Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Военные люди, привыкшие подчиняться приказу, вдруг оказывались предоставленными сами себе, растерялись, потеряли ориентировку. Превращению соединений, частей в толпу способствовало отсутствие опытных, авторитетных командиров. Большинство из них погибло, а часть командиров и политработников сама поддалась панике, опасаясь за свою жизнь, стала снимать знаки различия, командирскую форму, бросали свои части, стараясь смешаться с толпой и скрыть свое положение в армии.

Вместе с тем описано множество случаев, когда командиры и штабы в тяжелейших условиях сумели сохранить свои части, оказывали, где только возможно, сопротивление врагу, погибали или выводили остатки своих частей и соединений из котлов. Немало было командиров, которые, действуя решительно, собирали бегущих людей разных групп и частей, приводили их в порядок и организовывали отпор врагу.

Там же, где этого не случалось, разрозненные толпы воинов разной численности оказывались во власти врага, в плену. Было немало и таких, которые укрывались в среде местного оккупированного населения, устраивались "примаками" или шли служить в полицию - это так называемые "окруженцы". Таких было более 900 тысяч.

Здесь хотелось бы затронуть известную теорию "пяти процентов". Она, по мнению некоторых авторов, родилась в Китае после корейской войны (1950-1953 гг.). Наблюдая поведение больших групп американских пленных, китайцы установили, что если выявить и изолировать зачинщиков беспорядков, самых энергичных, лидеров и держать их под усиленным надзором, то всех остальных пленных можно вообще не охранять. Считается, что количество "лидеров" всегда постоянно для каждой группы пленных и всегда составляет пять процентов от общего их числа.

По всей вероятности, наиболее активные, смелые, т.е. лидеры из числа воинов Красной Армии, погибали в первых же боях. Поэтому в последующие трагические дни НПВ вместе с нехваткой командного состава оказался и большой дефицит лидеров. При отсутствии истинных лидеров в окруженных войсках ими часто "становились" паникеры. А пример паникера в бою очень опасен, ибо людям, оказавшимся в тяжелой обстановке, когда каждый оглядывается в поисках выхода, пример паникера соблазнителен. Он, казалось бы, обещает спасение, жизнь. Если нет командиров, нет лидеров, то и стойкая часть воинского подразделения может последовать примеру паникера, труса и тогда неотвратимо вступает в силу психология толпы.

Как утверждают ученые, в толпе живет стадная душа, которая грозит поглотить отдельную личность. В толпе идет прилив и отлив идей от человека к человеку и устанавливается некий средний уровень мышления для всех человеческих скопищ. Все, что отличает человека одинокого, обычно утрачивается им, едва он смешивается с толпой других людей. Наступает притупление мыслительных способностей во всяком многолюдном сборище.

Толпа не раздумывает, не рассуждает. Ею движет в бою животное желание жить. Психология толпы неустойчива. Она неожиданно может сделать то, чего не сделал бы ни один из ее составляющих. Отдельный человек в толпе перестает быть личностью и становится одним из толпы, его воля теряет свою индивидуальность и сливается с общей волей.

Один из персонажей писателя В. Амлинского, учитель истории, обращаясь к классу, говорит: "А знаете, в отдельности вы все такие милые, а вот вместе вы иногда превращаетесь в стадо". И вообще, "когда людей много... они совершают самые неожиданные поступки. Самые героические, а иногда и самые страшные".

В экстремальных, опасных для жизни ситуациях многим воинам было трудно противостоять воле толпы, ее психологии. Вместе с толпой они оказывались в плену. Потом могло наступить протрезвление, но было уже поздно.

Очень хотелось бы знать, кого винить за подобную ситуацию.

4. ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ, НАДЕЖДА

Для оценки поведения людей на войне важно знать отношение их к жизни и смерти. Несмотря на распространенное мнение, что самое ценное в жизни человека - это сама жизнь, есть различные категории людей, относящиеся к жизни и смерти неодинаково.

Мой старый знакомый, военный хирург, побывавший во Вьетнаме во время неудавшейся там американской агрессии, на мой вопрос: "В чем, на твой взгляд, особенность вьетнамских военнослужащих?" (многих из которых он оперировал), - не задумываясь, ответил: "Они по-другому, чем мы, европейцы, относятся к смерти, они ее не боятся". Объяснил он это влиянием буддийской религии и традиционным воспитанием. При этом мы вспомнили и о японских камикадзе - добровольных смертниках.

Позже, уже во время Ирано-Иракской войны (1980-1988 гг.) много и с удивлением говорилось о мусульманах - шахидах, готовых принять и принявших смерть в войне за веру, за ислам (Джихад). По мусульманскому представлению, шахидам-мученикам в час кончины уготовано место в раю. Можно называть тех и других фанатиками и т.д., но в данном случае главное для нас то, что эти люди совершают свой поступок, связанный с неизбежным смертельным исходом, сознательно, больше того, заранее готовясь к нему. Это не самоубийство неудачников, людей, не выдержавших разные жизненные неурядицы и не минутный взрыв чувств. Один из очевидцев поведения дудаевцев после боевых операций пишет, что они не оплакивали своих погибших товарищей, а даже радовались за них. - "Наш друг оказался настолько совершенен, что Аллах решил уже взять его к себе!" - говорили друг другу бородатые боевики с зелеными повязками.

Большинство людей нашей страны воспитано по-иному, в основе этого воспитания - признание того, что жизнь - самая большая ценность и дается она только раз. Никто, кроме самоубийц, не хочет умирать. И тем дороже героизм наших воинов, совершенный во имя Победы над врагом, во имя свободы своей Родины, не будучи смертниками. В связи с этим не могу умолчать о поведении в бою моряков на суше. При этом хочется особо отметить, что моряки воевали здесь героически. При обороне Одессы, в боевых порядках оборонявшихся были подразделения военных моряков. Они были в черных бушлатах, в бескозырках. Поскольку черная форма демаскировала, то было приказано сдать ее. Сдали бушлаты, но бескозырки и тельняшки оставили себе. И вот, когда шли в контратаку, а было это часто, моряки сбрасывали с себя общевойсковое обмундирование, оставались в тельняшках, на голову надевали бескозырки, ленты в зубы - так и шли на врага, так и умирали.

В начале 1942 года в Евпаторию был высажен десант в составе 740 человек. Расчет на внезапность не оправдался. В тяжелых условиях, под обстрелом вражеской артиллерии и пулеметов удалось высадиться. Для выгрузки техники моряки удерживали настилы на плечах, будучи в ледяной воде и под огнем противника. Десант был почти полностью уничтожен, но никто не сдался. Оставшихся раненых немцы расстреливали прямо в палате больницы. Когда местные жители пришли забрать тела моряков, все лица убитых были обращены на середину палаты - все смотрели на врага, расстреливающего их. Кто бывал в Евпатории, мог видеть на Симферопольском шоссе, в 5 км от города, памятник этому десанту.

И все же, как утверждает академик Н.Бехтерева, есть целые генерации более смелые и менее смелые, то есть людей с разной степенью отношения к жизни и смерти. Одни, менее смелые - больше склонны к приспособленчеству, подвержены конформизму. Не исключено, что здесь сказывается определенное влияние существующего общественного строя. В тоталитарных системах больше послушных. Среди смелых те, кто не теряя своей индивидуальности, с риском сохраняет свое "я", оставаясь всегда самим собой. Здесь больше лидеров и творцов, пассионариев, способных к сверхнапряжению.

Война показала множество примеров пассионарности воинов различных рангов - от рядового солдата до генерала. Это бойцы, закрывавшие своим телом вражеские амбразуры; летчики, презрев смерть, совершавшие таран; это те, кто дрался с врагом и держался в ДОТах до последнего патрона, до последней возможности; это простой солдат - татарин Тимерен Зинатов, оставивший знаменитый автограф в каземате Брестской крепости: "Умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина! 22.VII-41 г.". Это и командир 44 стрелкового полка майор Гаврилов П.М., защитник этой крепости, оказавшийся обессилевшим и почти потерявшим сознание на 32 день войны в плену. Он стал последним пленным Бреста. (В 1957 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза). Нельзя не вспомнить о М.Девятаеве, совершившем беспримерный подвиг: будучи в плену, организовал группу и на вражеском самолете перелетел к своим; о генералах Карбышеве, Лукине, поэте Мусе Джалиле - авторе "Маобитских тетрадей", сотнях и тысячах военнопленных, которые, рискуя жизнями, держались стойко, больше того, вредили врагу, как могли.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

история Ибатуллин Т. Военный плен причины, последствия 6 народов
история Ибатуллин Т. Военный плен причины, последствия 5 германию
770 человек народов репрессий
история Ибатуллин Т. Военный плен причины, последствия 1 генерала
Пошлите от каждого корпуса по одной от восточной окраины берлина

сайт копирайтеров Евгений