Пиши и продавай! |
Роль эллинской вазописи в истории античного искусства огромна. В рисунках на керамических сосудах мастера могли свободнее, нежели в скульптуре, показывать сцены из жизни, представлять образы мифологии, выражать свое отношение к событиям. Лучшие столетия в истории греческой вазописи — VIII—V вв. до н. э. В IV в. до н. э. в связи с появлением фресковой живописи росписи на сосудах уже во многом теряют свое былое значение. Конец VIII в. до н. э. характеризуется, как отмечалось, кризисом геометрического стиля. С падением родового строя, господствовавшего в Греции с XI по IX в. до н. э., происходили изменения и в искусстве; в обществе формировались вкусы, вызывавшие появление новых художественных форм, в частности в вазописи. Появлялась потребность полнее изобразить то, что человек видел в жизни и что представлял себе в мечтах и мифах. Лаконичное, условное выражение чувств уже не вполне удовлетворяло. Художники VII в. до н. э. начинали обильно вводить в свои композиции орнаментальные и растительные (нередко близкие восточным) мотивы. Поэтому стиль ваз VII в. до н. э., названный в последнее время ковровым, ранее именовали ориентализирую-щим. Влияние Востока на греческое искусство проявлялось в декоративности композиций и красочности. Эллины нередко сами путешествовали по странам Востока, тамошние купцы часто появлялись в их городах для продажи товаров, поражавших обычно яркими тонами и замысловатыми декоративными узорами. Но многое из восточного искусства (и, в частности, орнаменты) греки интерпретировали по-своему. В образах Востока элементы растительных мотивов нередко имели магическое значение и несли в себе особый смысл. Греки же заимствовали их прежде всего как узор, украшение. Причина возникновения коврового стиля заключается в характере греческой культуры того времени (периода бурного расцвета городов). Жесткие, простые формы геометрики не могли уже отразить все многообразие чувств, переполнявших сердца людей в тот новый период жизни. Мифологические образы преобладали в композициях на стенках керамических изделий. Многие города Греции VII в. до н. э. славились художественно совершенными росписями сосудов. Известны вазы с Крита, островов Делоса, Мелоса, Родоса, из Малой Азии (в частности, Милета), североафриканского города Навкратиса. Крупным центром производства ваз в VII — начале VI в. до н. э. являлся Коринф, а в VI в. до н. э.— Афины.
Близость стиля коринфских ваз образам Востока выступала особенно сильно. Формы ваз в ту эпоху приобретали особенную округлость контуров, тулово становилось у многих сосудов пухлым. Примечательно, что подобное же изменение форм и нарастание сочности объемов происходило и в архитектуре, где появлялись набухающие энтазисом каменные колонны. В мастерских островов Эгейского моря — Делоса и Мелоса — изготавливалось много сосудов коврового стиля. На поверхности одного из них изображены играющий на лире Аполлон с Музами в колеснице и Артемида с ланью. Фигуры выглядят реальными, очень красочными, близкими образам из так называемых гомеровских гимнов, художественный строй которых так же ярок, насыщен выразительными эпитетами и метафорами: Песня моя — к златострельной и любящей шум Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой, Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки. Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра, И на тенистых отрогах свой лук всезлатой напрягает, Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут Главы высокие гор. Густостенные чащи лесные Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь. После того как натешится сердцем охотница-дева, Лук свой, красиво согнутый, она наконец ослабляет Величайшему графику древности экзекию характером линий уже вполне удавалось раскрыть сложные чувства |
|
|
|