Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

У скандинавов в эпоху великого переселения народов это чувство истории выражено более ярко по сравнению с другими племенами варваров. В скальдической поэзии появляется автор (нам известны имена не менее 250 скальдов), в то время как мы не знаем ни одного имени, которое принадлежало бы эддическому поэту, так же как не знаем авторов иных вариантов героического эпоса у германских народов. В исландских сагах нашел отражение факт осознания того, что исландское общество сформировалось в результате двух эпохальных событий – колонизации острова и принятии христианства. Налицо осознание исторического перелома, подразумевавшее наличие своего рода исторической перспективы во взглядах на прошлое, в том смысле, что прошлое, по крайней мере в некоторых отношениях, ощущалось как существенно отличное от настоящего.

Представление о линейной, развивающейся истории присутствует в начатках. Принятие христианства и приход письменности дают дополнительный импульс развитию этих представлений. В более позднюю эпоху были освоены хронологические приемы, которым учила церковь. Арий Мудрый, написавший небольшую книгу об истории Исландии впервые дал подробный перечень основных использованных им источников. Он поименно называет кое-кого из своих информантов, сохранивших в памяти события исландской или норвежской истории.

Однако, над этими новыми представлениями продолжало довлеть традиционное цикличное восприятие истории. Свидетельство тому – периодизация истории в Хеймскрингле Снорри Стурлусона. Снорри определяет прошедшие эпохи по тому, как погребали умерших: вначале был век сожжений, потом - век курганов, и затем век сожжений вернулся вновь. В сагах иногда упоминается, что те или иные герои прошлого возрождаются вновь, например, после рассказа о гибели конунга Хельги и его прощании с любимой, валькирией Свавой, добавляется: "Говорят, что Хельги и Свава снова родились".

Но в восприятии варваров существовала и другая черта, гораздо более своеобразная, чем цикличный подход к истории, который разделяли многие традиционные культуры. Это –особая манера персонификации истории.

Время - есть то, что творится в деяниях людей. Вне людей, помимо их деятельности истории не существует. Так, в королевских или исландских сагах время, в которое ничего существенного не происходило, опускается. Рассказ концентрируется вокруг конкретных событий, связанных с конкретными историческими персонажами. Даже в родовых сагах речь идет не о вымышленных героях, а лицах, живших в Исландии и в других странах в “эпоху саг”. Здесь отсутствуют идеализированные герои и вымышленные ситуации. Отсутствует пафосный стиль изложения. Герой саг неизменно земной человек, со своими индивидуальными особенностями, совершающий самые разные поступки под действием мотивов, вполне земных в изложении авторов саг.

Еще большим чувством истории отличается персонификация героев саг в Хеймскрингле. Каждая из составляющих этот свод саг ( кроме первой, “Саги об Инглингах”, охватывающую легендарную историю предков шведских и норвежских конунгов) посвящена истории одного из норвежских правителей. Построение королевских саг таково, что жизнь и правление конунга помещается в последовательный временной контекст. Начинается сага, как правило, с прихода конунга к власти, а затем в определенной временной последовательности излагаются те или иные наиболее яркие события его властвования. Характер персонификации истории в Хеймскрингле наиболее рельефно отражает ту высокую степень выделенности европейского индивида из окружающего мира, которая в той или иной мере была свойственна многим варварским обществам раннесредневековой Европы. Хотя опять же оговоримся, что проводить черту равенства между персонификацией истории варварами и людьми современной культуры безусловно нельзя.

Заключение

Итак, обрисовав круг культурных представлений варварского мира, с одной стороны, мы обнаруживаем черты сходства с аналогичными представлениями людей, живших в иных традиционных обществах. Это - набор элементов аграрных культов и культов животных, тесные кровно-родственные отношения, представления о неизбежной судьбе.

С другой стороны, традиционная в своей основе культура германцев имела несомненное своеобразие, подтекст которого определяла особая степень выделенности индивида из природного и социального интерьера.

Именно это своеобразие вкупе со специфически инаковым пониманием индивидуальности античной цивилизацией, на которой базировалась зрелая средневековая культура, а также христианский персонализм и гуманизм зададут европейской культуре на многие века особое интонирование темы человека, его личной ответственности за сделанный выбор, значимости его “я” во всех аспектах его взаимоотношений с миром.

Внимайте мне все

священные роды,

великие с малыми,

Хеймдалля дети!

Один, ты хочешь,

чтоб я рассказала

о прошлом всех сущих,

о древнем, что помню.

Великанов я помню,

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

истории Николаева И., Карначук Н. Культура варварского мира 3 сраженье
истории Николаева И., Карначук Н. Культура варварского мира 11 пиршестве
истории Николаева И., Карначук Н. Культура варварского мира 3 хоромыв
истории Николаева И., Карначук Н. Культура варварского мира 5 пламенем
Другие средние века народов родство

сайт копирайтеров Евгений