<<< ΛΛΛ >>>
ясный, свет очей моих, светик, мой свет? Космическая
приобщенность, неотделимость от видимого мира небесных явлений
отразилась и в ласкательных опоэтизированных именах,
сохранившихся до наших дней: "солнышко", "звездочка",
"зоренька", "месяц ясный". Можно, не колеблясь, утверждать: вся
жизнь, душа и плоть русского человека с младенческих лет и до
самой смерти была насквозь пронизана светом - в прямом и
переносном смысле. Окружающий мир во всех его знакомых
проявлениях именовался "белым светом". Антиподом этого света
был "тот свет", пугающий и манящий своей неизведанностью и
запредельностью.
Животворящий свет не только олицетворял светлое космическое начало, но и связывал воедино весь пантеон языческих Божеств. И не только языческих. Древнее обожествление света переросло в новое религиозное миропонимание, которое немыслимо без таких словосочетаний, как "божественный свет". Важнейшее понятие любой религиозной системы "святой" образовано от слова "свет" и впитало в себя его содержание.
Метафоричность философской и богословской символики, которая выступает по существу как опоэтизированный язык науки, выразилась также в таких фундаментальных понятиях, как "свет истины", "свет знания" и производимого от них "просвещения", означающего процесс приобщения каждого к сокровищнице человеческого опыта - интеллектуального, нравственного,
эстетического, хозяйственного, технического, военного,
охотничьего и т.п. Великая миссия аккумуляции такого опыта и
передача его настоящим и будущим поколениям принадлежит
Просветителям. Точно так же творческие акты в познании, открытия, результаты художественного поиска характеризуются емкими словами - "озарение", "вспышка".
Само слово "свет" древнейшего происхождения и восходит вместе с аналогичными понятиями других индоевропейских языков к санскритскому слову "зeta" (читается и произносится как
"шьвета") и означает "белый", "светлый", "блестящий", отсюда и
русское слово "цвет".
Такая поливариантность значений понятия "свет" и множественность разнокоренных слов, приведших к своеобразной лексической "цепной реакции", объясняются той объективной обобщающе-смысловой ролью, которую всегда играл свет в жизни людей. Любая единичная вещь или группа предметов воспринимается как нечто обособленное, отдельно взятое. И только свет (как, впрочем, и тьма) является таким безлико-всеобщим началом, которое мгновенно охватывает, обволакивает, объемлет весь вещный мир, представая в виде естественной, доступной каждому, хотя и неизведанной природной стихии. О древности и значимости понятия "свет" для народного миросозерцания свидетельствует также поговорка - клятва со следами заклинания: "Чтоб мне
<<< ΛΛΛ >>>
Планита крон Называемых змеевиками записки русского археологического общества истории России Демин В. Тайны русского народа В поисках истоков Руси 6 спираль Практически у каждого народа имеется изображение мирового древа У атланта
|