Пиши и продавай! |
---------------------- 43 Наконец, отступает вера в неотвратимость конца мира: угроза Страшного суда, изображаемая на порталах соборов, как бы отвращается. Земля не имитирует больше небо, она становится реальностью, небо же, наоборот, имитирует землю. Прогресс королевской юстиции теснит компетенцию Бога и небесного мира в целом. В конечном счете, как в этом признается сам Людовик Святой, земная жизнь стоит того, чтобы быть прожитой. Происходит великое обращение христианского общества к земному миру. Расчищается путь для первых подступов к новому времени. Новые ценностные ориентации будут еще очень долго пробивать себе дорогу к победе. Доктрина презрения к миру долго останется несломленной, хотя и утратит доминирующие позиции; христианство страха, столь ярко обрисованное Жаном Делюмо, вновь восторжествует в XIII—XVIII вв., препятствуя секуляризации ценностей. Полным архаизмов выступает и ренессансный гуманизм, как это мастерски было показано Люсьеном Февром в отношении Рабле. И тем не менее долгий процесс вызревания наук о природе и жизни начинается уже в XIII в. И его началом была революция в развитии зрения, связанная с прогрессом оптики и изобретением очков, позволивших лучше видеть мир. Построение линейной перспективы расширило поле зрения по горизонтали и тем ограничило господство в нем вертикали, направленной к небу. Астрономия и астрология отдали земле власть над звездами, хотя примат неба, проанализированный Карло Гинзбургом, еще не исчезает. Лишь великие открытия и, особенно, научная революция, совершенная исследователями от Коперника до Галилея и от Гарвея и Декарта до Ньютона, сделают необратимой и всеобщей перестройку ценностных ориентации. Парадоксально, но, лишая Землю ее места в центре Вселенной, новая наука освобождает земное. От идей роста и обновления, развившихся в контексте перемен XII—XIII вв., Запад сможет перейти затем к идее прогресса, что станет прощанием со средневековьем. 44 Исследование изменения ценностных ориентации в истории Запада исходит из идеологии, признающей определенный смысл истории. Так, мне кажется, что в этой истории начиная с Х и до XIX в. имел место некий единый «тренд», который можно осмыслить с помощью понятий роста, а затем и прогресса, ширящегося обращения к ценностям земного мира (хотя эта общая линия развития не раз, конечно, прерывалась за эти столетия многочисленными кризисами, особенно кризисом XIV—XV вв.). Эта идея не противоречит происшедшему в XX в. отказу от представления об однонаправленном линейном прогрессе в истории. История ценностных ориентации — это путь, отмеченный как скачками вперед, так и отступлениями, разветвлениями и разрывами. Однако она предполагает, что, несмотря на огромное давление исторических структур и тирании событий, человек как личность и как член общества способен влиять на общий ход истории и определять свою судьбу. И в этом огромную роль играют его ценностные ориентации, которые он определяет в процессе самоосознания. истории Гофф Ж. С небес на землю 7 времени |
|
|
|