Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

По въезде на ристалище вызвавший обращался к коннетаблюили маршалу ристалища со следующими словами:

»Многоуважаемый сеньор, по повелению нашего государякороля, я, такой-то, являюсь к вам в том сооружении, какое приличнодворянину, обязанному ступить в бой по такой-то распре, с таким-то дворянином,злодеем, предателем или убийцей, что, при помощи Божьей, Пресвятой Богоматерии св. Победоносца Георгия, я берусь доказать сегодня, по назначениюкороля, нашего государя. А чтобы исполнить это, я явился и представляюсьвам по долгу своему и требую, чтобы вы мне уделили поля, воздуху, светаи все, что в подобном случае необходимо и полезно. Когда вы это учините,я исполню свой долг при помощи Бога, Богоматери и св. Победоносца Георгия».

Ристалища для дуэли строились сорок шагов в ширину и восемьдесятв длину. Палатка вызвавшего вскидывалась по правую сторону короляили судьи, палатка вызванного - по левую. Высказав свои желания, противникивъезжали на поле битвы с опущенным забралом, знаменуясь крестом; потом,приблизясь к шатру короля или судьи, поднимали забрало и говорилипред королем: «Всемилостивейший и державнейший король, наш государь,я, такой-то, предстаю вам, как правосудному монарху и судье, в назначенныедля этого вами день и час, чтобы порешть с таким-то, за убийство или предательство,в чем клянусь Богом, который да будет сегодня мне в помощь». Затем он подавалмаршалу поля бумагу, содержащую в себе все им сказанное. В это же времягерольд вторично провозглашал приведенные выше речи.

Потом вызвавший, с открытым забралом, становился на колениперед богато убранным столом, заменявшим алтарь; на столе лежала подушкаи служебник, на подушке распятие; подле стоял священник, говорившийв таких случаях:

»Итак рыцарь, или оруженосец, или такой-то владетель, вызвавший,вы видите здесь истинное воспоминание Спасителя нашего, Бога истинного,Иисуса Христа, волей за нас пострадавшего и спасения нашего ради умершего;молите Его о милости, молите Его, да благословит Он вас в сей день на вашеправое дело, ибо Он Верховный Судья. Вспомните, какую клятву вы принесете,ибо в противном случае душа ваша, честь ваша и вы сами будете в великойопасности. После этих слов маршал брал вызвавшего за обе руки, на которыхбыли перчатки; правую его руку клал на распятие, а левую на служебник,открытый на каноне, начинающемся словами Те igitur, потом предлагалему произнести следующую клятву:

»Я, такой-то, вызвавший, клянусь этим воспоминанием нашегоСпасителя Бога Иисуса Христа, и Св. Евангелием, и верой истинногохристианина, и святым крещением, полученным мной от Бога, что я, бросаяперчатку, имею доброе, правое святое дело, имею право вызвать такого-то,как злодея, предателя и убийцу (смотря по свойству преступления), которыйзащищает неправое и дурное дело, что я сегодня докажу ему в бою грудьс грудью, при помощи Бога, Богородицы и св. Победоносца Георгия».

После этой клятвы вызвавший возвращался со своими приверженцамии приводившей его стражей в свою ставку.

Вызванный, в свою очередь, с теми же церемониями подводилсяк алтарю и произносил почти такую же клятву; потом его отводили в егоставку.

Но этими двумя клятвами, сказанными каждым порознь, довольствовались.Было еще третье и последнее испытание, сопровождавшееся еще большейпышностью и торжественностью. Обоих противников заставляли произноситьклятву вместе. Выходя из своих ставок в одно и то же время, они в сопровождениистражи медленно, шаг за шагом приближались к алтарю. Здесь они становилисьна колени перед распятием; маршал снимал перчатки с правой руки каждогои клал их по сторонам распятия. Тогда священник трогательным увещеваниемнапоминал им страдания Господа Иисуса Христа, Который, умирая, простилСвоих мучителей, он указывал им на страшные последствия произнесенныхими клятв, постыдную смерть, ожидающую кого-либо из них, и что всего печальнее- погибель души клятвопреступника; он заключал поучение советом,лучше положиться на милость государя, чем навлекать на себя гнев Божийи отдавать себя вечным мукам ада.

Понятно, какое впечатление производили такие речи на людей,хотя и непросвещенных, хотя и подверженных страстям и предрассудкам,но зато людей верующих и верующих горячо и искренно. Лишь только священникоканчивал поучение, маршал спрашивал вызвавшего: «Хотите ли вы присягнуть,как вызывающий?» И случалось тогда, что совесть доброго рыцаря заставлялаего отречься от вызова. Тогда государь миловал и налагал епитимью.Но если он соглашался присягнуть, то маршал заставлял его, а за ним и вызванногопроизносить клятву, почти совершенно подобную первым; он только прибавлял,что они клянутся раем, душой, жизнью и честью, что дело их святое и правое.

После этой клятвы, оба противника прикладывались к распятию,вставали с колен и возвращались в свои ставки. Священник тотчас же бралраспятие и служебник и удалялся, а герольд в ту же минуту произносилпрокламацию в третий и последний раз.

Глубокое молчание, молчание мертвое царило в собрании; каждыйоставался неподвижным на указанном ему маршалом месте. Тогда на срединуристалища вступал герольдмейстер или герольд, который три раза выкрикивал:«Исполняйте ваши обязанности!» И эту минуту оба противника выезжалидруг против друга в сопровождении своих приверженцев, а ставки их выносилисьза ристалище.

Затем маршал, заняв место на помосте среди поля битвы и держав руке перчатку, кричал троекратно:

»Начинайте!», после чего бросал перчатку, и начиналась битва.Выше было уже сказано, как она оканчивалась для победителя и побежденного.

Таковы были вообще законы, по которым устраивались судебныепоединки и обряды, их сопровождавшие. Легко понять, что благодаряподобным оковам, поединки не были слишком часты.

В заключение этой главы мы приведем рассказ о двух поединках,которые сохранились в истории; они дополнят сказанное о дуэлях.

Первый из этих поединков происходил в Париже в 1386 г., вцарствование Карла II, между Жаном Каружем (Jean de Carouge), рыцареми владельцем Аргентейля, и Жаком Легри (Jaques Legris), также рыцарем;оба - придворные Петра алансонского.

Супруга Каружа, по возвращении его из заграничного путешествия,объявила ему, что в его отсутствие она была недостойно оскорблена ЖакомЛегри. Жак Легри отрицал это. По жалобе сеньора Каружа дозволена быладуэль не с разрешения короля, обыкновенно изъявлявшего на это согласие,а по указу парламента. Муж был защитником жены против Жака Легри. Полебитвы устроено было на полях Св. Екатерины, где обыкновенно происходиливоенные игры. Сеньора Каружа сопровождал граф Сён-Поль, а Жака Легри- придворные герцога алансонского. Дуэль происходила в присутствииКарла II, всех принцев крови и баронов, как французских, так и иноземных,явившихся на это зрелище, объявленное задолго до срока.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Запрещавший судебные поединки
Наш государь
Из желанияпопасть в оруженосцы
Где государь
Затем дамами выбирался почетный рыцарь

сайт копирайтеров Евгений