Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 ΛΛΛ     >>>   

>

Лурье С. Историческая этнология

Учебное пособие для вузов

Предисловие
Гл. 1. Что изучает этнология
Теория эволюционизма
Теория диффузионизма
Теория функционализма
Теория функционализма - вариант Б. Малиновского
Теория функционализма - вариант А. Радклифф-Брауна
Гл. 2. Что должен знать об этнологии историк
Опыт историко-этнологического анализа
Формы крестьянского землепользования
Модель освоения новых земель финнами
Кемализм в Турции
Ереван
Гл. 3. Основные понятия этнологии
Гл. 4. История исследований национального характера в современной науке
Начало исследования психологических особенностей различных народов
Идеи Ф. Боаса
Учение Р. Бенедикт об этосе культуры
Рут Бенедикт: учение об этосе культуры
Создание М. Мид эталона полевого исследования
Влияние психоанализа на этнологические исследования
А. Кардинер и его концепция основной личностной структуры
Исследования национального характера
Культуро-центрированный подход
Личностно-центрированный подход
Психоанализ и исследования национального характера
Разработка в психоанализе учения о защитных механизмах психики
Формирование ценностного подхода
Работы К. Клакхона
Попытки применения математических методов к исследованиям ценностных ориентаций
Концепция "картины мира"
Зарождение когнитивной антропологии
Кризис психологического подхода в этнологии
Зарождение символической антропологии и интерпретационного подхода
Постмодернистская критика
Возвращение к истокам
Современное состояние психологической антропологии
Приложение: Развитие психологической антропологии (психологической этнографии) в России
Гл. 5. Жизнедеятельность и жизнеобеспечение этноса
Опыт историко-этнологического анализа
Финская этническая картина мира
Гл. 6. Учение о культуре в современной этнологии
Истоки современного понимания термина "культура"
Понятие "культура" у эволюционистов
Взгляд на культуру Б. Малиновского
Взгляд на культуру А. Радклифф-Брауна
Культурология Парсонса
Возникновение теории моделей культуры
Взгляд на культуру А. Кребера
Культурология Л. Уайта
Культурология Гиртца
Разработка проблем культурологии в России
Ценностный и деятельностный подходы в российской культурологии
Адаптационно-деятельностный подход к культуре
Л. Козер о функциональном конфликте
Л. Пай и его концепция "чувства ассоциации"
Опыт историко-этнологического анализа
Модель русской крестьянской колонизации
Гл. 7. Культурная традиция и этнос
Оппозиция "традиция - модернизация"
Становление традициологии в России
С. Айзенштадт и его учение о традиции
Центральная зона культуры
Кристаллизация традиции
Еще один ключ к исследованию традиции (проблема этничности)
Опыт историко-этнологического анализа
Армяне в XIX веке
Гл. 8. Коллективные социальные установки и этническая картина мира
Изучение колониальных ситуаций
Гл. 9. Этническая картина мира
Опыт историко-этнологического анализа
От магии пения к магии порядка
Гл. 10. Формирование этнической картины мира
Опыт историко-этнологического анализа
Изменения в мировоззрении турок
Гл. 11. Принципы вариативности этнической картины мира
Опыт историко-этнологического анализа
Русская община и российская государственность
Translatio Imperii
Гл. 12. Методологические проблемы изучения этнических процессов
Опыт историко-этнологического анализа
Британская империя
Гл. 13. Традиционный социум и личностное сознание
Опыт историко-этнологического анализа
Судьба странника
Восточный вопрос
Гл. 14. Смута как функциональное проявление традиционного сознания
Опыт историко-этнологического анализа
Русский бунт
Гл. 15. Понятие спонтанного самоструктурирования этноса
Опыт историко-этнологического анализа
Ереван: воплощение героического мифа
Гл. 16. Функциональный внутриэтнический конфликт
Опыт историко-этнологического анализа
Военные перевороты в Турции
Гл. 17. Центральная культурная тема этноса и деструкция этнической картины мира
Опыт историко-этнологического анализа
Распад русской крестьянской общины
Гл. 18. Взаимодействие этноса и его диаспоры
Опыт историко-этнологического анализа
Армянская диаспора
Карабахский конфликт
Гл. 19. Межкультурное взаимодействие
Опыт историко-этнологического анализа
Русско-армянская контактная ситуация в Закавказье
На стыке двух империй (русские в Средней Азии и Англичане в Индии)
Британский Гарваль
Гл. 20. Методология историко-этнологических исследований
Эмпатия - психологическая интерпретация
О формализованных подходах к исследованию этнических констант
Ведущие теоретические положения, лежащие в основании историко-этнологических исследований

Задача настоящего учебного пособия – ознакомить студентов-историков с теми этнологическими сведениями, которые будут необходимы им в их собственной исследовательской работе. Поэтому приоритетное внимание в нем уделяется тем разделам этнологии, которые касаются механизмов функционирования этносов, объяснения процессов их самоорганизации и адаптации к меняющейся природной и социокультурной среде, а также специфике применения этнологических подходов в исторических исследованиях.

Учебное пособие включает в себя подробный обзор основных этнологических концепций, а также концепций, выработанных в культурологии, традициологии, социологии, политологии, конфликтологии, знание которых необходимо для понимания современной этнологии; очерк развития этнологии в течение ХХ в. вплоть до второй половины 90-х гг.

Рецензенты:
кандидат философских наук, профессор А.С. Ахиезер;
кандидат исторических наук И.Н. Ионов

1-е изд. М., Аспект Пресс, 1997. - 448 с. - (Программа "Высшее образование") ISBN 5-7567-0205-9
2-е изд. М., Аспект Пресс, 1998. - 448 с. ISBN 5-7567-0205-7

Как можно сформулировать основную проблему современной этнологии? Сделать это очень просто, не прибегая ни к какой специальной лексике, а на обычном бытовом языке. "За десятилетие папуас может полностью отойти от традиционного представления о космосе, принятого в его племени, пройдя при этом несколько этапов. Так, миссионер может убедить его, что источником могущества белого человека является Библия... Через пять лет папуас уже голосует за кандидата в депутаты палаты представителей, становится совладельцем грузовика и узнает о высадке человека на Луну, которую он еще десять лет тому назад воспринимал как тотемное божество. Остается загадкой, как человек может справиться с такими хаотичными сдвигами в области сознания и не сойти при этом с ума?"[1]

Вот, по сути, вопрос, на который должна ответить наука этнология. Будет найден ответ на него — будут ответы и на множество других неясных сегодня вопросов. В нем концентрируется множество первостепенных проблем современной этнологии[2]:

— как человек воспринимает окружающий мир,

— каковы в его представлении значения предметов окружающего мира,

— как происходит смена этих значений,

— как на смещения этих значений влияет межкультурное взаимодействие,

— что представляет собой этническая картина мира,

— каковы механизмы ее изменения,

— как носитель той или иной культуры адаптируется к изменениям, происходящим в мире,

— как к ним адаптируется общество, в котором он живет,

— каковы пределы гибкости и подвижности этнической традиции,

— что в сознании членов этноса в любых обстоятельствах остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется и как,

— какова взаимосвязь и взаимозависимость внутрикультурных парадигм, каковы их возможные траектории движения, пределы колебания,

— есть ли в этнической культуре неподвижные участки, которые удерживают всю структуру, предохраняя ее от распада в периоды бурных общественных процессов и т.п.

 ΛΛΛ     >>>   

Процесс материальной адаптации к среде обитания
Вообще крестьяне далеко
Этим была обусловлена постоянная миграция из турецкой армении в русскую
При этом государственность в ее специфическом преломлении
Понятие ценностей прежде всего связывал с ней
истории Люшер А. Французское общество времен ФилиппаАвгуста

сайт копирайтеров Евгений