Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

185

воцарились на земле, когда камень источает кровь и во ды» — очевидное указание на страсти и смерть Иисуса.

В обряде этой степени огромное значение принадле жит символике Огня. Мудрейший розенкрейцерского Капитула «воспламеняет» центр Креста, из которого истор гается мистическая Роза. Церемониймейстер, брат- жертвователь, возносит символическую молитву, обра щенную к Огню.

Весь этот ритуал соотнесен с ведическим божеством огня — Агни и Прометеем, который, согласно легенде, похитил огонь у богов. Ясно также, что символика огня, содержащаяся в восемнадцатой степени шотландского обряда, связана с представлениями об огне алхи миков, где огонь является одним из основополагающих символов трансмутации вещного мира.

Значение, которое розенкрейцеры XVI — XVII вв. при давали огню (не столько его физическому воплоще нию — « atanor », пламени алхимической горелки, сколько огню духовному, очистительной силе, живущей в каждом существе), подтверждается многочисленными докумен тами, в частности известной символогией « Amphiteat - rum », принадлежащей перу Кунрата (Н. Khunrath ), при писывавшего огню роль движущей силы в процессах «сублимации» и «регенерации». Не говоря уже об «изумрудных таблицах» мифического герметиста, согласно ко торым огонь считается проявлением «высших миров» — разделением земли и огня.

Элементы алхимических преданий присутствуют так же и в толковании криптограммы I . N. R . I ., которая, кроме расшифровки « Jesus Nazarenus rex Judaeorum » («Иисус Христос Царь Иудейский») и « In nobis Regnat Jehova » («В нас Царь Иегова»), может быть прочитана также « Igne Natura Renovatur Integra » (благодаря огню возрождается вся природа).

Й. Якоби писал об алхимии: «Ошибочно сводить ду ховное движение, каким является алхимия, только к ре тортам и горелкам. Юнг называл алхимию «первым робким шагом современной психологии»..: Быть может, алхимия занималась не столько химическим экспери ментированием, сколько изучением психических процес сов» 4 . Иначе говоря, скажем мы, практические манипу ляции в алхимии, по всей вероятности, служили своеобразным стимулом или параллелью более утонченных размышлений и исследовательской работы, хотя и не были лишены собственной значимости, названной кем-то

186

предысторией химии. Во всяком случае, «истинным алхимикам» удалось совершить немало открытий, легших в основу научной химии. Новые вещества и их сочетания были найдены Альбертом Великим, Раймундом Луллием, Теофрастом Парацельсом 42 .

Наиболее интересным определением алхимии, на наш взгляд, по-прежнему остается определение, данное К. Юнгом: «...труд братства алхимиков — это работа че ловека-искупителя во имя раскрепощения божественной души мира, закованной в узилище материи и ожидающей своего искупления» 43 . Неизменное присутствие в алхи мической образности хтонических символов, не имеющих ничего общего с «духами зла» или аллегоричностью жи вотного мира, как того желали бы искатели «философско го камня», свидетельствует только об одном — «раскре пощении» человеческого духа, верно подмеченном швей царским психологом.

Итак, центральные символы восемнадцатой степени обряда, изображенные на фартуке, нагрудной цепи и медали,— это Роза, Крест и Пеликан, кормящий собственной плотью своих птенцов.

Начнем рассмотрение этих символов с последнего. Согласно М. Холлу, он обладает рядом значений, кото рые тем не менее сводимы к двум основным толко ваниям:

1. Христианское толкование. Пеликан символизирует Христа, спасающего своей кровью человеческий род. Об
этом, например, говорится в «Божественной комедии» Данте, когда святой Петр обращается к Иоанну Крестителю:

Он, с Пеликаном нашим возлежа,

К его груди приник; и с выси крестной

Приял великий долг, ему служа 44 .

2. Герметическое толкование, по которому пеликан является Солнцем, животворящим семь «философских»
планет.

В более общем смысле пеликан является символом жизни, любви, символом преданности и может быть определен как исконный «материнский» символ, что подтверждается, в частности, древней легендарно-фоль клорной тематикой: когда пеликан-отец умерщвляет своих птенцов, пеликан-мать возвращает их к жизни, вскармливая поросль кровью своей груди.

Роза в центре креста толкуется противоречиво. Йеннингс и Найт ( Jennigs , Knight ) полагают, что речь идет

187

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Пеликан мать возвращает их к жизни
Чтобы предоставить читателю возможность с боль шей наглядностью проследить извивы отношения като
По мнению исследователя масонства рене генона
Это вечные потребности человека
Он сможет стать мастером

сайт копирайтеров Евгений