Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

126

127

принимаются женщины. В настоящее время его возглавляет лидер малочисленной так называемой «египетской» фракции, следующей ритуалам мемфис-мишраимского направления. Орден мартинистов находится под влиянием традиций, чуждых мартинизму, например теософии школы Блаватской и т. п. См.: A m b e s i А. С. I Rosacroce, p. 244—249. См.: М е 11 о г A. Op. cit, p. 242.
Франкович (С. Francovich) в своем жизнеописании Калиостро (см.: Storia della Massoneria in Italia dalle origin! alle Rivolu-zione Francese, p. 435—475) говорит о своем герое как о человеке, вся жизнь которого была сплошной авантюрой, чередованием взлетов и падений. При этом, подчеркивает биограф, Калиостро никогда не изменял своим внутренним убеждениям. См.: Francovich С. Op. cit., p. 468—469. См.: Lennhoff Е. Op. cit., р. 79; Р а 1 о u J. Op. cit., p. 218— 222.
Специальное исследование о связях масонов с Парижской коммуной написано Дж. Гамберини (см.: Gamberini G. La Comune di Parigi.— Rivista Massonica, № 2, feb. 1975, p. 83—92). P a 1 о u J. Op. cit, p. 264. См.: Lennhoff E. Op. cit, p. 133. Idem.
G r e i t h e r A. Mozart, p. 57—60. Idem.
См.: Ambesi A.C. Storia della Massoneria, p. 151. Francovich С Op. cit., p. 324. См.: Lennhoff E. Op. cit, p. 100—115. Idem, p. 208.
См.: D a m m A. v о n. The Masonic Movement in Russia in brief.— The Philalethes, № 1, feb. 1976. См.: Francovich С Op. cit, p. 133—147. См.: Mac Kenzie N. Le societa segrete. Ap. 2, p. 324—327. См.: В а с с i U. II libro del Massone Italiano, vol. 2, p. 69. Работа У. Баччи, которая неоднократно цитируется на наших страницах, не является, строго говоря, «научно-исторической», так как в ней слишком много от художественной прозы. На наш взгляд, А. Мола вполне справедливо определил ее как «археологическое застолье», когда гостеприимный хозяин выложил на стол все свои съестные припасы. «Книга итальянского масона вышла из-под пера столь живописной, что может поспорить с прославленными натюрмортами. В этой книге читатель найдет и розенкрейцеров, и тамплиеров, и трубадуров, и избранников любви, и альбигойцев, и патаренов, затем натолкнется на терапевтов, ессеев, каббалистов, но и это еще не все, так как вскоре он познакомится с друидскими и пифагорейскими обрядами, элевсинскими мистериями, тайнами кабиров, культом Исиды, Митры, Великой Матери, персами — Орозоманом и Ариманом... И все это без малейшего намека на филологические науки, критические изыскания, документальный материал, научный аппарат...» Нам трудно сказать, опечатка ли виновата или Мола преднамеренно пишет «Орозоман», тогда как у Баччи сказано «Оро-маз», что более принято в итальянской литературе, посвященной Ахура-мазде — Премудрому Господу, этическому божеству, которого прославлял в надписях Дарий I, желая тем самым добиться успеха в осуществлении своих военно-политических планов: «Vasna Auramazdaha») («Под покровительством Премудрого Господа»). Однако сколь приблизительными ни были бы «археологические»
128

установки У. Баччи (что подтверждает, например, неверная этимология имени религиозного реформатора Заратустры), иам все-таки хотелось бы спросить А. Молу, весьма авторитетного историка, при-; ходилось ли ему когда-либо, пусть поверхностно и бегло, заниматься исследовательской работой в области истории эзотерических учений? Со своей стороны такую работу мы скорее бы назвали «реконструктивной», нежели документальной, так как в данном случае критический инструментарий классической историографии вынужденно уступает место субъективным критическим суждениям исследователя. Мы говорим «вынужденно» потому только, что иначе и невозможно, когда имеешь дело с недоговоренностями, иносказательностью, криптографичностыо и двусмысленностью источников. Разумеется, немалую помощь в таком случае могут оказать филологические науки. Но мы полагаем, что так или иначе допустимо применять методы психологической теории архетипов и при изучении истории и вскрывать, как это делал У. Баччи, значимые связи и «духовные заветы» там, где филология оказывается бессильна из-за полного отсутствия материала.
43. См.: С о m b a A. Patriottismo cavouriano e religiosita democratica
nel Grande Oriente Italiano.— Rivista Massonica, № 1, gen. 1974,
p. 3_27; Bacci U. Op. cit, vol. 2, p. 196—197.
44. См.: Bacci U. Op. cit, vol. 2, p. 166.
45. Idem, p 368—369.
46. См.: Rivista Massonica, № 5, mag. 1974, p. 289—290.
47. См.: Spini G. L'evangelo e il berretto frigio (Storia della Chiesa
Cristiana Libera in Italia 1870—1904), p. 190—191.
48. Работа А. Молы (Storia della Massoneria Italiana dall' Unita alia
Repubblica), содержащая внушительный документальный материал,
в то же время имеет один недостаток, так как излагает, по сути
дела, только «политическую историю» итальянского масонства,
пренебрегая «культурной историей» этого движения.
49. См.: М о 1 a A. Op. cit, p. 504.
50. Т о г г i g i a n i D. Per l'unita della Massoneria Universale (Dis-
corso alia Gran Loggia di New York il 2 maggio 1923) — Ordine
Massonico, die. 1965, p. 7.
51. См.: М о 1 a A. Op. cit, p. 606—607.
52. См.: Gamberini G. appendice a «II Libero Muratore» di E. Len
nhoff, p. 339, 347.
53. Idem, p. 348, 350—351.

 

В 1785 г . Вольфганг Амадей Моцарт по случаю при суждения его отцу Леопольду масонской степени Подмастерья написал великолепную арию для голоса и фор тепьяно « Gesellenreise », вошедшую под номером 468 в каталог Кёхеля. Слова, принадлежащие Ф. Ратники ( F . Ratschky ), можно изложить примерно следующим образом: «Скоро ты поймешь, что путь твой прям. Знай, что это тропинка, ведущая к мудрости. Будь настойчив, не сбивайся с пути, так ты приблизишься к источнику Света».

Степень Подмастерья, согласно масонской иерархии, подтверждает правильность избранного пути и обязывает всякого, кто вступил на него, быть настойчивым и не преклонным. У. Порчатти усматривает в этой степени те му активного начала. «Степень Ученика обязывает посвя щенного понимать великую тайну своего существования и путем самосовершенствования становиться более дос тойным собственной жизни. Степень Подмастерья обязы вает трудиться для других, приносить пользу в жизни...» '

Исторически эта степень унаследована масонством нового времени от оперативного масонства. При этом Андерсон в своей «Книге уставов» сделал одно добавле ние. Оперативные масоны знали степень « Fellow » (помощник, товарищ), Андерсон же назвал ее « Fellow Craft » (товарищ по ремеслу, подмастерье).

Судя по всему, невозможно, хотя бы отчасти, вывести этот термин из французского понятия « compagnonnage ». Французский исследователь масонства А. Меллор не ви дит здесь никакой связи. Точно так же и Б. Джонс опровергает подобные гипотетические предположения 2 .

В практике современного масонства, как известно, ученичество завершается не раньше чем через год пребы вания в масонах. Инициация в степень Подмастерья совершается согласно ритуалу, который, по мнению многих авторов, не так насыщен духовностью, как ритуал посвящения в Ученики и Мастера.

А. Меллор и Ж. Буше пишут даже, что ритуал посвя щения в Подмастерье содержит вполне «светские» элементы. По мнению С. Фарины, напротив, «степень Подмастерья, несмотря на всю свою значимость, нередко присуждается инициаторами без особого рвения, следо вательно, и инициируемые не до конца понимают смысл происходящего. Это, несомненно, связано с чрезвычай ной простотой формы, принятой при посвящении в эту степень. Но если вглядеться внимательно в происходя щее, то нельзя не признать, что степень Подмастерья содержит весьма полезные и ценные поучения. Впрочем, простота церемонии вполне объяснима. При посвящении в 1-ю символическую степень масонство обращается к непосвященным, которым надлежит уяснить общие принципы и начала доктрины. При этом важно объяснить это в торжественной обстановке с демонстрацией характерных символов своего языка. При посвящении во 2-ю степень масонство обращается к братьям, уже воспри нявшим его заветы и лишь дожидающимся благоприятного случая, чтобы применить их на практике. В связи с этим общая картина до крайности проста и образно небогата...» 3 .

Ритуал инициации разворачивается посредством пяти символических путешествий и созерцания пламенной звезды, в которой заключена литера « G ».

При совершении первых четырех символических пу тешествий посвящаемый в степень Подмастерья имеет при себе по паре следующих рабочих инструментов: молоток и долото, линейка и шпатель, линейка и цир куль, линейка и угольник. Они символизируют различ ные операции, которые каменщик-масон совершает при работе с камнем: отесывает его, придает ему правиль ную форму, поднимает его и укладывает в нужном месте и т. д. Имея в виду перенос по функции, это инструменты, символизирующие работу масона над собой.

При совершении пятого путешествия руки посвя щаемого ничем не заняты. Согласно Фарине 4 , этот ри туал символизирует необходимость для Подмастерья от ложить в сторону рабочий инструмент и заняться тео рией архитектуры, то есть заняться чисто духовной ра- оотой, связанной с самосовершенствованием, которая бу дет завершена при посвящении в степень Мастера.

Каждое из пяти символических посвящений сопро-

130

131

вождается поучением, которое произносит Достопочтен ный Мастер. Тема его поучений (над которой так лю бят насмехаться некоторые критически настроенные ав торы) — пять чувств, архитектура, семь свободных искусств, пять посвященных, труд и свобода.

Поучение о пяти чувствах раскрывает начала нрав ственности и духовности. Зрение — «генератор воображения». Слух — «усилитель голоса совести». Осязание — водораздел между человеком и предметами, кото рые, свидетельствуя о сопротивлении материалов, делают возможными измерения и их понимание. Вкус и обоня ние — пути грубой чувственности, которой следует не бояться, а воспитывать и утончать.

В центре поучения об архитектуре — три стиля: дори ческий, ионический и коринфский. В легенде о происхож дении коринфского стиля, на наш взгляд, можно усмот реть предвосхищение темы смерти и воскресения, изла гаемой в предании о Хираме, о котором мы еще рас скажем в следующей главе.

Возле могилы коринфской девушки была оставлена корзина с ее любимыми цветами. Над гробовой плитой был устроен черепичный навес. Корзина стояла возле куста аканфа, травянистого растения, произрастающего на всей территории Средиземноморья. Весной корни аканфа проросли, и его ветви обвили корзину. На толкнувшись на черепичный навес, завернулись под ним, словно свиток. Восхищенный Каллимах заметил увитую аканфом корзину и, потрясенный невиданной формой, запечатлел ее в орнаменте коринфской капители.

Мы сопоставили эту легенду с преданием о Хираме. Несомненно, между ними существует важное различие с точки зрения как формы, так и содержания. Предание о Хираме, возникнув на основе античных мифов, повест вующих о смерти и воскресении, имеет ярко выраженный масонский характер. Библейские здесь только имя и этический пафос. «Коринфское» сказание не обладает признаками масонства. Хирам воскресает в новой телесной оболочке. Она реальна и не фантасмагорична. Коринф ская девушка так и остается спать вечным сном под гробовой плитой. Только кусты аканфа служат напоми нанием о прошедшей жизни. Однако как в той, так и дру гой легенде смерть преображена. И в Коринфе и в Иеру салиме живое растение (аканф и акация) является вест ником преображения. Но о символогии растений мы поговорим в следующей главе.

132

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Великий мастер
человек
Символике Человеческой жизни символа гипотезу
В истории масонства деятельность эшмола неизмен
Согласно каббале

сайт копирайтеров Евгений