<<< ΛΛΛ >>>
В древнерусском языке имеется еще одно название огня - "крес". Корень сохранился в слове "кресало" (вышедшее из
употребления приспособление для добывания огня), а также в
серии понятий: "красный", "краса", "красивый", "красота",
"прекрасный", "краска". С существительным "крес" тесно
взаимосвязан глагол "кресать" или "кресить", означающий
одновременно: "высекать огонь" и "воскресать (оживать)".
"Игорева храброго полку не кресити", - трагически заключает
безымянный автор "Слова о полку Игореве". Нетрудно истолковать
лексическое и смысловое происхождение таких важнейших для
русского миросозерцания слов как "воскрешать" и "воскрешение"
- они имеют древнейшее дохристианское происхождение и связаны
с культом огня и его ролью в первобытной жизни. При высекании
огонь-крес всегда как бы воскресал заново, потому-то слово
кресить обозначало сразу два понятия - "высекание" и
"воскресение". Само слово "крес" и этимологически связанные с
ним понятия типа "красный - красивый" близки по смыслу и
происхождению с церковнославянским "крада", что означает
"костер", "огонь", "жертвенник". (В русском языке слово не
употребляется, однако корень сохранился в словах с иным
смыслом: "украдкой", "украденный" - от глагола "красть".)
<<< ΛΛΛ >>>
истории России Демин В. Тайны русского народа В поисках истоков Руси 12 обозначения Богатырь никулица вятский неидеализированный прообраз былинного микулы Зато у древних иранцев ахуры божественные существа К вопросу о дуалистических космогониях этнографическое обозрение Множество убедительных аргументов в пользу архаичности основных героев русского былевого эпоса
|