметты или статуи). Другие — прямоугольной формы, не такие высокие, как первые, завершались фронтонами.

По-разному располагались рельефы на надгробных плитах. Порой надгробия были двухъярусными: вверху высекалась фигура умершего, а нижний рельеф посвящался его жизни. Иногда он был представлен сидящим на лошади, стоящим рядом с любимой собакой или убитым кабаном. Но постепенно нижний рельеф становился все уже и меньше и наконец исчез, так что на стеле осталось лишь изображение фигуры умершего (хотя в античных провинциях двухъярусные плиты существовали еще и в римские времена).

Характер надгробных рельефов был не схож в разных областях Эллады. Сохранились работы пелопоннесских мастеров (надгробие Хри-сафы), произведения ионической школы (стела из Малой Азии и с островов Эгейского моря), аттические памятники. Своеобразие художественных школ архаической Греции проявляется в них очень ярко.

Ограничивающие надгробные рельефы, уподобленные антам края плит иногда украшались капителями и перекрывались фронтоном. Создавалось впечатление, будто изображенные находятся в преддверии храма. Эпитафия на одном из известных архаических надгробий, найденном на вершине холма близ Марафонского поля, называла имя усопшего афинского гражданина, вооруженного, в панцире и с копьем,— Аристион, друг тирана Писистрата. В нижней части стелы под фигурой Аристиона есть уже подпись мастера Аристокла, что свидетельствовало о возраставшем значении профессии скульптора.

Эпитафии на таких надгробных плитах нередко сообщали в поэтической форме о смерти погребенных:

Если достойная смерть — наилучшая доля для храбрых, То наделила судьба этою долею нас, Ибо, стремясь защитить от неволи родную Элладу, Пали мы, этим себе вечную славу стяжав.

Симонид Кеосский. Греческая эпиграмма

Как и на других ранних архаических надгробиях, пропорции фигуры Аристиона еще не вполне правильны. В нижней части двухъярусной стелы Аристион изображен на коне. Поверхность мрамора хорошо сохранила остатки краски: красное основание рельефа, синий шлем, коричнево-красные волосы, темный панцирь. На лентах и груди цветным показан узор — меандр.

В эпоху архаики в Греции широко распространилось искусство глиптики — резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях. Резные камни — геммы — украшали ожерелья, перстни, броши, медальоны, служили печатями. Различают два вида гемм. Камни с выпуклыми, рельефными изображениями называются камеями. Их вырезали из много-

слойных камней типа оникса, сардоникса или агата. Углубленные изображения на одноцветных камнях (типа сердолика) — инталии.

Инталии служили преимущественно печатями: с их помощью оставлялся оттиск на воске или сырой глине. Характер сюжетов зависел как от того, какие товары опечатывались, так и от вкусов и склонностей владельца инталии. Известны изображения амфор, лошадей, свиней, овец, амуров, воинов с мечом, Геракла с чудовищем, Фортуны и т. п. Одинаковых инталий почти не встречается: существовал закон, запрещавший резчикам по камню изготовлять дубликаты заказанных инталий и строго каравший виновных. Инталии служили также своего рода украшением, драгоценной вещью, которой мог гордиться ее хозяин.

Инталии имели и практическое и художественное значение. Человек, держащий в руках инталию, прежде всего наслаждается красотой камешка — его фактурой, приданной ему формой, нежными, меняющимися от освещения переливами цвета. Однако чаще всего вырезанные фигурки как бы скрываются в толще красивого камня и выявляют себя лишь тогда, когда свет проходит прямо сквозь них. Напротив, в оттиске инталии резко и четко видны все детали фигуры, вырезанной на ее поверхности, зато пропадает ощущение цвета, придающего камню особенное очарование.

Мастера-резчики использовали для инталий горный хрусталь, сердолик, яшму, халцедон и другие красивые по цвету полудрагоценные минералы. Существовали специальные станочки для резьбы инталий, изобретение которых приписывается мастерам Ройку и Теодору.

Древнегреческая инталия с изображением, например, горгоны из собрания Эрмитажа представляет собой овальный по очертаниям камешек халцедона — плоский с одной стороны и слегка выпуклый, напоминающий тельце жука-скарабея с другой. Исполненная, очевидно, каким-либо малоазийским или аттическим резчиком эта инталия найдена в Северном Причерноморье. На красивом голубовато-синем халцедоне вырезана бегущая дочь морского божества Форкия и титаниды Кето — морской демон, горгона. Помещение на камне этой фигуры имело смысл охранительный: облик горгоны служил нередко защитой от злых сил.

Композиция инталии с горгоной исполнена в традициях архаического искусства: верхняя часть тела и лицо горгоны показаны анфас, а ноги — в профиль. Архаически напряженным кажется сочный контур овала, в который вписана фигура. По-архаически декоративны детали облика чудовища: гибкие, почти прилипшие к ее телу складки хитона, крылья с острыми, кажущимися колючими кончиками и оторочка одежды. Показывая горгону бегущей, художник хотел представить ее в полете. Ее крылья за спиной распахнуты, крылышки на ногах напряжены и трепещут от ветра. В архаическом искусстве; как видно по рельефам фронтонов и метоп, подобная трактовка полета была обычной. Показав в пределах овала стремительное движение горгоны, резчик в то же время монументализировал образ, придал ему особенную значительность. Он подчеркнул статичность форм чудовища, подчинив динамику полета напряженному вертикальному овалу камня. Движение и покой в композиции то дополняют, то погашают друг друга.

ВАЗОПИСЬ КОВРОВОГО СТИЛЯ

В пору обильной цветами весны распускаются быстро

В свете горячих лучей листья на ветках дерев.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Форма черепиц придана кускам пентеллийского мрамора
Несут на головах крышу портика
В образах востока элементы растительных мотивов нередко имели магическое значение
Геракл скульптор изваял титана атланта
Схематизм условных образов

сайт копирайтеров Евгений