Пиши и продавай! |
Одна группа специалистов, которые в разной степени связаны с ритуалом, занимает в ней особое положение. Группа включает санскритских пандитов, знающих до тонкостей правила ритуала, к помощи которых прибегают в случае ритуального «загрязнения», свадьбы и т. д., а также астрологов. К специалистам, не связанным с каким-либо институтом, принадлежат также специалисты по ведийским мантрам, которые имеют в своем распоряжении магические формулы и ритуалы, чтобы умилостивить богов или противодействовать дурному влиянию, и врачи, основным инструментом которых являются травы и лекарства, описанные в древних текстах. Знание, необходимое для возведения храмов, домов и других построек, также традиционно считалось частью священной традиции, оно было вверено создателям изображений из камня и металла, архитекторам и другим ремесленникам. Специалисты в тех науках, которые считались необходимыми для изучения Вед, и сейчас преподают в современном Санскритgkom колледже. 383 Священные обряды. Два важных различия делят все обряды на: домашние против храмовых и ведические против пуранических. Первое различие касается места проведения обряда и типа его исполнителя, второе — типа священного текста, который предписывает тот или иной обряд. Домашние обряды, в частности ежедневные ритуалы и обряды перехода, являются в большинстве своем ведическими, храмовые церемонии основаны на пуранах. Связь между домашними и храмовыми обрядами в основе своей пураническая — через специальные подношения изображениям пуранических богов. Эти изображения почти одинаковы в храмах и домах. Главное, чем отличаются храмовые обряды от домашних, — это обряд подношения даров изображению Бога, который противопоставлен лишенному изображения ведическому жертвоприношению. Два типа обрядов, возможно, представляют собой разные культурные традиции, развивавшиеся параллельно. В быту пураническая традиция наслаивается на ведическую, и хозяин и его жрец исполняют оба типа обрядов. Существуют также аналогии между временным циклом домашних и храмовых обрядов. Точно так же как домашние обряды включают цикл ежедневных ритуалов, расписанных с утра до вечера, и другой цикл церемоний, отмечающих важные события жизни человека, храмовые обряды подчинены циклам ежедневного почитания и сезонным праздникам. Ежедневное подношение изображениям божеств в храмах имеет черты сходства с ежедневным циклом домашних обрядов, а сезонные праздники, определяемые в соответствии с фазами луны и положением зодиакальных созвездий, отмечают важные события (рождение, свадьбу и т.д.) в жизненном цикле богов. Взаимодействие «большой» и «малой» традицийСоциальная организация «большой» традиции в деревне. В деревне нет такого разнообразия специалистов, как в городе. Обычный минимум специалистов составляют храмовый и домашний жрецы, а также школьный учитель. В некоторых деревнях существует более обширный круг образованных, однако социальная организация традиции в деревне все равно отличается от той, которую мы видим в городе, так как она включает меньше специалистов, требует меньше профессионализма и не предполагает полный рабочий день. Она, как правило, зависит от заезжих специалистов из других деревень и близлежащих городов. Храмовый жрец может быть и чем-то вроде пандита, рассказчика священных текстов, певца священных песен и астролога, в то время как эти функции 384 в городе выполняют разные люди. В деревне нет профессиональных танцоров, актеров, докторов или создателей изображений богов, хотя жители знают об их существовании, так как видели их в соседних деревнях или городах. Специалисты, являющиеся представителями более новых средств коммуникации (газеты, радио, кино), в деревнях, естественно, отсутствуют. Раньше в деревнях Южной Индии жили известные музыканты, учителя танцев, поэты и пандиты, деревни были активными культурными центрами. Однако ситуация изменилась, и теперь в отношении специалистов культуры деревня зависит от города. Несмотря на то что деревня больше не играет роль культурного центра, между деревней и городом существует культурное единство. До недавних пор многие деревни были центрами традиционной культуры, даже сейчас в городе и деревне существуют одни и те же основные культурные институты и специалисты. Более того, в индийской деревне существует так называемый «деревенский космополитизм», основанный частью на переплетении кастовых и родственных связей и частью на деятельности путешествующих культурных специалистов. Наконец, в городах существует космополитичная народная культура, иногда немного отличающаяся от деревенской, а иногда ассимилированная массовой городской культурой. Возможно, самым поразительным аспектом культурного единства между городом и деревней является общий как для деревенского, так и для городского жителя набор мифологических и легендарных сюжетов. Одни и те же истории из «Рамаяны», «Бхагаватапураны» и «Махабхараты» рассказываются, поются и разыгрываются как в городе, так и в деревне. Даже в поселениях неприкасаемых, культура которых в принципе довольно бедна, встречаются учителя, которые знают эти представления и учат мальчиков разыгрывать их. Именно потому, что они разыгрывают и знают одни и те же истории, мы можем сказать, что горожане и жители деревень принадлежат к одной и той же цивилизации. Или же, выражаясь более осторожно, контекстуальный анализ эпических и пуранических историй, возможно, поможет раскрыть единство мышления горожанина и жителя деревни. Социальная организация и средства коммуникации традиции. Можно предположить, что в результате долгого процесса смешивания элементов разных традиций индуизма возник такой тип общества и культуры, в котором взаимовлияние «большой» и «малой» традиций приобрело устойчивые формы. В этом случае при непосредственном наблюдении можно выявить структуру взаимодействия и средства, с помощью которых она передается. В нескольких исследованиях индийской деревни эти средства были отождествле- 385 ны с сетью отношений, которую формируют брак, торговля, религиозные паломничества и праздники, а также деятельность специалистов по генеалогии и святых. Даже в деревнях эта сеть отношений оказывается настолько густой, что порождает своего рода «деревенский космополитизм». Именно эти средства являются проводниками взаимовлияния между высокой и низкой традициями, благодаря чему последнее может быть выявлено в конкретных исследованиях. Трансформация индийской цивилизацииКакие бы глубокие изменения не происходили в индийском обществе, носители этих изменений в большинстве продолжают считать себя верными адептами индуизма. Это возможно благодаря некоторым общим чертам индуизма, облегчающим адаптацию. Одной из этих черт является то, что индуизм допускает множество путей спасения и предписывает различные обязанности разным людям согласно уровню их развития и положению в жизни. Эта концепция предполагает последователю выбор между выполнением ритуалов, преданностью Богу и аскетическим отрешением. Другая черта индуизма, поддерживающая доктринальный плюрализм и децентрализованную структуру, — представление о том, что религиозные и философские истины имеют не только теоретическое значение, но и применяются на практике. Вера в нереальность мира и индивида и конечное уничтожение первого не мешает адептам индуизма принимать активное участие в «мирских» делах. Видимое противоречие они объясняют тем, что религиозные доктрины верны на другом, высшем, космическом уровне. Третья черта индуизма, облегчающая адаптацию к новому, — это модель социальной организации, описанная в священных текстах, — теория варн. Как отмечает ?.?. Шринивас, теория варн выполняет важную связующую и объясняющую функцию по отношению к местным различиям. Она связывает высшие установки санскритизации с экономической и политической мобильностью каст, которые приобретают власть, богатство и современное образование. Таким образом, санскритизация представляет собой процесс включения групп в систему, а также обеспечения мобильности групп, уже включенных в нее. Традиция и изменение в индийской цивилизацииИндийское общество и культура не являются традиционными в том значении, которое вкладывали в это слово в предыдущем веке, 386 т.е. подчиненное неизменяющейся традиции и древним обычаям. Традиционализм индийской цивилизации в другом — в способности инкорпорировать инновации в развивающуюся и изменяющуюся структуру культуры и общества. Эта способность отражается в целой серии механизмов адаптации и в приемах обращения с новым, иностранным, чужим. Действие механизмов адаптации делает возможным своего рода «культурный метаболизм», который поглощает инородные культурные тела, изолирует их, ломает, придавая нужную форму, и внедряет в местную «культурную протоплазму». Представляет собой целостной системы
|
|
|
|