<<< ΛΛΛ >>>
Наряду с общеиндоевропейскими корнями и словами "свет" и "бел" в русском языке глубоко укоренилась еще одна близкая по смыслу лексическая основа - "яс", в первозданном виде
присутствующая в словах "ясный" и "ясень". Понятие "ясный"
имеет двоякое значение: 1) "чистый", 2) "понятный" и восходит к
санскритскому слову yaas - блеск (ср.: укр. "яскорка"
- "искорка"). В процессе языкового развития корень "йас" ("яс") трансформировался в "ас" и "ес". В этих обличиях он
встречается в таких, к примеру, архаичных словах, как "есень" ("осень") - откуда фамилия Есенин; яство ("пища"),
этимологически связанное с глаголом "есть" ("кушать"). Одно из названий "ячменя" - "ясмень" (откуда: "ясничек" - ячменный
хлеб, и "ясник" - ячменное вино).
Не меньший интерес представляет смысловая нагрузка, которую носил корень "яс" на разных исторических этапах. Прежде всего обращает на себя внимание устойчивое сочетание прилагательного "ясный" с существительным "сокол", символизирующим издревле Солнечное светило. "Ясный сокол" - не
просто поэтический образ, в нем закодированы древнейшие
представления и о Солнце, и о Солнцебогах, и о магической связи
людей с космическими законами. В сказках и былинах ясный сокол
- оборотная ипостась героев, приобщающая их к иному - неземному и нечеловеческому - миру: на оборотничестве
построены сказки о Финисте Ясном соколе (или, как она оригинально именуется в варианте, записанном И.А.Худяковым в Рязанской губернии, сказка о Фенисто-ясно-сокол-перышке), а также былина о Вольге (Волхе Всеславьевиче).
Одно из древних названий сокола - "ясмен" (см. "Толковый словарь живого великорусского языка" Владимира Даля). Корень
"яс" входит и в название "ястреб" - другого рода хищных птиц,
по виду наиболее близких к соколам и в древности, видимо,
понятийно объединявшихся. Общеиндоевропейский корень
"yas" обнаруживается в словах "асы" - древнегерманские
Боги, Ясна - главная часть Авесты, ясы - древнерусское название осетии, Яссы - название города в Румынии на
территории, где пересекались исторические пути славянских и романских народов - двух ветвей некогда единого
<<< ΛΛΛ >>>
Называемых змеевиками записки русского археологического общества истории России Демин В. Тайны русского народа В поисках истоков Руси 5 мифологии О яйце свидетельство иоанна домаскина небо Еще при помощи пучка молний истории России Демин В. Тайны русского народа В поисках истоков Руси 8 хозяину
|