Пиши и продавай!
как написать статью, книгу, рекламный текст на сайте копирайтеров

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

450

ке татарской тирании. Россия Петра Великого, в свою очередь, должна была изучить язык Европы... язык своих враждебных соседей. Россия должна была стать одной из стран Европы, такой же, как они. Аналогичным образом Испания... должна была усвоить культуру и цивилизацию Европы.

Россия Петра Великого, по всей видимости, пыталась отвергнуть свое славяно-варяжское варварство с тем, чтобы сделать возможной собственную европеизацию. Это — то же самое явление, что и «нордомания», о которой позже, в начале XX в., говорил применительно к Латинской Америке Х.Э. Родо. Суть данного явления — в принятии ценностей, которые не являются собственными ценностями, и, тем самым, подчинение творцам этих ценностей. Навязывая России европейскую цивилизацию, Петр Первый, даже не ставя сознательно такой цели, подчинял свой народ новой власти... власти Западной Европы... лидером которой являлась Англия. Много лет спустя советские наследники царской России... судя по всему, в свою очередь испытывали огромное восхищение по отношению к народу, который являлся их постоянным противником, к народу США.

Комментарии

Здесь приведен отрывок из одной из наиболее интересных работ Л.Сеа, озаглавленной «Дискурс с позиции маргинальности и варварства». Философ стремится осмыслить специфику латиноамериканской цивилизации в общемировом контексте, в ряду родственных цивилизаций, к числу которых он относит Россию и страны Пиренейского полуострова. Определяющие черты этого цивилизационного типа Л.Сеа видит в том, что относящиеся к нему социокультурные общности, занимая периферийное положение в мировой структуре западной цивилизации, всячески стремятся отстоять свою самобытность, свое право на историческое творчество перед лицом центров этой цивилизации, и в то же время для многих их представителей характерно очень сильное стремление самим войти в состав ядра «фаустовской» субэкумены, добиться признания в качестве неразрывной органической составной части западного мира.

Делая особый упор на периферийность положения таких культурно-исторических общностей, как Россия, Латинская Америка и иберийские страны, в системе западной цивилизации, Л. Сеа тем самым, казалось бы, признает их принадлежность данной системе. В то же время фактически он выделяет такие характеристики данных обществ, которые позволяют говорить об их качественном отличии от Запада, об их собственной цивилизационной динамике. Как и в других своих работах, Л. Сеа особо подчеркивает роль культурной метисации. Особую нагрузку в данной работе несет еще одна важнейшая общая характеристика России, Латинской Америки, Испании и Португалии — их пограничность, положение не только на периферии Запада, но и между различными человеческими мирами. Западом и Востоком.

Выделяется и всячески акцентируется еще один аспект понятия пограничности. Как Россия, так и Латинская Америка, и Испания являют собой, в интерпретации Л. Сеа, «воплощенное беспокойство границы» (Гегель) между «цивилизацией» и «варварством». В открытой полемике с концепцией Д.Ф. Сармьенто (а в значительной мере и со всей классической европейской традицией) Л. Сеа подчеркивает мысль об относительности грани между ними, о наличии у «варварства» собственного «логоса».

451

А. Тойнби. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ПСЕВДОМОРФОЗА

Концепция «псевдоморфоза» О. Шпенглера — одна из наиболее блестящих его интуиции... По сути своей идея проста. Встреча двух вступивших во взаимодействие цивилизаций может произойти в такой момент, когда они находятся в неодинаковом положении: одна может быть более могущественной, другая же — более творческой. В подобной ситуации более творческая цивилизация будет вынуждена внешне подчиниться более могущественной и принять ее культурную конфигурацию подобно тому, как рак-отшельник заползает в чужую раковину и прячется в ней. Однако наблюдатель позволил бы ввести себя в заблуждение, если бы принял то, что лежит на поверхности, видимость, за подлинную реальность. Он должен заглянуть под поверхность, исследовать то, что лежит в ее основе.

Примером «псевдоморфоза» в масштабе всей ойкумены может служить сегодня вестернизация современного мира в целом. Первыми незападными обществами, подвергшимися вестернизации, были центральноамериканское и андское. К настоящему времени они являются номинально западными и христианскими на протяжении вот уже более четырех столетий. Однако сегодня в горных местностях Гватемалы и на плато Лас Касаса, примыкающем к. Мехико, можно наблюдать факты использования христианских церквей простыми, не сведущими в тонкостях религиозных доктрин сельскими жителями для исполнения обрядов дохристианского происхождения. В Мехико-Сити можно видеть, как дух и основные мотивы той же самой дохристианской религии возрождаются... художниками и скульпторами, прошедшими западную школу и использующими западную технику. В их собственном понимании речь идет о сознательном, преднамеренно конструируемом архаизме. Однако искусственно возрождаемое религиозное искусство доколумбовой эпохи само по себе обладает огромной притягательной силой; оно способно подчинять себе человека. Похоже, что в Мексике, как и в Индонезии, мы являемся свидетелями банкротства «псевдоморфоза». Глубинная, основополагающая реальность взрывает внешний слой, ее покрывавший. Ту же самую картину мы можем видеть и в истории вестернизации России. (Т. XII. С. 670, 673.)

452

Комментарии

Здесь приведен отрывок из последнего, XII тома фундаментального труда А. Тойнби «Постижение истории». Этот том носит название «Переосмысления» не случайно: в нем действительно переосмысливается очень многое из того, что было изложено А. Тойнби ранее в уже вышедших в 30-50-е гг. томах «Постижения истории». Это касается и системы взглядов А. Тойнби на цивилизационный статус Латинской Америки, которые претерпели существенную эволюцию.

Ранее А. Тойнби доказывал, что динамика и центральноамериканской, и андской цивилизаций подчиняется разработанной им общей схеме эволюции цивилизаций: рождение, рост, надлом, гибель. Причем падение майя-ацтекской и инкской цивилизаций, так же как и во всех иных случаях аналогичного рода, было предопределено утратой ими творческого характера, неспособностью дать адекватные ответы на «вызовы» истории и природы.

Между тем из приведенного текста А. Тойнби прямо следует вывод о том, что традиции автохтонных цивилизаций сохраняют свою жизненную силу вопреки процессу вестернизации и способны к регенерации.

В первых томах «Постижения истории» он рассматривает Латинскую Америку как западное по своему характеру общество. Однако в XII томе, как явствует из приведенного отрывка, западное начало трактуется как нечто чисто внешнее, органически чуждое подлинной реальности континента.

Следует отметить, что после выхода в свет XII тома «Постижения истории» А. Тойнби продолжал высказывать противоречивые суждения относительно характера цивилизационного процесса в регионе к югу от Рио-Гранде. Так, концепция «псевдоморфоза» никак не предполагает (в полном соответствии с изначальной логикой О. Шпенглера) признания реальности культурного синтеза, метисации, соединения западных и незападных элементов в нечто качественно новое, доселе мировой истории неизвестное. Между тем подобное признание наличествует в ряде работ и выступлений А. Тойнби 50—60-х гг.

Обзор

Латинская Америка принадлежит к той разновидности цивилизаций, которые получили условную характеристику как «пограничные», находящиеся «между Западом и Востоком» ( к их числу относят в той или иной мере также Россию, страны Балканского полуострова, Испанию и Португалию).

453

В роли «Востока» в Латинской Америке выступили автохтонные доколумбовы культуры, которые по своим главным характеристикам (подчинение человека природным ритмам, индивида ~социуму, ориентация на сохранение традиции, структурообразующая роль общинного архетипа и т.д.) могут быть уподоблены существенной части субстрата восточных обществ, в особенности той, в которой сохраняются древние архетипы, существовавшие в «доосевое» время.

Для Латинской Америки, как и длявсех иных цивилизационных общностей данного типа, характерно сочетание в рамках одной и той же социокультурной системы качественно различных способов разрешения коренных проблем — противоречий человеческого существования: между мирской и сакральной сферами бытия, человеком и природой, индивидом и социумом, традиционной и инновационной сторонами культуры. Так, с одной стороны, для латиноамериканцев типична мощная тяга к христианской религии (Латинская Америка, как известно, самый «католический» континент мира, хотя в последние два десятилетия активно распространяются различные протестантские течения), с другой — налицо сохранение заметных пластов «доосевого» мифологического сознания и отношения к миру. Отчетливо проявившаяся в ходе цивилизационного процесса в регионе тенденция к подчинению природным ритмам (получившая наиболее полное развитие в индейских крестьянских общинах, но наличествующая также и у представителей иных этнокультурных общностей, прежде всего у метисов, проживающих в таких природных зонах, как Анды — Кордильеры и тропическая сельва) столкнулась с прямо противоположной тенденцией — стремлением приспособить природу к человеческим потребностям, вплоть до идеи тотального ее подчинения человеческой воле и переделки в соответствии с европейскими и североамериканскими стандартами у апологетов технологического прогресса и промышленного освоения природного потенциала стран региона. Тенденция подчинения личности общности в различных ипостасях — от индейской общины до государства, ярко проявлявшаяся на всем протяжении латиноамериканской истории, соседствует с крайним индивидуализмом, тягой к свободе без границ, к полному своеволию. Стремление неукоснительно следовать традиции, ничего не меняя в сложившемся строе жизни (наиболее заметное опять же у членов индейских общин, но достаточно типичное также для части креольского общества, ориентированной на сохранение испанского колониального наследия), не раз вступало в противоречие с тенденцией к абсолютно-

454

 <<<     ΛΛΛ     >>>   

Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций 12 общества
Выполняли функции духовных наставников как благодаря своей учености единство религии
Слабое развитие независимых социальных слоев дополнялось господствующим положением бюрократии
Ерасов Б.С. Сравнительное изучение цивилизаций 9 культуры
Упадка цивилизаций дает нам основания для выделения последовательных стадий

сайт копирайтеров Евгений