Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

И дело не только в том, что у военачальников не хватало образования.

При чтении мемуаров полководцев ВОВ становится очевидным, как они все боготворили и страшно боялись Сталина. Многие пишут о том, что только Жуков мог как-то отстаивать свое мнение перед Сталиным. При этом военачальники и не подозревали, не понимали, в какое унизительное положение ставили себя этим признанием. Часто главным эпизодом деятельности на фронтах четырехлетней войны, судя по мемуарам, наши полководцы считали доклады Сталину и то, что он при этом им сказал. В мемуарах редки случаи, когда кто-нибудь из них пытался бы настойчиво возразить Верховному, доказывая целесообразность своего мнения, предложения. Страх перед Сталиным нередко вышибал из них здравый смысл. В связи с этим вспоминаются один из персонажей Чехова, который говорил: "Я - раб, моя бабушка была крепостная", а также известная библейская история о том, как Моисей вел иудеев из Египта на родину целых сорок лет. И ведь не случайно водил он народ по пустыне, ждал, чтобы умерли те, кто помнил рабство, и чтобы выросло поколение, способное начать жизнь уже свободных людей.

Об этом невольно думаешь, перебирая в памяти поступки многих советских деятелей. Руководители самого высокого ранга подлаживались под мнение и настроение Сталина и представляли дело таким образом, каким тот желал видеть. Подтверждением этого является известный доклад начальника Главного разведывательного управления ГШ генерала Голикова (в последующем маршала Советского Союза) накануне войны, где он, вопреки неопровержимым фактам, отрицал возможность нападения немецко-фашистской армии, мотивируя это тем, что будто Германия не может вести войну на два фронта. Едва ли в истории человечества найдется подобный случай, результатом которого были столь трагические бедствия народа, гибель и плен миллионов воинов.

Да, мы победили под руководством перечисленных прославленных маршалов и других военачальников. Но можно с уверенностью утверждать: будь у них больше образования, воспитанности, а значит и чувства достоинства и свободы, вопросы решались бы по-иному. Они больше ценили бы и берегли жизни людей, несмотря на самые тяжелые условия войны, и цена Победы была бы иной.

Ведь каждому из них была вручена жизнь и судьба сотен тысяч людей. И распоряжались они ими в меру своих принципов, возможностей и представлений о свободе. А возможности и свобода нередко бывали ограниченными, поэтому и воевали зачастую не умением, а числом. Несмотря на высокое положение и ответственность, немало высших военных руководителей того времени в душе оставались исполнителями, а не творцами.

Итак, все перечисленные в 5-6 разделах факторы оказали самое серьезное негативное влияние на боеспособность Красной армии накануне Великой Отечественной войны и продолжали сказываться в ходе всей войны.

7. Моральный фактор

Моральный фактор у нас теоретически всегда имелся в виду, признавалось его значение, о нем много говорили и писали, однако мало что делалось, чтобы реализовать это признание.

От морального духа войск победа зависит минимум наполовину, - делился мыслями во время войны маршал К.А.Мерецков. О моральном духе армии стали говорить в войну довольно часто. И.Сталин в приказе N 55 23 февраля 1942 г. писал о пяти постоянно действующих факторах, которые решают судьбу войны: прочность тыла, моральный дух армии, количество и качество дивизий, вооружение армии, организаторские способности начальствующего состава армии [60]. Если бы раньше подумать об этом! Но, видно, об этом надо думать всегда - и задолго до войны, и накануне, и в ходе войны.

Здесь хотелось бы затронуть некоторые аспекты этой емкой, сложной и очень важной проблемы.

Как-то принято считать, что моральный дух - это что-то однозначное для всех воинов, вполне определенное, одинаковое состояние. А так ли уж оно едино для всех? Если мы признаем разность людей, то, очевидно, надо допускать, что у разных людей моральный дух формируется и проявляется в одних и тех же условиях по-разному.

Интересно обратиться к классификации людей, которую предлагает писатель Д.Н.Валеев [61]. Кратко. По его мнению, всех людей условно можно разделить на три типа: первый тип - человек, отвечающий только за себя и за то, что входит в круг узколичного эгоизма (человек, подчиненный микрообстоятельствам); второй тип - человек классовый и национальный, имеющий то или иное региональное верование и отвечающий за судьбу того ограниченного целого, к которому принадлежит (человек, подчиненный макрообстоятельствам); третий тип - человек, являющийся представителем неограниченного целого и отвечающий за судьбы человечества, всего мира (человек, обусловленный мегамиром). Причем в человеке присутствуют и противоборствуют все три начала, все три типа, но превалирует один, являясь главным в данное время. Все три составляющие находятся в постоянном развитии, ибо человек - не состояние, а процесс. Под воздействием различных обстоятельств человек пребывает в данном типе или переходит в другой низший или высший тип.

Представляется, что приведенная классификация людей по трем типам может быть признана правомерной как и все иные уже существующие. Возможно, и она позволит как-то прояснить интересующий нас вопрос: какой тип людей сформировался в СССР в довоенный период, в какую сторону шло их изменение и как это соотносилось с моральным духом армии? Уже упоминалось то, что перед войной обстоятельства в стране в морально-психологическом плане были сложными: репрессии охватили миллионы людей - как самих репрессированных, их семьи, родственников, друзей и просто знакомых, так и тех, кто стоял по другую сторону баррикады - а их было также миллионы, ведь за каждым репрессированным были свои осведомители, свой судья, свой надсмотрщик, свой палач. Поистине: "Полстраны сидело, полстраны сажало" (А.Ахматова). Значительная часть общества своим молчанием, а чаще всего и полным одобрением санкционировала массовые расправы. Больше того, топила их в гуле оглушительной демагогии.

В долгие годы беззакония одни были обижены, унижены и оскорблены, другие были напуганы и ждали своего часа, казалось, неизбежного ареста, третьи, внешне имитируя бодрость, в душе раскаивались в содеянном, думали о возмездии. И в то же время немало людей в стране с энтузиазмом строили новую жизнь, терпели лишения, нужду, довольствуясь самым малым, и считали, что так и должно быть, ибо не знали иного - лучшего. У них была какая-то общность - "общность людей на почве нищеты" (Ф. Абрамов).

Скрытое, запрятанное вовнутрь расслоение общества - отличительная черта того времени.

Известно также, военные обстоятельства начального периода войны со всеми неудачами, огромными потерями и жертвами оказали удручающее влияние на советских людей, на личный состав Красной Армии.

Эти и другие причины привели к тому, что в толще народа, армии резко выступила на первый план микросоставляющая человеческого духа - в определенной части общества и войсках стал господствовать микрочеловек (первый тип), руководствовавшийся узколичным эгоизмом - лишь бы выжить. Особенно это проявилось в оккупированных областях страны с населением более 70 млн. человек. Судьба страны, народов для таких людей отодвинулась на задний план. Об этом же состоянии армии, в частности, свидетельствует следующий документ - Справка, адресованная наркому внутренних дел СССР. В ней говорится: "С началом войны и по 10 октября с.г. Особыми отделами НКВД и заградительными отрядами войск НКВД по охране тыла задержано 657 364 военнослужащих, отставших от своих частей и бежавших с фронта. Из числа задержанных арестовано 25 878 человек, остальные 632 486 сформированы в части и вновь направлены на фронт" [62]. Расстреляно 10 201 человек, из них перед строем 3 321 человек. Эти данные только за 3,5 месяца войны и охватывают все действовавшие в то время фронты. Для сравнения: наши общевойсковые армии в то время насчитывали 65-93 тысячи личного состава. Следовательно, отставшие от своих частей и дезертиры по численности равнялись 7-10 армиям! По официальным данным, отставших от эшелонов, без вести пропавших в боевых действиях (их так и не нашли к концу войны) числилось 212 400 человек [63].

Вместе с тем, история ВОВ позволяет сделать вывод, что в годы войны произошло изменение морально-психологического состояния людей в тылу и на фронте. По мере изменения боевой обстановки, приобретения командованием и войсками опыта, а также успешных действий их на фронтах появилась уверенность в победе над врагом, стало меняться соотношение типов людей, на передний план все больше выступал второй тип - посепенно повышался моральный дух армии.

Опыт прошлых войн, как утверждает В.П.Галицкий [64], свидетельствует, что доминирующей составляющей поведения людей на войне является нежелание большинства из них участвовать в боевых действиях. Даже в период массовых патриотических и национальных подъемов у подавляющего большинства граждан воюющих государств чувство боязни за свою жизнь, нежелание быть раненным, плененным по мере участия в боевых действиях усиливается.

Эти, кажущиеся на первый взгляд противоречивыми, положения вполне вписываются в рамки войны, где отдельные личности, малые и большие группы людей относятся к войне и ведут себя по-разному.

Так что моральный дух войск не есть императив, он бывает разным у разных групп людей - высоким, низким, нормальным - и меняется в зависимости от множества объективных и субъективных причин. Как правило, он обусловлен состоянием большинства участников событий.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Угнанных в германию жителей оккупированной территории советского союза долгое время относилась к
Тонкости военного плена
При других условиях они оказываются нормальными честными людьми
история Ибатуллин Т. Военный плен причины, последствия 13 плацдарм
277 761 человек

сайт копирайтеров Евгений