Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Шпет Г.Г. Философское мировоззрение Герцена. Пг., 1921.

Вопрос об истоках русского утопического социализма как модели общественного развития России, концептуально оформившейся в 40-х годах XIX века и потом надолго завладевшей умами значительной части русской общественности, требует предварительного ответа, по крайней мере, на два других вопроса, а именно: во-первых, что такое социальная утопия, во-вторых, в чем суть социалистической идеи? Лишь после этого можно обратиться к рассмотрению сформулированной темы.

Понятие утопии берет начало от сочинения известного английского писателя Томаса Мора - "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия” (1516). Это был рассказ о счастливом острове, на который, странствуя, попал португальский путешественник Рафаил Гитлодей, и где люди не знали горя и забот, потому что основой их социальной жизни был общий труд и коллективная собственность на средства производства. Слово "утопия" Мор ввел от греческого "topos" (место) и приставки "у", сочетание которых имело одновременно два значения - "хорошее место" и "место, которого нет". Сочинение содержало критику тогдашней Англии, и остров "Утопия" выступал своеобразным образцом преодоления тех пороков, свидетелем которых автор был у себя на родине. Но в книге не было никаких указаний ни на то, каким образом и в каком направлении следует осуществить преобразования в общественном строе Англии, ни на то, как "найти" этот счастливый остров. Иными словами, "Утопия" ни в коей мере не была программой каких-либо социальных преобразований и действий, приближающих к достижению предложенного Мором идеала. Скорее, она была, как пишет известный польский исследователь Ежи Шацкий, "всего лишь тренировкой социологического воображения", своего рода, развлечением ученого-гуманиста . Через некоторое время "Утопия" перестала быть названием описанного Мором острова, обретя "статус" своеобразного литературного жанра, а еще позже - определенного типа философского мышления.

У Мора оказалось немало подражателей как среди литераторов, так и среди мыслителей разного профиля, но все они "рекрутировались" из тех, кого не устраивал существующий порядок вещей, и который они потому подвергали критике, противопоставляя ему некоторый идеал, содержавший антиэксплуататорские требования и не очень ясные представления, а скорее фантастические мечтания, о счастье и благополучии. А поскольку все утопии появлялись всякий раз во время кризисных ситуаций, когда противоречия и социальное зло становились очевидными, и расценивались определенной частью общества как подлежащие уничтожению, постольку все они выполняли своего рода компенсаторную функцию, представляя собой попытку решения проблемы социальных преобразований средствами сознания и в сфере сознания.

Вот почему оценивать утопии не следует с точки зрения правильности (или ложности) содержащихся в них идей. Их познавательная и историческая значимость в другом - они есть характеристика общественной мысли с точки зрения достигнутого ею уровня критического осознания существующего "положения вещей" и способности противопоставить ему социальный идеал, призванный "разбудить" массы, говоря современным языком, для гражданского неповиновения, дать им "точку социальной опоры", которой они уже не находят в окружающей их реальности.

Утопия - это "попытка интеллектуального обновления кризисной ситуации, попытка преодолеть болезненное раздвоение, которое переживает человек, когда общественная ситуация представляется ему абсурдной. Это попытка возродить человеческую общность, которая пока что возможна только в мечтах. (...) Таким образом, утопии можно считать, с одной стороны, симптомами кризиса данной общественной организации, а с другой - признаками того, что в ней самой имеются силы, способные выйти за ее рамки, хотя они еще не осознают, как это может произойти. (...) Историческое значение утопии зависит от того, в какой мере она способна внедрить в общественное сознание убеждение в проблематичности существующего порядка, а также в необходимости выбора между ним и каким-либо альтернативным порядком. Образ этих порядков бывает подчас довольно-таки фантастическим, утопист может ошибаться как в диагнозе, так и в прогнозе, но его усилия из-за этого не обессмысливаются, ведь ему прежде всего надо показать, что нельзя примириться с действительностью, что нужно искать какой-то идеал" .

Самые ранние утопии, отражавшие мечты угнетенных классов о справедливом, счастливом обществе, находили выражение в народных песнях, сказках, преданиях. Позже появляется специфический вид литературного творчества - так называемая "утопическая литература", к которой относится и сочинение Т. Мора. В России такие произведения появляются примерно с середины XVIII века (сочинения В.А. Левшина, Т.М. Хераскова, Ф.И. Дмитриева-Мамонова, М.М. Щербатова, Н.А. Радищева). В это же время становятся хорошо известны русской читающей публике и западноевропейские утопии: выходят два издания "Утопии" Мора, утопические повести А. Галлера, Л. Гольдберга, Дж. Рамсая, Ф. Фенемона, Б. Фонтонеля. Утопическая форма литературного творчества становится очень популярной. Со временем утопические мечтания и фантазии получают теоретическое оформление. По времени этот этап совпадает с первыми буржуазными революциями. Позже антифеодальная утопия принимает форму утопии антикапиталистической и соединяется с социалистической идеей.

Социалистические идеи появляются и развиваются "под знаком" критики капитализма - его образа жизни, принципов организации труда и распределения, а главное, форм частной собственности, как основы эксплуатации и пороков капиталистической цивилизации. Вместе с критикой капиталистического строя социалистическая идея включала требование имущественного равенства на основе коллективного владения средствами производства, справедливого распределения общего дохода, защиту гуманизма как общественного принципа и связанный с ним нравственный идеал. Разнообразные различия, характеризовавшие социалистическую мысль разных народов, имели один общий знаменатель - позитивную антибуржуазность, т.е. конструктивную критику капитализма с точки зрения идеала такого общества, где не будет разделения на трудящихся и на эксплуататоров. Иногда критика принимала форму резкого требования углубления буржуазной революции вплоть до применения насильственных форм, дабы превратить ее в "счастье для всех".

В России социалистическая мысль появляется в первой четверти XIX века как результат критического осмысления итогов Французской революции. К этому времени русской общественности были известны идеи К. Сен-Симона (1760 - 1825), Ш. Фурье (1772 - 1873), Р. Оуэна (1771 - 1858), что, несомненно, стимулировало развитие передовой русской мысли в направлении ее политической радикализации и демократизации.

Первым ее шагом в этом направлении можно считать "Русскую Правду" Павла Ивановича Пестеля (1793 - 1826), одного из идеологов декабризма. Размышляя о ходе развития Запада после происшедших там буржуазных революций, Пестель пришел к выводу о нерешенности ими социальных задач и ограниченности утвердившегося там общественного строя: феодальная аристократия сменилась аристократией богатства. С последней Пестель связывал еще большую "порчу нравов". В своем Проекте он предложил частичное установление общественной собственности в форме общественного фонда земли, что, по его мысли создаст экономическую преграду безраздельному господству капитализма, а гражданам гарантирует политическую независимость. Утопизм "Русской Правды" очевиден. Как проект социальных преобразований он, во-первых, не выражал адекватно существовавшего экономического положения страны, а во-вторых, и состояния крепостной системы, а во-вторых, предлагаемые меры были далеки от реального пути, которым шла Россия. Можно с большой долей вероятности утверждать, что если бы намеченная Пестелем программа осуществилась, то вряд ли были созданы благоприятные условия для им же намеченных социально-политических преобразований .

Подлинное начало русской социалистической мысли связано с более поздним временем, а главное, с другим поколением мыслителей - поколением, заявившим о себе в начале тридцатых годов XIX века и ставшим свидетелем июльской революции 1830 года и польского восстания 1830 - 1831 гг., еще раз продемонстрировавшего реакционность русского самодержавия. Здесь следует сказать о некоторых особенностях той исторической ситуации. После поражения восстания декабристов антифеодальная мысль переживала глубокий кризис. Фактически с оппозицией было покончено. Политическая реакция Николая I давила все ростки свободомыслия, насаждала страх, равнодушие и доносительство. Говоря словами П.А. Вяземского, в России не было в то время общества, а было одно народонаселение. Но в начале 30-х годов ситуация приобрела новые черты.

С виду Россия продолжала "стоять на месте" и даже как будто шла назад, но в сущности, как отмечал Герцен, все принимало новый облик. Росло недовольство, и новые молодые силы заявляли о себе: пробуждался интерес к немецкой философии, особенно Шеллингу, Фихте, Гегелю; появились многочисленные студенческие кружки (братьев В.М. и П.В. Критских, Н.П. Сунгурова, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена и Н.П. Огарева), в которых обсуждались не только философские проблемы, но и политическая ситуация в Европе, положение в России, зрело убеждение, что хотя новых путей борьбы не видно, но и прежние вряд ли возможны; идеи утопического социализма, и прежде всего Оуэна (его социальный эксперимент в Нью-Ленарской колонии) и Сен-Симона, уже получили широкий резонанс.

Сенсимонизм был одной из самых известных в России социалистических доктрин. Его отличие от других, современных ему социалистических утопий, состояло прежде всего в неприятии "бунтарских средств". "Ни больших усилий ума, ни многих трудов не требуется для того, чтобы изобрести бунтарское средство, но вопрос представляет гораздо больше трудностей, когда ищут законного средства. Мы усердно занимаемся именно этим вопросом”, - писал Сен-Симон" . Законное средство предлагалось искать, с одной стороны, на пути соединения социалистического идеала с политической экономией, а с другой стороны, на пути доводов разума. Сен-Симон не раз и по разным поводам писал: "Единственным средством, дозволенным нам для достижения нашей цели, является убеждение" . Другая, не менее важная, черта сенсимонизма состояла в том, что его теоретическим основанием было учение об объективности исторического процесса, покоящееся на признании идеи прогресса. "Все, что было в прошлом, и все, что произойдет в будущем, образует один ряд, первые члены которого составляют прошлое, а последние - будущее" . Это вносило в обоснование социалистической идеи принцип историзма и обращало к философии истории, которая занимает существенное место во всем учении Сен-Симона. Отметим, что во многом именно философия истории позже привлекла к его идеям Герцена и Огарева. "Философия истории - это высший предмет нашего времени", - писал Огарев Герцену 30 июля 1883 года. Внимание и влечение к историософским построениям сохранится на всю жизнь - и в качестве самостоятельной формы философского творчества, и как способа обоснования социалистического идеала.

С начала 30-х годов начинается новый этап русского просвещения. К его идеям вновь обращаются, но на этот раз представители буквально всех направлений общественной мысли, а сам термин приобретает огромную популярность, становится ключевым понятием в философских осмыслениях прошлого и будущего страны. Просвещение часто рассматривается как необходимое духовное основание развития всей человеческой цивилизации, а нередко и вообще как панацея от всех бед. В просветительской идеологии начинают видеть силу, связывая с ней образование широких народных масс, без которого теперь не мыслятся социальные преобразования. (Через три десятилетия идея оформится народническим призывом "идти в народ".) Ориентация на просвещение вполне понятна: если на Западе прогремели уже буржуазные революции, и Европа стояла на пороге первых пролетарских восстаний, то Россия лишь делала первые шаги по пути буржуазной цивилизации, при этом во многом сохраняя феодальные (крепостнические) структуры. Поэтому передовая общественная мысль сохраняла черты дворянской идеологии, характеризовавшейся, с одной стороны, резкой критикой существующего порядка вещей, с другой стороны, относительным спокойствием к идеям гражданского общества, правового государства, конституционной гарантии прав и политических свобод, т.е. к требованиям буржуазной демократии. Попытки соединить идеи просвещения с социалистической утопией во многом были связаны с необходимостью найти выход из очевидных тупиков и кризиса просветительской мысли.

2. "Русский социализм" Герцена и Огарева

В 30-х годах об утопическом социализме в России говорили много и увлеченно (В.С. Печерин, В.П. Боткин, А.И. Тургенев, А.А. Краевский). Но перенос европейского социализма на российскую почву был осуществлен А.И. Герценом и Н.П. Огаревым, которые с полным основанием могут считаться основоположниками “русского социализма”.

Николай Платонович Огарев (1813 - 1877) родился в семье богатого русского помещика, действительного статского советника. В 1830 г. Огарев поступил в Московский университет и уже в студенческие годы увлекся социалистическим учением Сен-Симона; верность идеям социализма сохранится на всю жизнь. Позже он напишет о себе и Герцене: "Первая идея, которая запала в нашу голову, когда мы были ребятами, - это социализм. Сперва мы наше я прилепили к нему, потом его прилепили к нашему я, и главною целью сделалось: мы создадим социализм". Летом 1834 г. за организацию с Герценом кружка Огарев был арестован и выслан в Пензенскую губернию, в 1839 г. получил разрешение жить в Москве. В 1841-46 гг. находился за границей, где слушал лекции по философии, изучал естественные науки; в 1856 г. эмигрировал в Англию. Здесь вместе с Герценом издавал "Колокол" (1857 - 67 гг.), активно выступая на его страницах против крепостного права. В 60-х годах участвовал в создании тайного общества "Земля и Воля", поддерживал польское восстание 1863-64 гг. В 1869-70 гг. содействовал работе нечаевского "Колокола", сотрудничал с М.А. Бакуниным. В последние годы жизни сблизился с П.Л. Лавровым. Умер Н.П. Огарев в Гринвиче, близ Лондона. В 1966 году его прах был перевезен на Новодевичье кладбище в Москве.

Основные сочинения Н.П. Огарева: Русские вопросы; Крестьянская община; Еще об освобождении крестьян; Государственная собственность; Революция и реорганизация; Письмо к соотечественнику.

Первоначально представления о грядущем социальном переустройстве были у основоположников "русского социализма" весьма неопределенны и не лишены религиозной окраски. (Так, Огарев истолковывал социализм как "новое христианство", акцентируя его нравственный аспект.) Но уже в начале 40-х годов их социалистические воззрения оформляются концептуально и из писем и дневников переходят в философскую публицистику, становясь фактом общественного сознания. Восприняв эстафету от декабристов, Герцен и Огарев направили освободительную мысль в новое русло. Соединив ее с идеями социализма, они создали своеобразную историософскую конструкцию - "русский социализм", явившийся ответом на определенные запросы национального духовного развития и результатом поиска иных путей, чем те, по которым пошел послереволюционный Запад.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Философия старому социализма
Начал истории
Философия истории русского классического либерализма
Историческое течение с бешенной силой несет нас неведомо куда среди множества скал
Однако в отличие от данилевского

сайт копирайтеров Евгений