Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Неоднократно пытались покорить Москву многочисленные враги, как бы почувствовав, что именно этот город является сердцем земли русской. Под руководством Дмитрия Донского русские воины отразили нападение литовского князя Ольгерда. А в 1238 г. Москву разорил Батый. В 1380 г. разгромом войск татарского темника Мамая на Куликовом поле было положено начало освобождения Руси от монголо-татарского ига. Однако в 1382 г. золотоордынскому хану Тохтамышу обманным путем удалось взять Москву. Вероломному хану открыли ворота Кремля сами москвичи. А он изрубил 24 тыс. москвичей, собравшихся здесь, в том числе женщин, стариков и детей. Кремль был сожжен дотла.

В 1365 г. Москву уничтожил страшный Всесвятский пожар. Но с этого времени в летописях используется слово “Кремль”, связанное с перестройкой крепости. И именно в этот год был впервые построен в Москве каченный мост через Неглинную.

Московский Кремль уже при Дмитрии Донском был каменно-деревянным и в таком виде просуществовал до 1485 г.

Новый расцвет, уже в качестве столицы единого государства, Москва пережила в годы правления великого князя Ивана III (1462—1505). В 1480 г. Севере-Восточная Русь освободилась от власти Орды, а Московское государство стало независимым, самодержавным. Иван III стремился превратить Москву в “третий Рим” взамен утратившего свое значение Константинополя (Царьграда). С конца XV в. на печатях московского государя появляется византийский двуглавый орел, который сочетается с прежним гербом — изображением Георгия Победоносца. Доктрина превращения Москвы в “третий Рим”, тесно связанная с версией о происхождении московских великих князей от римских императоров возлагала особую мессианскую роль на московских государей, охранителей “большого” православия и покровителей всех православных. В посланиях великому князю Василию III (Иван III лишил своего внука Дмитрия Ивановича наследства и передал великое княжение старшему сыну от второго брака с Софьей Палеолог Василию III Ивановичу) монах Филофей, один из авторов этой доктрины, писал: “Да весть твоя держава, благочестивый царь, яко вся царства православных христианские веры снидошася в твое едино царство. Един ты во всей поднебесной Христианом царь... Яко два Рима положа, а третий стоит, а четвертому не быти, — уже твое христианское царство иным не останется...”

В столице возникшего Русского централизованного государства в больших масштабах развернулось строительство укреплений и храмов. Была предпринята попытка грандиозной перестройки Кремля, и прежде всего его соборов. Тогда же было положено начало оформлению Красной площади, которая до XVI в. называлась Торгом, потом Троицкой, после пожара 1 571 г. Пожаром, а уже со второй половины XVII в. получила название “Красная”.

Усиление Великого Московского княжества в раздробленной разобщенной Руси во второй половине XV в. было обусловлено рядом причин. Во-первых, огромную роль сыграл рост оборонительных усилий всех русских людей перед лицом иноземных поработителей. Во-вторых, Русская Православная Церковь проводила целенаправленную политику по усилению религиозной веры в народе, прославляла князей, мужественно отстаивавших родину от иноземных захватчиков, на их героических примерах подчеркивала значение верности христианству, вела активную миссионерскую деятельность с целью христианизации русского и нерусского населения на окраинах, идеологически доказывая господствующее положение православии по сравнению с другими религиями. И хотя Церковь не занимала позицию безоговорочной поддержки объединения русских земель (внутри нее шла острая борьба), свою положительную роль в этом деле она, несомненно, сыграла. И, наконец, в-третьих неоценимое значение имели последовательные, упорные и умелые действия московских великих князей по собиранию русских земель.

На службу к Ивану III просились из Литвы, в которой в XV в. росло влияние Польши; православные князья объясняли свое нежелание оставаться под ее властью гонениями на их веру. В результате двух войн с Литвой (1500—1503 гг. и 1507— 1508 гг.) Иван III и Василий III овладели 70 волостями и 25 городами, лежащими в верхнем течении Оки, Десны с притоками и Днепра, в том числе Черниговом, Брянском, Рыльском, Путивлем. В 1514 г. Василию III удалось отвоевать Смоленск. Это был очень крупный успех Москвы, существенно укрепивший западные границы молодого Русского государства. В XV в. Москва стала крупнейшим культурным центром, где развивались наука и искусство. Еще в начале XV в. в одном из московских монастырей жил и создавал свои замечательные произведения великий русский иконописец Андрей Рублев. В Москве создавались лучшие книги того времени, переписанные от руки. Московские переписчики славились не только на Руси, но и за ее рубежами. В XVI в. в Москве был создан новых летописный свод. В 1553 г. построен Печатный двор на Никольской.

Одним из важнейших событий в истории Руси стало венчание первого царя, 17-летнего великого князя Иоанна IV Васильевича (впоследствии Грозного). Восшествие его на престол получило церковное благословение митрополита Макария и “всего освященного Собора русскыя митрополии...” А в 1561 г. была получена от Вселенского Константинопольского патриарха Иосафа благословенная грамота за подписью 37 иерархов Восточной Православной Церкви, подтверждавшая царское звание Иоанна ГУ Васильевича. Но в грамоте оговаривалось, что “совершенное митрополитом Макарием не может быть крепко и что только Римскому и Константинопольскому первосвященникам дано преимущество венчать царей”. Это замечание грубо оскорбило русских: патриарх, сам нуждавшийся в признании своего сана от турка, присваивает себе право дать или не дать царский титул Государю свободного православного Русского царства — прямого наследника павшей Византийской империи.

Поэтому после смерти Грозного в 1584 г. московские власти стали предпринимать усилия для появления на Руси первосвятителя, поскольку считали, что царская власть станет общепризнанной, когда появится высший церковный иерарх. В 1589 г. в Москву из Константинополя прибыл патриарх Иеремия со свитой и при участии “всего священного собора” епископов русской церкви возвел митрополита Иова на престол всероссийского патриарха. Русская Православная Церковь стала автокефальной.

В начале XVII в. Россия была потрясена событиями, которые получили у современников название “смутное время” — символ вселенских страданий и тягчайших бедствий. Но одновременно это было время величайшего героизма и самопожертвования русского народа, который спас страну от катастрофы, отстоял ее независимость и восстановил государственность. В этот период, как в калейдоскопе, менялись правители Московского государства, а сама Москва была занята польскими войсками. После ряда неурожайных лет на Руси наступил страш-"ный голод, унесший миллионы жертв.

Во главе национально-религиозной оппозиции первоначально встал патриарх Гермоген. По сути, он и начал духовное сопротивление” объявив, что если “королевич” (московский государь Владислав Жигимондович) не примет православие, чему всячески противился его отец, фанатично преданный католицизму Сигизмунд III, а полки не покинут русские уезды, Владиславу “не государить”. Когда стало ясно, что эти условия выполнены не будут, патриарх принялся рассылать по городам грамоты с призывом к сопротивлению. И города стали сговариваться между собой о создании ополчения, которое должно освободить Москву.

Навсегда останутся в памяти народной староста Козьма Минин, призвавший людей подняться над своекорыстными сословными и групповыми устремлениями и объединиться во имя спасения Отечества, и возглавивший ополчение князь Д.М. Пожарский — смелый и способный военачальник, не запятнавший своей репутации ни связью с самозванцами, ни сотрудничеством с королем и его сторонниками.

В августе 1612 г. князь Пожарский пришел под Москву и вместе с частью казаков отразил попытку поляков извне освободить осажденный гарнизон. Однако Китай-город и Кремль удалось освободить лишь в конце октября, когда обессилившие от голода поляки были вынуждены капитулировать. Москва была освобождена. В честь этого события в 1818 г. на Красной площади был установлен памятник, на постаменте которого были начертаны слова: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.

В начале 1613 г. на Земском соборе царем был избран Михаил Федорович Романов. А 14 июня 1619 г. крестным ходом за Никитские ворота Земляного города встречали возвращавшегося из польского плена митрополита Филарета. При встрече царь и митрополит совершили земные поклоны друг другу. Вскоре Филарет был поставлен на патриаршество и возглавил благодарственный крестный ход на Лобное место.

С середины XVIII в., после того как благодаря петровским реформам Россия вышла на международную арену, значение Москвы как важнейшего культурного центра Русского государства еще более возросло.

В 1755 г. был открыт Московский университет с двумя гимназиями при нем — для детей дворян, а также для детей купцов и разночинцев. И его значение как важнейшего культурного и общественного центра росло день ото дня. Здесь с 1756 г. стала издаваться первая неправительственная газета России — “Московские ведомости”. Появление первого московского журнала — “Полезное увеселение” — также связано с университетом. Издателем его был асессор Московского университета поэт М.М. Херасков. Расцвет московской журналистики в конце XVIII в. связан с именем Н.И. Новикова, арендовавшего с 1779 по 1789 г. типографию университета. В этот период в Москве издавалось пять научных и десять литературно-публицистических журналов.

За всю историю своего развития и возвеличения Москва еще не раз становилась ареной битв и тем центром, вокруг которого совершались крупнейшие исторические события.

Так было и в 1812 г., когда Наполеон бросил все свои силы на взятие Москвы. Известие о том, что после Бородинского сражения город был отдан французам, подняло пламя народной войны, а Москва стала центром общерусского сопротивления. В память об освобождении России от французских завоевателей в 1839 г. на месте Алексеевского женского монастыря была начата постройка Храма Христа Спасителя, закончившаяся в 1880 г. В его сооружении участвовал практически весь народ: кто присылал капитал, а кто рубль. Расписывали же Храм лучшие художники и живописцы России.

Память о войне 1812 г. закреплялась созданием приделов и циклов икон, посвященных крупнейшим событиям минувшей войны, а также Александровского сада, Манежа, площадей-форумов — Театральной и Красной. В послепожарной Москве было возведено специальное мемориальное гражданское сооружение — Триумфальные ворота. Место у Тверской заставы для них было выбрано не случайно. Тверская улица и Петербургское шоссе, будучи конечными и начальными отрезками пути, соединяли обе столицы — Москву и Петербург.

Идея сооружения в Москве Триумфальных ворот в качестве памятника Победы принадлежит императору Николаю I. Во время коронационных торжеств в апреле 1826 г. он высказал желание выстроить в первопрестольной столице Триумфальные ворота, подобные тем, какие возводились в то время в Петербурге. Торжественная церемония закладки памятника состоялась 17 августа 1829 г. Его постройка воспринималась москвичами как общенародное дело. Средства на строительство, кроме выделенных правительством, поступали и от Городской Думы, и от отдельных граждан. Открытие ворот состоялось 20 сентября 1 834 г., в 20-ю годовщину завершения Отечественной войны.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Созданию значительного слоя сельской буржуазии
Мунчаев Ш.М. Отечественная история. ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС И КРАХ САМОДЕРЖАВИЯ. РОССИЯ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ 4 великой
Вопросы истории
Лишь частично восполняют пробел в отечественной историографии
Определились сроки высылки народов северного кавказа

сайт копирайтеров Евгений