Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

34

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Блок М. Апология истории. М., 1986.
Демография западноевропейского средневековья в современной зарубежной историографии // Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1984.
Женщины. Брак. Семья до начала Нового времени (демографические социокультурные аспекты) // Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1993.
Историческая демография докапиталистических обществ Западной Европы. Проблемы и исследования // Под ред. Ю. Л. Бессмертного. М., 1988.
Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.
Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI-XIII веков. Эпоха. Быт. Костюм. М., 1978.

В средние века - как и во все другие древние времена - люди избегали уединенной жизни. В одиночку совладать с опасностями, которыми дикая природа угрожала тогда человеку, было очень непросто. Люди старались селиться сообща. Самыми распространенными в средние века были сельские поселения. Поэтому в течение большей части Средневековья именно их устройство характеризовало собой строй общества в целом.

Средневековая деревня

Мыслимо ли узнать, какими были эти давно исчезнувшие поселения? В чем видели их жители счастье и несчастье? В каких отношениях находились друг с другом и с властью? Чем были заполнены их будни и праздники? Не на все эти вопросы удается сегодня найти ясные ответы, но многое мы уже знаем.
Археологические раскопки средневековых поселений рассказывают об устройстве крестьянских хижин (как и возвышавшихся над ними жилищ властителей), о домовой утвари, о том, чем и как пахали землю, что сеяли, и даже .о том, какие игрушки были у детей и какие украшения носили женщины. Но еще важнее сведения, которые удается почерпнуть из дошедших до нас письменных текстов. Чаще всего их авторами были монахи, лучше других знавшие тогда грамоту. Будучи рачительными хозяевами, они составляли подробные описи принадлежавших им деревень. В некоторых из таких рукописных
36
свитков перечислены десятки или даже сотни сельских поселений, упомянуты по именам их жители и их занятия, описаны имевшие место споры между соседями, сделки между ними и пр.
Одна из самых обширных из числа сохранившихся монастырских описей была составлена в начале IX в. в области Парижа и касалась владений монастыря Святого Германа. В ней перечислено более сотни деревень. Каждая из них насчитывала обычно по 10-12 дворов, изредка встречались большие села по 30-40 дворов. Дома были небольшими, чаще всего наполовину врытыми в землю. Стены дома делались из жердей и обмазывались глиной, крышу крыли соломой.
Крестьянская семья. В каждом из домов жила чаще всего одна семья - отец, мать и несколько ребятишек, Крестьянские женщины рожали часто, но большинство из новорожденных вскоре умирали из-за болезней. До 10- 12 лет, т. е. до возраста, который считали тогда наступлением совершеннолетия, доживало не более половины родившихся. Особенно тщательно родители стремились выхаживать мальчиков - будущих кормильцев. К новорожденным девочкам, да и к взрослым девушкам и женщинам относились с некоторым пренебрежением: главными во всем, что выходило за рамки ведения домохозяйства, считались тогда мужчины. Долгое время даже имена мужчин и женщин составлялись по-разному. Счастьем крестьянской семьи считалось уберечь от смерти побольше сыновей. В средние века вообще, а в ранее Средневековье в особенности, больше всего ценились рабочие руки, без которых особенно в сельском хозяйстве нельзя было достичь достатка: ведь все основывалось тогда на ручном труде.

Крестьянские будни.

Судя по описи владений монастыря Святого Германа и другим подобным ей описям, все свои будни крестьяне отдавали труду на полях. Тем не менее урожаи были очень низкими, так как не хватало удобрений, было очень мало тяглого скота, а железные орудия труда использовались еще редко. В IX-X вв. считалось удачей, если удавалось собрать зерна хотя бы вдвое против посеянного. В XI-XIII вв. - второе или вчетверо. Хранить
37
зерно и овощи не умели, запасов на "черный день" не было. Домашний скот (в VIII-IX вв. - овцы, свиньи, волы, в XI-XIII вв. - еще и козы, коровы, лошади) был немногочисленным. Недороды случались чуть не каждые 5-6 лет. В такие годы от голода и болезней умирали целыми семьями. Поэтому средневекового человека мало что страшило больше, чем угроза голода.
Зависимые крестьяне. Для самих крестьян угроза голода не была бы столь неотступной, если бы не необходимость отдавать немалую часть урожая господину земли. На землях монастыря Св. Германа таким господином - не считая короля - был сам монастырь. Первые земельные пожалования он получил еще в VI в. от одного из франкских королей, рассчитывавшего таким путем замолить свои грехи перед Богом. За прошедшие после этого 300 лет права и привилегии монастыря выросли многократно и не только за счет новых королевских пожалований. Немало уступок в пользу монастыря сделали жившие по соседству мелкие свободные земледельцы. Многим из них приходилось время от времени обращаться в монастырь за помощью. То надо было заручиться поддержкой против притеснений со стороны какого-либо особенно наглого королевского чиновника. То требовалось подзанять зерна в неурожайный год. То нужна была помощь в споре с соседями из-за прав на леса и пастбища. Взамен за свою поддержку монастырь добивался согласия этих людей на выполнение в его пользу продуктовых или денежных повинностей или же на помощь во вспашке земли и уборке урожая на господских полях. Ценой выполнения в пользу монастыря таких оброков и барщин мелкие земледельцы сохраняли свои хозяйства, но вполне свободными этих людей уже не назовешь. Ведь они могли отныне пользоваться своими землями только при условии наследственного выполнения повинностей в пользу монастыря. Таких крестьян стали называть зависимыми держателями земли, а их земли - зависимыми держаниями.
Когда какой-либо зависимый держатель умирал, его держание переходило сыновьям. Монастырь не препятствовал этому, так как найти нового держателя из-за не
38
достатка людей было трудно. Крестьяне привыкли ,поэтому считать держания своими наследственными владениями. При необходимости они обменивали их с соседями или даже продавали другим крестьянам. Если те соглашались безоговорочно выполнять установленные повинности, монастырь не возражал против таких сделок, поскольку его права оставались незыблемыми. Когда в крестьянской семье подрастали сын или дочь, которым не удавалось подыскать себе брачную партию в родной деревне, они могли переселиться в соседнюю, если только соглашались по-прежнему уплачивать монастырю "поголовную пошлину" и другие личные платежи. На тех же условиях могли переселяться и целые крестьянские семьи. Большинство западноевропейских зависимых крестьян имело таким образом относительную свободу перехода с места на место.
Были, однако, и такие крестьяне, которые такой свободы не имели: земельного надела у них не было вовсе (или же он был очень мал), жили они в основном за счет продуктов, выдававшихся приказчиком монастыря, и целыми днями работали на господских полях или в господском дворе. Таким крестьянам нечего было продавать или обменивать, чтобы переселиться в другое место. Возможности уйти от своего господина у них не было. Некоторые из них не могли без его соизволения даже жениться, По большей части это были наследники позднеримских рабов. Историки называют таких крестьян "крепкими земле" или крепостными.
Со всеми другими крестьянами их объединяло, однако, то, что они могли пользоваться многими из окружавших деревню лесов, собирать там сухостой или даже рубить дрова, охотиться на некоторые виды дичи, ловить в реках мелкие сорта рыбы, пасти скот на пустошах, собирать дикие фрукты и ягоды. Этими правами на лесные и пастбищные угодья все жители деревни владели сообща. Спорные вопросы крестьяне решали на сельских сходах всей деревенской общиной. На ее сходках мог присутствовать и представитель монастыря. Но случалось, что общинное собрание помогало всем недовольным объединится против несправедливых требований землевладельца.
39

Натуральное хозяйство.

В описи владений монастыря Святого Германа (как и во всех ей подобных) почти все крестьянские обязанности описывались очень детально. Вот, например какие повинности должен был выполнять в течение года крестьянин Иворий из селения Вилламильт: взамен военного сбора, который монастырь Св. Германа собирал от имени короля, Иворий должен был отдать четырех баранов; в качестве поголовной пошлины ему полагалось уплатить с каждого члена семьи по 4 денария; за сбор дров в господском лесу - еще 4 денария; после сбора урожая - 5 мер полбы; отдельно - 100 жердей и 100 дранок (для покрытия крыши) из собственного леска, 6 кур и яйца; кроме того семье Ивория предписывалось вспахать 4 участка господской земли под озимые и 2 под яровые, а также присылать во время пахоты одного работника на 3 дня в неделю; еще следовало совместно с соседями снаряжать запряженную волами повозку для перевозки монастырских продуктов.
Выполнить все эти повинности было кончено нелегко. Важно, однако, что их объем и состав не менялись не только годами, но и многими десятилетиями (а то и столетиями). Стремления к непрерывному и непрестанному увеличению доходов не проявляли ни монастыри, ни другие крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. В первую очередь это объяснялось тем, что люди того времени еще почти ничего не знали о возможностях улучшения жизни и потому довольствовались очень немногим - тем что можно было изготовить своими средствами. Не только крестьяне, но и их господа долгое время носили домотканую одежду, самодельную обувь, ограничивались утварью и инвентарем, которые удавалось изготовить на крестьянском дворе, или в лучшем случае усилиями местных умельцев-ремесленников. Господа покупали по большей части лишь предметы роскоши, да оружие. Крестьяне - почти ничего, кроме железных частей сельскохозяйственного инвентаря. Таким образом, крестьяне вели хозяйство, при котором люди довольствуются тем, что произведено преимущественно собственными силами, т. е. натуральное хозяйство.

40
Мерилом удачи для простых людей было при таком строе не накопление богатства, но поддержание и сохранение достигнутого социального положения. Средневековый крестьянин мечтал не о том, чтобы возвыситься, но о том, чтобы жить так, как жили предки, сохраняя прежние права и возможности, оберегая от невзгод себя, семью, родственников и близких. О поддержании в неизменном виде всех общественных порядков мечтали тогда и господа крестьян, хотя многие из них и не довольствовались имевшимися у них привилегиями.

Господствующий класс

Все крупные землевладельцы имели то общее, что на полях они не работали и жили за счет труда крестьян. Но почти во всем другом они отличались друг от друга. Заметнее всего были различия между церковными и светскими господами. К первым относились монастыри, подобные уже известному нам богатому монастырю Св. Германа, или же менее крупные монастыри и церкви. Это были как бы коллективные земельные собственники. Каждый из них объединял десятки (или даже сотни) монахов или клириков-служителей церквей, которыми управляли выборные (или назначенные) аббаты и епископы. В отличие от церковных господ не причастные к церкви знатные и служилые люди-королевские и герцогские приближенные - владели землями и крестьянами индивидуально. Однако между собой все они были тесно связаны отношениями вассальной верности.

В средние века - как и во все другие древние времена - люди избегали уединенной жизни. В одиночку совладать с опасностями, которыми дикая природа угрожала тогда человеку, было очень непросто. Люди старались селиться сообща. Самыми распространенными в средние века были сельские поселения. Поэтому в течение большей части Средневековья именно их устройство характеризовало собой строй общества в целом.

Понятие феодального строя

По названию пожалования вассалу - "феоду" - весь строй средневекового общества принято условно именовать "феодальным". Не все историки считают это удачным, так как слово "феод" не содержит в себе достаточной характеристики средневекового общественного устройства. Пока что мы познакомились лишь с некоторыми наиболее важными его особенностями. К ним следует отнести: господство натурального хозяйства; сосредоточение абсолютного большинства населения в деревнях; господствующее положение в обществе крупных землевладельцев, взаимосвязанных между собой и с менее крупными землевладельцами личными вассальными связями; несвободное положение крестьян-земледельцев, лично зависящих от своих господ; отсутствие в обществе безудержной жажды накопления богатства. Кроме этих уже изученных особенностей средневековое общество отличалось и некоторыми другими: во-первых, разделением власти над обществом между ко
42
ролями и их вассалами и, во-вторых, господством христианской церкви,

Феодальные междоусобицы.

Вершиной вассальной пирамиды выступал король. Однако после распада империи Карла Великого во всех странах Западной Европы королевская власть долгое время не имела ни авторитета, ни реальной силы. Почти всеми ее правами овладели бывшие королевские чиновники и другие крупные землевладельцы. В их руках были и суд, и налоги, и даже сбор военного ополчения и распоряжение вассальной дружиной. Тем не менее, титул короля продолжал манить многих знатных, так как он сулил особый почет и возможность возвышения своего рода. Поэтому в раннее Средневековье в среде знати шла непрерывная борьба за королевский титул. Очень часто она приобретала вооруженный характер. Многие крупные феодалы, собрав своих вассалов, нападали на соперников, требуя признать свое верховенство и принести клятву вассальной верности. Каждая такая военная операция длилась недолго - несколько дней или недель. Ни жизни, ни даже материальному благополучию самих феодалов она почти не угрожала. Многие из соперников давно знали друг друга или даже находились между собой в близком родстве. Нередко сразу же после очередной стычки победители и побежденные усаживались за один стол и отмечали примирение общей трапезой. Каждый из противников рассчитывал на больший успех в следующей стычке. Но для простых крестьян эти бесконечные военные столкновения всегда оборачивались бедой, так как воюющие феодалы не щадили ни полей, ни домов, принадлежавших простым людям.

Средневековое христианство и церковь.

Против феодальных усобиц выступала и церковь. Уже первые франкские короли действовали в союзе с церковью и возглавлявшими ее римскими папами. С тех пор при поддержке королевской власти христианство получило дальнейшее распространение во всех странах. Правда, в умах очень многих простолюдинов христианские представления искажались и причудливо преобразовывались. Например, среди них было распространено убеждение, что все воины,
43
включая и феодалов, господствующие над земным миром, обречены на погибель на "том свете". Наоборот, все сельские труженики, бесхитростные и простые, смогут после смерти обрести райское блаженство и своими глазами увидят муки их угнетателей в аду. С действительным содержанием христианского вероучения, в котором подчеркивалась личная ответственность каждого человека за судьбу его души - независимо от социальной принадлежности в земном мире - народное истолкование христианства имело мало общего. Зато оно помогало простолюдинам смириться с тяготами повседневной жизни, примириться с их угнетенным положением.
Этому же способствовала и деятельность всей церковной организации. В каждой области ее возглавляли епископы и архиепископы, выбиравшиеся на специальных церковных соборах по согласованию с папой. Именно в среде этих высших служителей церкви были составлены ученые трактаты, оправдывавшие земное неравенство. В них, в частности, объяснялось, почему следует считать справедливым и соответствующим предначертаниям Бога разделение людей на клириков, воинов и трудящихся: первые молятся о спасении человеческих душ всех христиан, помогая искупить первородный грех и последующие грехи; вторые, - действуя во главе с королями - призваны карать мечом тех, кто не следует господним заветам или вовсе не принимает христианскую веру; третьим же надлежит обеспечивать всех остальных хлебом насущным: выполняя свой долг, каждый из этих социальных разрядов помогает всем остальным и тем обеспечивает всеобщее благоденствие.
Феодальные усобицы резко противоречили церковному учению о взаимосвязанности социальных разрядов и взаимопомощи между ними, ставили под сомнение все христианские представления об устройстве мира. Но церковь выступала против феодальных усобиц не только поэтому. Многие епископы были недовольны тем, что феодальные властители бессмысленно растрачивают силы в борьбе друг с другом, вместо того чтобы отвоевывать области на юге и юго-востоке Европы, где господствовали арабы и мусульманство. К тому же в ходе феодальных усобиц каждая
44
из соперничающих клик не гнушалась использовать для привлечения новых вассалов имущество монастырей, опустошая их, и церковные здания. Все это объясняет, почему в XI в. многие епископы стали призывать к запрету частных войн между отдельными феодалами, На территории таких епископств объявлялся "угодный Богу мир", "Божий мир". Нарушителю мира грозило отлучение от церкви и изгнание из страны. Осуществлялось это силами военного ополчения, создававшегося самими епископами из числа военных слуг и уцелевших еще в некоторых местах свободных земледельцев. Церковь старалась также повсюду привлечь к борьбе с феодальными усобицами королевские семьи и их вассалов. Если в раннее Средневековье короли помогали усилению христианской церкви, то в более поздний период церковь стала одной из сил, опираясь на которую короли смогли начать борьбу за подчинение знати своей власти. Как мы увидим, это не помешало в дальнейшем острому соперничеству между королями и церковью.

Развитие общественного устройства и государственности у народов Западной Европы прошло в период раннего Средневековья в два этапа. Первый этап характеризовался сосуществованием видоизмененных римских и германских общественных институтов и политических структур в форме "варварских королевств". На втором этапе раннефеодальное общество и государство выступают как особая социальнополитическая система.
Раннефеодальные государства Западной Европы складывались в бурной обстановке массовых переселений, постоянного перемещения границ, ближних и дальних военных походов, непрерывных междоусобных войн, территориальных разделов и внешних вторжений, из синтеза примитивных форм германской государственности и остатков римских учреждений (там, где таковые имелись). Динамика этого процесса во многом определялась скоростью перераспределения земельной собственности, изъятой у римского фиска и римских посессоров в пользу дружинной аристократии и церкви в эпоху "варварских королевств". Важнейшую роль в феодализации варварских обществ сыграла королевская власть. Крупные королевские земельные пожалования, а также раздача магнатам и церкви налоговых и судебных привилегий-иммунитетов создали материальную и правовую базу сеньориальной власти. Зачастую иммунитетные грамоты, передающие в качестве особых
46
привилегий ряд полномочий верховной власти магнатам и запрещавшие деятельность королевских чиновников на территориях, принадлежавших иммунистам, только закрепляли фактически сложившееся положение. В процессе социального расслоения и роста влияния землевладельческой аристократии между собственником земли и населением, сидящим на его земле, естественно возникли отношения господства и подчинения. В подобных случаях иммунитет лишь завершал становление сеньории. Но нередко тому или иному магнату предоставлялись иммунитетные права на получение доходов и управление населением территорий, не находившихся ранее под их властью, что открывало им возможность последующего "феодального освоения" этих территорий и создания новых сеньорий. На такую же перспективу могли реально рассчитывать графы и герцоги, которые получали в вознаграждение за свою службу не только часть собиравшихся ими судебных штрафов, пошлин и других денежных поступлений с населения их округов, но и значительные земельные пожалования. Превращение этих должностей в наследственные, а службы - в вассальную снимало различия в положении населения подвластных им округов и их частных владений. Впрочем, не меньшую роль в сеньориальной экспансии играло прямое насилие, о чем красноречиво свидетельствуют дошедшие до нас документы.

Из грамоты XI в.

Граф Райнальд (фогт монастыря св. Михаила в Верденском диоцезе) хищнический сбор денег, в простонародье называемый тальей, первый ввел на земле нашей; людей [наших] заключал в темницу и пытками вымогал их имущество; вынуждал их на собственный их счет укреплять замки. Часто на земле нашей проживал и не на свои средства, а на средства бедняков жил, [так что] в конце концов земля наша более чем его собственная, всячески отягощена была поборами в его пользу. Тиранство это ныне здравствующему сыну своему Райнальду он оставил, признавшись, впрочем, публично перед ним в том, что все это вершил не по праву. Этот же настолько превзошел
47
в коварстве отца, что люди наши, коим не под силу выносить его притеснения, земли наши впусте оставляют; те из них, кои остаются на месте, следуемое нам с них платить не могут, или же не желают, и одного его только боятся, одному ему только служат. Когда же в прошлом году мы испросили против него справедливый приговор апостолического престола, он сверх меры на то разгневался... и, изощряясь в коварстве, [настолько] каждодневно притеснения умножает, [что] нам угрожает опасность, за неимением средств к существованию, монастырь наш покинуть... (Социальная история средневековья. Т. 1. М., Л., 1927. С. 220).

Из Анжуйских хроник XI в.

Жеро, сеньор Монтрей-Беллей, жестоко утеснял монахов и крестьян приорства Мерон, зависимого от аббатства Сент-Обен в Анжерском диоцезе. Он "грабил собственные припасы монахов, вывозил добычу, брал в плен людей, ввергал их в узилище, [держал там] до тех пор, пока не отдавали ему свое имущество до последней монеты". Сверх того он силою установил на землях приорства сеньориальные права - "неслыханные и злые обычаи", хотя земли эти считались свободными и избавленными от всяких сеньориальных поборов. Укрепившись в своей неприступной башне, Жеро не обращал никакого внимания ни на угрозы графа Анжу, ни на проклятия епископа. В конце концов монахи "рассудили, что лучше [добровольно] отдать часть, чем потерять все", и "заключили с тираном договор, признавши и себя самих и всех своих людей его данниками". Договор написали на пергаменте, и к нему были приложены печати графа, аббата Сент-Обен и "самого тирана", "беззаконное насилие которого [тем самым] как бы превращено было в право". Однако счастье скоро изменило Жеро, потерпевшему в борьбе с графом Анжуйским полное поражение. Замок его был осажден и взят, а сам он со всею семьею и челядью был захвачен в плен графом. Тогда и монахи добились уничтожения ненавистного, силою исторгнутого у них документа (Там же. С. 221-222).

48
По мере упадка родовых институтов и расширения комплекса административных, полицейских и судебных прав землевладельца по отношению к своим "подданным" сеньориальная власть росла и укреплялась. Территориальные владения сеньора сначала фактически, а затем и юридически превращались в судебно-административный округ и единицу комплектования вооруженных сил, а его хозяйственный и военный персонал - в аппарат непосредственного принуждения. Tax сеньория стала основной социальной и политической ячейкой феодального общества, (см. стр. 61-64).
Особая роль в процессе формирования новых общественных связей принадлежит развитию отношений вассалитета. С одной стороны, мелкие землевладельцы, стремясь получить защиту и покровительство, сплошь и рядом сами подчиняют свою землю более крупным сеньорам, заключают с ними соответствующие договоры и становятся их вассалами. С другой стороны, в поисках средств для новой организации войска государственная власть в лице Каролингов (Мерсенским капитулярием 847 г. Карл Лысый предписал, чтобы "каждый свободный человек выбрал себе сеньора") обращается к возникшему помимо нее общественному институту личной зависимости и покровительства и юридически закрепляет его, в результате чего практика вассалитета становится всеобщей, а ответственность сеньоров за своих "людей" официально признанной. Материальным обеспечением вассальных отношений являлось земельное держание за военную службу - феод (по-французски - фьеф, по-немецки - лен), "передача" которого оформлялась личным договором, подразумевавшим определенные феодальным обычаем взаимные права и обязанности. Это обычное феодальное право - кутюмы Северной Франции XI в. было зафиксировано письменно гораздо позднее - в середине XII в. в так называемых Иерусалимских Ассизах, которые были вскоре утеряны, однако юристы XIII в. вновь собрали, записали и прокомментировали сохранившиеся в устной традиции правовые нормы. Наиболее важной из этих записей считается трактат кипрского сеньора и юриста Жана Ибелина (см. стр. 64-67).
Как бы ни возник вассальный фьеф, он считался
49
пожалованным, само же пожалование предполагало символическую процедуру инвеституры (ввода во владение), которая следовала за ритуалом феодальной присяги-оммажем и клятвой верности-фуа . Смысл этой клятвы раскрывается в письме епископа Шартрского Фульберта герцогу Аквитании Гильому (1020 год): "...Кто клянется в верности своему сеньору, неизменно должен помнить о следующих шести [обязательствах]: невредимость, безопасность, почитание, польза, легкая доступность, прямая возможность. Невредимость - это значит не наносить вреда телу сеньора. Безопасность - это значит не выдавать его тайн и не вредить безопасности его укреплений. Почитание - это, значит не наносить вреда его праву суда и всему другому, что касается его положения и прав. Польза - это значит не наносить ущерба его владениям. Легкая доступность и прямая возможность - это значит не мешать ему достигать тех выгод, которых он легко может достигнуть, а также не делать для него невозможным то, что возможно. Если верный [вассал] остережется от этого вреда, то ведь того требует справедливость, и [еще] не заслуживает вассал за это феода, ибо недостаточно воздержаться от зла, если не сотворить блага. Остается поэтому, чтобы при соблюдении упомянутых шести [обязательств] вассал давал совет и оказывал помощь своему сеньору без обмана, если он хочет быть достойным награждения феодом, а также неизменно соблюдал верность, в которой клялся. И сеньор во всем этом должен точно таким же образом поступать в отношении к своему верному [вассалу]. А если этого не выполнит, по заслугам будет считаться вероломным, как и тот [вассал] будет обманщиком и клятвопреступником, если будет уличен в нарушении своих: обязательств действием или сговором..." (Хрестоматия по истории средних веков. Т. 1. M., 1961. С. 488-489.). О торжественных формулировках можно судить по сохранившейся записи клятвы, принесенной в 1068 г. Раймондом Беранже, виконтом Нарбонны, Раймонду Бернару, виконту Альби и Нима: "Впредь от настоящего часа
См. Часть третью, Раздел II.

50
я, Раймонд, сын Гарсенды, не обману Раймонда виконта, сына Рангарды, ни в том, что касается его жизни, ни в том, что касается членов его тела, и не лишу его жизни, и не захвачу в плен, и ни один мужчина и ни одна женщина по моему совету и моему умышлению [не сделают этого]. И не отниму у тебя ни городов твоих, ни замков, ни феодов твоих, какие имеешь и впредь с моею помощью приобрести сможешь... И если кто-либо из мужчин или женщин это сделает, я, Раймонд ...буду твоим помощником по чести и без коварства в тот самый час, как ты призовешь меня сам или через своих уполномоченных..." (Социальная история средневековья, Т. 1. С. 232).
Таким образом система договорных отношений со временем связывает отдельные сеньории в сложную иерархическую структуру - "феодальную лестницу". На высшей ее ступени находятся графы, герцоги, территориальные князья, представители аристократической элиты, степень властных полномочий которых нашла отражение в термине domini (господа, государи), отличавшем их от простых сеньоров - seniores. За ними следовали епископы и аббаты, бароны и другие крупные сеньоры с должностями и без оных. Низшие ступени занимали мелкие землевладельцы - рыцари, которые могли не иметь собственных вассалов. Возглавлял иерархию верховный сеньор - сюзерен. Все остальные сеньоры были одновременно и вассалами. Понятие знатности, отличавшей ее носителей от остальных свободных, обозначалось современниками термином nobilis, который в течение X в. вытесняется другим термином miles, что отражало конституирование рыцарства как социальной группы (см. стр. 67-72).
"Феодальная лестница" была, однако, не очень прочна и легко "опрокидывалась" с изменением фактического баланса сил между вассалом и сеньором, включая и самого сюзерена. Способствуя усилению частной власти феодалов, вассалитет неизбежно ослаблял центральную власть, делал ее по существу номинальной.
Король сам был прежде всего крупнейшим землевладельцем и верховным сеньором, а власть его опиралась
51
на имеющиеся в его распоряжении земельный фонд и людские ресурсы, в первую очередь на вооруженных вассалов, которые получали от него земли в феод и были связаны с ним особыми договорными отношениями службы и верности. Королевская служба и щедрые пожалования могли быстро ввести удачливого вассала в число самых влиятельных магнатов королевства, а рост могущества последних не исключал перераспределения верховной власти в их пользу, включая право вести войны, чеканить монету, а иногда и право осуществлять высшую юрисдикцию по всем делам в пределах своих владений. Одним из выражений зависимости королевской власти от аристократии, игравшей все большую роль в управлении государством, стала активизация периодически созывавшихся королями собраний и советов светских и духовных магнатов, в компетенцию которых входило решение всех важнейших государственных вопросов, а иногда и выборы самих королей, как, например, в Западно-Франкском государстве, где эта практика возродилась в смутное время и завершилась избранием в 987 г. Гуго Капета, положившего начало династии Капетингов.
Вот как описывает это событие, завершившее период правления Каролингской династии в Западно-Франкском королевстве, хронист-монах Реймского монастыря св. Ремигия:
"Галльские князья в назначенное время собрались в Санлис. Когда они сошлись на совещание, архиепископ по знаку герцога начал говорить следующим образом: "С тех пор, как блаженной памяти король Людовик (Людовик V Ленивый), не оставив детей, похищен был с земли, мы должны были самым старательным образом обдумывать, кого призвать на его место к правлению, чтобы государство, не лишенное своего правителя, не пришло в упадок через небрежение... Известно, что Карл (герцог Лотарингский, дядя Людвика V) имеет приверженцев, которые по происхождению считают его достойным трона. Но на подобные доводы мы возражаем, что трон не приобретается наследственным правом и что никто не может быть избран в короли, кого, кроме благородства
52
происхождения, не просвещает также и мудрость души, кого правдивость не делает твердым и великодушие сильным... Позаботьтесь о благе государства и предохраните его от несчастья. Если вы хотите погубить страну, то вы можете избрать Карла. Но если вы хотите ее осчастливить, то коронуйте знаменитого герцога Гуго (Гуго Капет из рода Робертинов, герцог Иль-де-Франса). Берегитесь поэтому, чтобы склонность к Карлу не ввела кого-нибудь в заблуждение и чтобы нерасположение к герцогу не отвратило кого-нибудь от общественного блага..." Когда архиепископ подал таким образом свой голос и все его одобрили, герцог единогласно был возведен на трон. В Нуайоне он был коронован архиепископом и другими епископами и 1 июня (987 года) сделался королем галлов, бретонцев, нормандцев, аквитанцев, готов, испанцев и гасконцев" (Хрестоматия по истории средних веков. Т.1. С. 505-506).
Уже знаменитый Кьерсийский капитулярий, санкционировавший передачу по наследству графств и других фьефов, ознаменовал поворотный пункт в социально-политической истории Франции. Возведя сложившуюся практику в юридическую норму, он связал руки королю в распоряжении феодами: он мог отнять фьеф у какого-либо семейства только в случае нарушения его владельцем обязательств, налагаемых феодальным обычаем. Вне обычного феодального права он не имел никакого контроля над графами и, таким образом, рычаги управления графствами со стороны центральной власти были потеряны.
В политической истории Франции феодализация графств сыграла огромную роль, поскольку графство стало территориальной основой нового феодального порядка, который постепенно возник из руин Каролингской державы. Уже в X в. феодальные отношения во Франции принимают наиболее завершенную, классическую форму, а государство распадается на сравнительно небольшие по территории феодальные владения, имеющие собственные довольно устойчивые границы, этническое своеобразие, историко-культурную общность. Реальная власть избранного королем Гуго Капета, равно как и его ближайших преемников -
53
Роберта (996-1031 гг.) и Генриха I (1031-1060 гг.), ограничивалась по существу их собственными сеньориальными владениями - королевским доменом. Что касается прав сюзерена - верховного сеньора, возглавлявшего феодальную иерархию, то они ни в коей мере не ограничивали фактической самостоятельности их крупнейших вассалов, не говоря уже о пользовавшихся особым статусом герцогах Нормандии, Бретани, Аквитании. Конфликты вассалов со своим сеньором-королем были явлением столь же распространенным как и конфликты между вассалами, разрешение которых требовало его вмешательства. Нюансы этих отношений прекрасно передает письмо Одона, графа Блуа, королю Роберту, датируемое 1025 г.:
"Государю своему Роберту, королю, граф Одон... Граф Ришар, твой вассал, увещевал меня явиться для суда или соглашения по поводу споров, которые ты со мною имел, и я передал все это дело в его руки. Тогда он, с твоего согласия, назначил мне срок для суда... Но с наступлением срока, когда я готов был отправиться, уведомил он меня, чтобы я не трудился являться на суд как было условлено, ибо, ибо неугодно-де принимать тебе другого оправдания или соглашения, кроме как того, чтобы признать меня недостойным держать от тебя какой бы то ни было феод. Говорил он также, что не годится ему представлять меня на этот суд без собрания пэров. Вот причина, почему я не явился к тебе на суд. Но удивляешь ты меня очень, государь мой, как столь поспешно, не разобравши дела, присудил ты меня недостойным феода твоего? Ведь если дело касается условий происхождения, то, благодарение богу, родовитость есть у меня. Если [дело касается) качества феода, который ты мне дал, то известно, что не из твоих он владений, но из того, что мне, по милости твоей, от предков моих перешло по наследству. Если [дело касается] выполнения службы, то хорошо тебе ведомо, что пока я был у тебя в милости, служил тебе и при дворе, и в войске, и на чужбине. Если же потом, когда ты наложил на меня опалу и данный мне феод порешил отобрать, я, обороняя себя и феод свой, нанес тебе какие-либо обиды, то ведь совершил я это, раздраженный
54
несправедливостью и вынужденный необходимостью. Ибо как же я могу оставить и не оборонять феода своего? Бога и душу свою ставлю в свидетели, что лучше предпочту умереть на своем феоде, нежели жить без феода. Если же ты откажешься от замысла меня феода лишить, ничего более на свете я не буду желать, как заслужить твою милость" (Социальная история средневековья. Т. 1. С. 231). Десятилетия междоусобных войн и внешних вторжений принесли народам . Западной Европы бессчетные человеческие и материальные потери и привели к дальнейшему обособлению и дифференциации различных регионов, составлявших владения бывшей Каролингской империи. В результате целой серии территориальных разделов рухнула вся система управления, основы которой были заложены Карлом Великим, возобладала тенденция к концентрации власти на местах. В этих условиях на первый план вышли межрегиональные различия, обусловленные как особенностями предшествовавшего (доимперского) исторического развития отдельных областей, так и степенью интенсивности новых нашествий. Каролингский мир распался на ряд отдельных обществ с культурно-историческими характеристиками, существенно отличающими их друг от друга. Пережитки древних общественных институтов, местные обычаи, традиции, языки и диалекты, конкретный исторический опыт и этнический состав населения определяли специфику каждой провинции распавшейся империи. Процесс дезинтеграции вовсе не останавливался на уровне королевств, искусственно созданных многочисленными переделами земель и не представлявшими собой какого-либо органического единства. Последнее было достигнуто лишь в итоге последующего двухсотлетнего развития, завершившегося возникновением из хаоса и анархии новых государственных образований, территориальные границы которых отнюдь не были заранее предопределены. Говоря об истории Франции, Германии, Италии, а также Англии того времени, мы должны понимать, что эти условные понятия не отражают реальной ситуации эпохи, поскольку общественная и политическая жизнь в течение всего периода с середины IX до середины XI в., который можно было
55
бы назвать "долгим десятым веком", сосредоточивалась в отдельных крупных сеньориях, герцогствах и графствах, провинциях и областях, имевших свою собственную историю. Особенности социальных структур и политических систем разных регионов Западной Европы в раннее Средневековье оказывали решающее влияние на формы и темпы их феодализации и, в свою очередь, зависели от ее конкретных результатов.
Значительные региональные различия проявились, например, в конкретных обстоятельствах складывания рыцарства и вассальных связей в отдельных областях и странах. Французский историк Жорж Дюби специально исследовал этот процесс в графстве Маконнэ в Бургундии, где крупнейшие землевладельцы просто отказывались подчиняться ослабевшей до предела власти графа и последний, стремясь привязать к себе шатэленов (правителей укрепленных поселений и замков) и других сеньоров, раздавал им в качестве фьефов земли из собственного домена. Военная служба и присутствие в суде сеньора стали рассматриваться как связанные с обладанием фьефом. Эти обязанности укрепляли феодальные связи, усиленные частыми контактами вассалов и сеньора, и в частности тем, что сеньор выступал гарантом прав вассалов, защищал их в суде, оказывал им помощь. Но в XI в. подчинение мелких вассалов сеньору оставалось неполным, во-первых, вследствие незначительной величины фьефа и преобладания в Маконнэ аллодиальных владений, а во-вторых, потому что рыцарь мог быть вассалом многих сеньоров одновременно. Так в конце XI в. не было уже ни одного рыцаря, имевшего менее двух-трех сеньоров. Ж. Дюби подчеркивает, что вассально-ленные связи не создали нового соотношения сил внутри класса феодалов. Они лишь оформили отношения, возникшие раньше из имущественного и политического неравенства.
В конце X в. шатэлены присвоили себе право созывать под свои знамена находившихся от них в зависимости вассалов. Немало конных воинов, получая бенефиции, несли службу сеньору, находясь в его замке. В документах Маконнэ под 971 г. впервые встречается термин miles,
56
употребленный для обозначения не военной профессии, а социального статуса. Сравнивая употребление терминов nobilis и miles, Ж. Дюби приходит к выводу, что замена первого вторым отразила потребность в определении единой по своему социальному положению группы людей. Рыцарство было привилегированной верхушкой свободных, связанной с сеньором лишь вассальными обязательствами. По приблизительным подсчетам в графстве Маконнэ было около 200 рыцарских семей и все они являлись наследниками наиболее состоятельных землевладельцев X в., а это свидетельствует о том, что вначале рыцарство было открытой социальной категорией, для проникновения в которую требовалось обладать земельным владением значительной величины. Обедневший рыцарь терял возможность вести жизнь воина и немедленно попадал в зависимость от более сильного соседа. Угроза раздробления или утраты патримония, а с ним и привилегированного статуса, рост классового самосознания, а также процесс обогащения низших слоев - все это вместе создавало предпосылки и стимулы для замыкания рыцарства как социальной группы. Это происходит во второй половине XI в., когда принадлежность к рыцарству независимо от экономического положения становится строго наследственной, о чем говорит, в частности, обязательное включение титула "miles" в родовое имя. Более того, статус рыцаря распространился на всех членов семьи, включая и женщин. Таким образом, в последней четверти XI в. завершается процесс оформления рыцарства как социальной категории, ставшей основным элементом знати развитого средневековья1 .
В других областях Франции картина эволюции рыцарства и развития феодальных отношений имеет многочисленные вариации. В ряде регионов - в пограничных областях Каролингской империи (Саксонии, Нидерландах, Каталонии), а также в Аквитании, Южной Бургундии, Провансе - сохраняются аллодиальные владения, некоторые крупные землевладельцы, вступая в вассальную связь, не подчиняют
1 См. Duby. G. La societe aux XI-е et XI 1-е siecles dans la region maconnaise. P., 1953.

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Германия выступает на арену истории в виде совокупности герцогств
1 пьер амьенский - сеньор рыцаря робера де клари
Изучающая абстрактное количество

сайт копирайтеров Евгений