Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

На идейные позиции народничества значительное влияние оказывали анархические взгляды М.А. Бакунина, который считал, что любое государство препятствует развитию личности, угнетает ее. Поэтому он выступал против всякой власти, рассматривая государство как исторически неизбежное зло.

Идеологом пропагандистского направления был П.Л. Лавров. Ведущей силой исторического прогресса он считал интеллигенцию, способную критически мыслить. Лавров утверждал, что крестьянство не готово к революции, поэтому необходимо подготовить пропагандистов из образованных, “критически мыслящих личностей”. Их задачей являлось вхождение в народ, но не с целью организации немедленного бунта, а для того, чтобы путем длительной пропаганды социализма подготовить крестьян к революции.

И.Н. Ткачев — идеолог заговорщического направления — не верил в возможность осуществления революции силами народа, возлагал надежды на революционное меньшинство. Он считал, что самодержавие не имеет классовой опоры в обществе, поэтому возможен захват власти группой революционеров и переход к социалистическим преобразованиям. Заговорщическая политика привела к появлению в среде народничества деятелей типа С.Г. Нечаева, заявлявшего, что революционная цель оправдывает средства. Он применял в своей деятельности методы мистификации и провокации.

Практическая деятельность народников относится к 70-м гг. Весной 1874 г. началось “хождение в народ”, целью которого было подготовить крестьян к восстанию. Но оно окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено.

В 1876 г. была создана народническая подпольная организация “Земля и воля”, видными участниками которой были Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, В.И. Фигнер и другие. Программа организации сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники согласно идее Лаврова перешли к организации “поселения в народе” в качестве учителей, писарей, фельдшеров с целью установления прочных связей с крестьянами и подготовки их к народной революции. Но и эта попытка окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. В августе 1879 г. “Земля и воля” распалась на две организации: “Народную волю” (1879— 1882) и “Черный передел” (1879—1884). “Чернопередельцы” (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.Н. Засулич и другие) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы среди крестьян. “Народовольцы” (АД. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская) взяли на вооружение террористическую борьбу. Они организовали семь покушений на царя. В результате 1 марта 1881 года Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. Главные организаторы и исполнители были повешены по приговору суда. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.

В 80—90-е гг. XIX в. в народничестве усиливается реформизм, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами. Его правое крыло (В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и т.д.) призывали интеллигенцию отказаться от политической борьбы и сосредоточиться на поисках средств улучшения экономического положения народа. Левое крыло (Н.К. Михайловский, Н.Ф. Анненский, В.Г. Короленко и другие) признавали необ ходимость политических преобразований, но мирным, реформистским путем.

В целом народники отстаивали свою концепцию развития России к социализму на основе “народного производства”. При этом главную роль они отводили крестьянству, верили в возможность использования деревенской общины для перехода к социализму. По их мнению, рабочий класс являлся продуктом капитализма, а капитализм в России насаждался искусственно.

В конце XIX в. весьма острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали неприемлемым для России марксистское учение. Наследницей народнической идеологии в 1901 г. стала созданная из разрозненных народнических групп нелегальная партия социалистов-революционеров (эсеров). Эта партия носила леворадикальный буржуазно-демократический характер. Ее основными целями являлись: уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной собственности на землю, передача земли крестьянам по уравнительным нормам. Эсеры проводили огромную работу среди крестьян и рабочих, широко использовали тактику индивидуального террора.

Во второй половине XIX в. на арену политической жизни России вступает пролетариат. Рабочее движение оказывает все большее влияние на общественно-политическую жизнь страны. Это было совершенно новым явлением в пореформенной России. В 60-е гг. XIX в. борьба пролетариата только начиналась и его выступления мало чем отличались от крестьянских волнений, но в 70-е гг. рабочие бунты стали перерастать в стачки, число которых постоянно росло. Наиболее крупными были стачки на Невской бумагопрядильной (1870) и Кренгольмской (1872) мануфактурах. В эти годы на рабочее движение большое влияние оказывали народники. Они проводили среди рабочих агитационную, просветительную, культурно-разъяснительную работу.

Важную роль в развитии рабочего движения сыграли два первых рабочих союза, в идейных позициях которых были еще сильны народнические взгляды, но уже сказывалось влияние идей I Интернационала.

Первой рабочей организацией стал в 1875 году “Южнороссийский союз рабочих”, основанный в Одессе революционером-интеллигентом Е.0. Заславским. Он насчитывал около 250 человек в раде городов на юге России (Одесса, Херсон, Ростов-на-Дону). Союз имел свой Устав, в котором подчеркивалось, что рабочие могут достигнуть признания своих прав только “посредством насильственного переворота, который уничтожает всякие привилегии и преимущества”. В декабре 1875 г. в результате предательства он был разгромлен, а 15 его участников были преданы суду и приговорены к каторге или к тюремному заключению. Заславский был приговорен к Ю годам каторги и умер в тюрьме в 1878 г.

В 1878 г. в Петербурге на основе разрозненных рабочих кружков возник “Северный союз русских рабочих”. Он насчитывал свыше 200 человек, имел свои отделения за Невской и Нарвской заставами, на Васильевском острове, в Выборгской и Петербургской сторонах, на Обводном канале. Костяк Северного союза составляли рабочие-металлисты, руководителями являлись рабочие-революционеры — слесарь В.П. Обнорский и столяр С.Н. Халтурин. Обнорский, еще в бытность за границей, сумел познакомиться с рабочим движением Западной Европы, с деятельностью I Интернационала, поэтому именно он подготовил программные документы. Халтурин хорошо знал нелегальную литературу, был связан с народническими организациями.

В январе 1879 г. в нелегальной типографии была напечатана программа этой организации под названием “К русским рабочим”, принятая на учредительном собрании ее членов. В программе указывалась главная цель — “ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого”. Рабочий класс России определялся как класс, в котором “заключается вся сила и знание страны” и от которого зависит успех социальной революции. На первый план деятельности выдвигались задачи политической борьбы. Непосредственными требованиями были свобода слова, печати, право собраний и сходок. Кроме того, рабочие требовали ликвидации сословных прав и преимуществ, введения обязательного и бесплатного обучения во всех учебных заведениях, ограничения рабочего времени, запрещения детского труда, отмены косвенных налогов и т.д.

В январе 1879 г. был арестован Обнорский, а затем и другие видные деятели, после чего “Северный союз русских рабочих” прекратил свое существование. Степан Халтурин впоследствии стал народовольцем.

Таким образом, в 70-х гг. XIX в. рабочее движение начинает играть заметную роль в общественно-политическом движении страны. Из числа рабочих выдвигаются первые руководители, в том числе: Петр Моисеенко (1852—1924), Петр Алексеев (1849-1890), Степан Халтурин (1857—1882), Виктор Обнорский (1851—1919). Однако круг рабочих был еще узок. Пролетарская струя еще не могла выделиться из общего потока народничества.

В 80—90 гг. стачечное движение становится более организованным и массовым. Главными его центрами были Петербургский и Центральный промышленный районы. Крупнейшим событием этих лет стала стачка (1885) на текстильной фабрике Морозова близ Орехово-Зуева Владимирской губернии. Стачка отличалась небывалым размахом, организованностью, стойкостью забастовщиков. Для подавления ее были вызваны войска, суду преданы 33 человека. На суде были вскрыты факты серьезного притеснения рабочих, жестокости и произвола на фабрике. В результате суд присяжных вынужден был вынести оправдательный вердикт. Всего же в течение 80-х гг. прошло около 450 стачек и волнений рабочих.

Рост стачечного движения вызвал необходимость “рабочего законодательства” — издания серии законов, регламентирующих отношения рабочих и фабрикантов, в том числе законы, запрещающие работы детям до 12 лет, ночные работы женщин и подростков, закон о штрафах. Рабочие получили право жаловаться на хозяина. Была введена фабричная инспекция. Хотя рабочее законодательство в России было весьма несовершенным, его принятие стало свидетельством силы крепнувшего движения пролетариата.

С середины 90-х гг. в России наблюдается усиление стачечного движения. Пролетариат начинает играть все большую роль в общественно-политической борьбе, что дает возможность говорить о начале пролетарского этапа в освободительном движении России. В 1895—1900 гг. было зарегистрировано 850 рабочих стачек. Часть их носила не только экономический, но и политический характер. Важной особенностью освободительного движения в России в рассматриваемые годы является распространение марксизма, формирование революционных партий.

Широкое распространение марксизма в России связано с именем Г.В. Плеханова и с группой “.Освобождение труда”. Группа возникла в 1883 г. в Женеве в составе П.Б. Аксельрода, Л.Г. Дейча, В.И. Засулич, В.Н. Игнатова. Возглавил ее Г.В. Плеханов. Все они в прошлом были “черноперед ельцами”. Их переход к марксизму был связан с серьезным кризисом народнической доктрины. Целью группы “Освобождение труда” являлось распространения идей научного социализма путем перевода на русский язык произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Плеханов первым из русских марксистов подверг критике ошибочные взгляды народников. В своих трудах “Социализм и политическая борьба (1883)”, “Наши разногласия” (1885) он вскрыл несостоятельность народнической идеи о непосредственном переходе к социализму через крестьянскую общину. Плеханов показал, что в России капитализм уже утверждается, а крестьянская община разлагается, что переход к социализму произойдет не через крестьянскую общину, а через завоевания пролетариатом политической власти. Он обосновал руководящую роль пролетариата, выдвинул задачу создания самостоятельной партии рабочего класса, которая должна была возглавить революционную борьбу против самодержавия. Группа “Освобождение труда” много сделала для пропаганды идей марксизма в России. Благодаря ее теоретическим трудам марксизм стал важным течением русской общественной и революционной мысли конца XIX — начала X X в.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Возникновение государственности у славян
Киевские князья сознательно медлили с принятием христианства
Имели сословных привилегий
Породила надежды на политические реформы
Сформировался слой потомственных рабочих

сайт копирайтеров Евгений