Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Да, это жестоко под страхом смерти заставлять своих воинов драться с врагом. Однако представим себе обстановку, если бы этих заградотрядов не было под Москвой и Сталинградом.

Как человек военный, участник войны, я понимаю вынужденный характер создания заградительных отрядов. Однако нельзя согласиться с той бесчеловечностью, которая при этом имела место. Вот фрагменты из обнаруженного документа архива 2-й УА, о чем речь уже шла [21, 22].

"Действ. Армия.

...рховного Главного командования ... 4.42 (апрель 1942 года-Т.И.)

В каждой стрелковой дивизии и отдельной стрелковой бригаде сформировать ...ный заградительный отряд из надежных командиров и бойцов численностью не более батальона (на полк - Т.И.) в стрелковых дивизиях и не более одной роты... на батальон в отдельных стрелковых бригадах.

Задачей заградительных отрядов считать - прямая помощь командованию в установлении твердой дисциплины в дивизии и бригаде, остановка бегства, сдерживание паникеров, не останавливаясь перед применением оружия, ликвидация инициаторов паники, при поддержке честных и боевых элементов, не подвластных панике, но увлекаемых общим бегством.

... Формирование заградительных отрядов в стрелковых... закончить к 28.4.42...

Член Военного совета дивизионный комиссар Зуев".

В документе обращает на себя внимание следующее:

- численность заградотрядов составляет одну треть по отношению к остальной части личного состава, т.е. за спиной каждых двоих-троих воинов первого эшелона стоит один из заградотряда;

- особая жестокость к воинам, страдающим от голода, отсутствия боеприпасов и невозможности укрыться от огня противника.

Не говорят ли эти факты о полной деморализации войск, если уж стали необходимы такие крайние меры?

(Пока остается открытым вопрос: почему приказ не был подписан генералом Власовым, хотя в это время (с 16 апреля) он уже фактически командовал армией).

В войсках действовали военные прокуратуры, трибуналы, которые зорко следили за строгим выполнением приказов во всех звеньях. Жестокость военных трибуналов общеизвестна. Ими в течение 1941-1945 годов только за так называемые "контрреволюционные" преступления были осуждены 741 988 человек (18% от общего числа осужденных). (По другим данным, военными трибуналами было осуждено 994270 человек). Еще больше людей признали "антисоветчиками" несудебные органы. Среди них был и капитан А.И.Солженицын [53]. Всего во время Отечественной войны было приговорено к расстрелу 158 тыс. военнослужащих.

Фронтовики недобрым словом вспоминают об особых отделах СМЕРШа, предназначенных для борьбы с вражеской агентурой, в то время как от них пострадало много честных воинов, ставших жертвами системы стукачества, доносов. Поэт Виктор Кочетков дал образное определение: "Офицеры армейского СМЕРШа, инквизиторы прошлой войны". Конечно, такие органы на войне необходимы, но без того негативного, что было у нас.

Возьмем штрафные части, о которых долгое время стыдливо умалчивали, потому что они не вписывались в версию массового героизма. Эти части - порождение войны. Положение о штрафных батальонах и ротах в действующей армии было подписано Жуковым 21 сентября 1941 года. Предусматривалось иметь во фронте до трех батальонов офицерских и в армиях до 5-10 рот рядового и сержантского состава. На фронтах в разное время бывало от 9 до 14 батальонов и 230-270 рот. Всего в боях в составе штрафных частей ежемесячно участвовало от 18 до 25 тысяч человек. Следовательно, ежегодно штрафников на фронтах было от 200 до 300 тысяч человек. Правда, Генштаб дает за всю войну цифру 422 700 человек [1], а Институт военной истории - около 1,5 млн. человек [67]. То есть, за год в среднем до 400 тыс. человек. А это немало, если учесть, что в Действующей армии постоянно находилось 6,3-6,6 млн. воинов. Здесь нельзя не сказать о жестокости командований к людям, оказавшимся в штрафных частях, о безжалостном использовании их в бою, когда редко кому удавалось уцелеть.

В орбиту принудительных, репрессивных акций попало огромное число воинов. Это было наказание одних и строгое предупреждение другим - чтобы не повадно было.

Как видно из этого беглого обзора имевших место во время войны воспитательных и принудительно-карательных мер, проблема морального фактора представляется совсем не простой. Думать о высоком моральном духе как о чем-то само собой разумеющемся и умалчивать о том, как он достигался - значит искажать правду войны, а это вредно со всех точек зрения.

Возникает вопрос: насколько необходимы были бы перечисленные дорогостоящие мероприятия и многочисленные жертвы, если бы все народы дружно и добровольно в патриотическом порыве, как утверждалось у нас десятилетиями, стали на защиту своей Родины? Ответ только один: все это было ни что иное как "расплата" за ущерб, нанесенный народам довоенным тоталитарным режимом. Надо было выправлять положение. Будь довоенная жизнь в СССР иной, указанные воспитательные и принудительные меры по "формированию" высокого морально- боевого духа у советских людей оказались бы излишними, армия воевала бы хорошо и без всего этого.

Проблема военнопленных охватывает столь широкий диапазон факторов в разных их проявлениях, что подчас трудно определить где начало и где конец причин этого сложного явления. Временами кажется, что что-то и не относится к данному вопросу, но по мере углубления в него оказывается, что это имеет если и непосредственное, то хотя бы косвенное отношение.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Штабов военных округов противника военных
Надежда
история Ибатуллин Т. Военный плен причины, последствия 2 человек
Число пленных в разных источниках разное от 63 до 115 тысяч человек вылетов возможности
При прорыве блокады ленинграда этот плацдарм практически никакой роли

сайт копирайтеров Евгений